Дмитрий Соболев
Один человек мечтал стать неудачником. И не смог.

Sneakerhead: история субкультуры и лимитированные модели кроссовок

Для многих из нас покупка пары кроссовок — легкий выбор. Но для тех, кто коллекционирует кроссовки, покупка очередной пары сравнима с особым событием в жизни. Субкультура Sneakerhead, которая появилась в 1980-х гг., уже давно переросла в масштабное направление, к которому прибывает с каждым годом все больше и больше сторонников.

В России поклонники субкультуры начали появляться в начале 2000-х годов. Обзавестись коллекционной парой кроссовок таких марок, как Nike, Jordan, Adidas, Puma, при этом отправляясь за границу или переплачивая больше половины от ценника, начали многие. С выходом новой пары кроссовок спортивные магазины Москвы оккупируют сотни мужчин и женщин, желающих стать первыми на кассе. Один из таких ажиотажей наблюдался 29 апреля прошлого года, когда на Кузнецком мосту собралось около 500 человек за сутки до старта продаж Yeezy Boost 350. Это кроссовки, которые Adidas разработала совместно с Канье Уэстом.

Второе пришествие за этими кроссовками случилось, когда в ноябре во флагманский магазин привезли всего 48 пар из лимитированной серии. На этот раз на Кузнецком мосту собралось уже более 3000 человек, которые хотели испытать удачу в розыгрыше такого желанного приза. На тот момент цена одной пары составила 16 990 рублей.

От B-Boy до Sneakerhead

Активное коллекционирование кроссовок началось в конце 1970-х годов вместе с популяризацией хип-хоп движения в Нью-Йорке. В то время одежда была отличительной чертой представителя хип-хоп культуры, а кроссовки можно было легко подобрать под соответствующий гардероб. Например, кроссовки Adidas с тремя полосами очень хорошо вписывались в стиль хип-хопера.

Движение Sneakerhead в США нахлынула волна ажиотажа с выходом кроссовок Nike Air Jordans, которые были разработаны совместно с Майклом Джорданом в 1985 году.

Nike Air Jordans
Nike Air Jordans

Даже при розничной цене в $125, магазины не могли удержать кроссовки на полках, Air Jordans разгребали со скоростью света. С тех пор они стали символом статусности. Чтобы радовать своих поклонников, Nike продолжала выпускать Jordans каждый год в новом облике. Пара кроссовок оказалась настолько популярной, что к началу 1990-х годов, по некоторым оценкам, 1 из 12 американцев носил Air Jordans.

Многие за покупкой ездили в соседние штаты, при этом покупая две, а то и более пар кроссовок, чтобы иметь их "про запас" и носить любимую модель долгие годы. Такая тенденция продолжается и сегодня, когда сникерхеды имея в своей коллекции более 50 пар кроссовок, половину из них ни разу не носили.

От улиц до бутиков

Когда компании, выпускающие кроссовки, поняли, что круг поклонников кроссовок активно расширяется, они приняли решение выпускать "Colorways"* в ограниченном тираже. Сегодня практически каждый ведущий производитель спортивной обуви имеет модель в разных цветовых решениях в ограниченном тираже.

* Colorways — термин, используемый для обозначения различных цветовых решений и материалов для модельного ряда продукта.

Фото: Freshness Mag
Фото: Freshness Mag

Colorways

Colorways, как правило, выпускаются в очень ограниченном тираже — не более 500 пар, и доступны только в специализированных магазинах, или бутиках, но уже по более высокой цене. Если вы все же упустили шанс купить модель из ограниченной серии, попробуйте испытать удачу на eBay или в таких магазинах, как Sole Control в Филадельфии и Flight Club в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. Но будьте готовы переплачивать в два или даже три раза больше.

Кроме того, есть еще более лимитированные модели, которые выпускаются под названием "Friends and Family" (друзья и семья). Как правило, это ограниченная линейка для знаменитостей или компаний, которые используют их в своей рекламе или в качестве подарков клиентам. Такие модели зачастую ограничены 100 парами, поэтому и цена их одна из самых высоких.

Также есть модели под названием "Samples" (образцы), которые никогда не попадали в производство, что делает их еще более редкими. Иногда такие модели выпускают в количестве 1 пары.

Но, пожалуй, самыми необычными являются кроссовки "Player's Edition", которые предназначены для личной коллекции какой-нибудь знаменитости.

10 лимитированных моделей кроссовок

На сегодняшний день можно назвать очень много достойных коллекционных моделей. Лучшие из них представлены ниже.

Nike Black & Tans

Кроссовки Nike Black & Tans были выпущены в 2012 году и повторяют названием популярного напитка Black & Tans. Увы, Nike не предвидела, что название "Black & Tans" оставит неприятный осадок. Если углубиться в историю, то "Black and Tans" — это группа ветеранов Первой мировой войны, целью которой по приказу британского правительства в 1920 году было уничтожение членов Ирландской республиканской армии (ИРА). К сожалению, эта группа использовала свою силу для совершения актов насилия против граждан, не связанных с ИРА без каких-либо последствий. В результате Nike пришлось извиниться за решение назвать свои кроссовки таким образом.

Nike Heineken

Nike Heineken вышли в свет в 2003 году, став "рекламой" для производителя пива Heineken. Производитель поместил на кроссовки даже красную звезду атрибут марки бренда. Однако пивная компания никогда не соглашалась на это сотрудничество, поэтому обратилась к eBay, чтобы те исключили из своего ассортимента любые кроссовки с упоминанием имени их бренда. Но это только усложнило процесс поиска коллекционной модели и естественным образом повысив цену на товар.

Nike Freddy

В 2007 году компания Nike воодушевилась Фредди Крюгером, звездой популярного фильма ужасов "Кошмары на улице Вязов" и выпустила уникальную модель кроссовок. Тканевая основа кроссовок имеет имеет красно-черную расцветку, как и кофта Фредди Крюгера. Стелька этих кроссовок имитировала мышцы и сухожилия, а сами кроссовки были "покрыты" кровью. Коллекционная модель не для слабонервных.

Nike Air Yeezy

Фото: The Idle Man
Фото: The Idle Man

История знает немало случаев, когда в результате совместного сотрудничества со знаменитостями производители кроссовок выпускали коллекционные модели. Например, $1,6-миллионный контракт был заключен между Adidas и американской рэп-группой Run-DMC в 1986 году. Однако сотрудничество Nike с Kanye West оказалось наиболее успешным. Модель Air Yeezy, разработанная совместно с Kanye, была выпущена в 2009 году в трех цветовых вариантах с розничной ценой $225.

Nike Dunk Low "Paris"

Модель Dunk Paris была выпущена в 2004 году в рамках художественной инсталляции Nike "White Dunk: Evolution of the Icon" в Париже. Всего было создано 202 пары, на которые были нанесены образцы художественных работ Bernard Buffet. Примечательно то, что рисунки на вставках с художественными работами не повторяются на разных изображениях, которые можно найти в сети. Каждая пара по своему уникальна, и, возможно, это влечет за собой еще большее желание сникерхедов иметь в коллекции Nike Dunk Low "Paris".

Air Jordan Retro IV "Eminems"

Хотелось бы упомянуть релиз "Friends and Family", состоящий из 50 пар синих и черных Air Jordans, которые были выпущены для рэп-исполнителя Eminem в 2004 году, чтобы отпраздновать выпуск его четвертого альбома "Encore". Помимо необычного "Colorway", на внутренней стороне язычка кроссовок написано имя рэппера, а на подошве — название альбома.

Nike Air MAG "The McFlys"

Сникерхеды, вероятно, помнят лимитированный выпуск кроссовок по фильму "Назад в будущее", в количестве 1500 штук (2011 год), благодаря продажам которых удалось привлечь $5,7 млн в фонд Michael J. Fox Foundation. Она зашнуровываются автоматически по нажатию в районе косточки и имеют множественную подсветку. Британский ди-джей Tinie Tempah заплатил $37 500 за первую пару.

Фото: Esquire
Фото: Esquire

Есть неподтвержденная информация, что оригинальные футуристические кроссовки из фильма были включены в аукцион голливудских памятных вещей, прошедший 6 ноября 2010 года. Кроссовки продались за $15000.

Nike Dunk Hi FLOM

Дизайн данной модели разработал художником, специализирующемся на граффити, Futura 2000. Модель вышла ограниченным тиражом в количестве 24 пар.

Air Jordan Retro XI "Blackout Samples"

Как-то кроссовки Retro XI пытались продать на eBay за $15 000. Поэтому есть причины полагать, что это очень ограниченная модель.

Благотворительный розыгрыш eBay и Nike

В 2003 году Nike и eBay провели благотворительный аукцион, разыграв пару обуви. Победитель, который пожелал остаться анонимным, заплатил $30 000, чтобы получить кроссовки, созданные в соответствии с его требованиями. Чтобы гарантировать, что никто не сможет купить прототип кроссовок, Nike публично уничтожила модель, используемую для аукциона, и отправила ее остатки победителю на хранение.

"Беспорядки" на рынке кроссовок

Будь то кроссовки из ограниченной версии, или более доступные модели, вокруг этого товара всегда был ажиотаж, но не каждый раз с положительными последствиями. Ниже приведены примеры "беспорядков" на рынке кроссовок, о которых хотелось бы рассказать.

Nike Pigeons

В 2005 году Nike представила свою новую пару кроссовок под названием "Pigeons", ограниченную 150 единицами и доступную только в пяти бутиках Нью-Йорка. Несмотря на то что предлагаемая цена новинки составила $69, за очень короткое время она подскочила до $300. И все благодаря тому, что в преддверии старта продаж как минимум 100 человек пожелали забронировать новинку в магазине Reed Space. К сожалению, в магазине оказалось всего 20 пар, поэтому большинство покупателей остались без кроссовок. В ту ночь властям города пришлось прибегнуть к усилиям полиции, которая разогнала толпу прежде чем произошло что-то неладное. В ту ночь цена кроссовок на eBay подскочила до $700. Сегодня же эту модель можно найти за $2000 и то, если повезет.

Air Jordan Retro XI

После полуночи 23 декабря 2011 года сотни людей собрались у торговых центров, чтобы стать одними из первых, кто купит Air Jordan Retro XI, а точнее модернизированную версию 1996 года за $180. На этот раз производитель добавил два новых цвета: "Concord" и "Cool Grey". Еще до того, как настало утро, полицию приходилось вызвать к трем из магазинов в Индианаполисе (штат Индиана, США). Около 20 полицейских машин патрулировали в Атланте (штат Джорджия, США). Тем, кто не успел купить кроссовки в магазине, пришлось платить $500, чтобы обзавестись заветной новинкой на eBay.

Nike Air Foamposite One

Похожая ситуация произошла незадолго до NBA All-Star Game в феврале 2011 года, которому предшествовал выпуск Nike Air Foamposite One по цене $220. Например, в городе Орландо (штат Флорида, США) пришлось привлечь более 100 полицейских, несколько служебных собак и два вертолета, чтобы контролировать толпу разъяренных покупателей.

Кто знает, сколько еще будет лимитированных версий кроссовок, за которые очередной сникерхед будет готов продать душу или массовых беспределов, связанных с откровенным желанием обзавестись новинкой. Но, учитывая, что субкультура Sneakerhead переживает значительный подъем, есть предположение, что это только начало.