Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

9 вал

Картина Айвазовского «9 вал» – это настоящий шедевр. Из всех его работ, наверное, именно это произведение является самым известным. Художник, родившийся в Феодосии, и большую часть жизни проживший на берегу, настолько полюбил море, что сделал его главным героем своего творчества.

9 вал

Живописец слишком много общался с моряками, слышал тысячи увлекательных историй, в том числе легенд и поверий. Согласно одному из них, во время шторма, на фоне бушующих волн, есть одна, которая выделяется своей мощью, непреодолимой силой и огромными размерами. Интересно, что древнегреческие моряки называли гибельной третью волну, древнеримские мореплаватели – десятую, а вот у большинства представителей других государств настоящий ужас вызывала именно девятая.

Это старинное суеверие воодушевило художника очередной раз взяться за кисть, в 1850 году Айвазовский пишет «9 вал».

Как оказалось, на полотно художник перенёс также кое-что из увиденного и испытанного им самим. В 1844 г. ему суждено было пережить сильнейшую бурю в Бискайском заливе, после которой судно, на котором пребывал живописец, посчитали затонувшим, а в прессе появилось прискорбное сообщение о том, что во время шторма погиб и известный молодой художник.

Спутниковый снимок Бискайского залива
Спутниковый снимок Бискайского залива

Конечно, обозревателю полотна в первую очередь в глаза бросается сила, могущество и величие морской стихии. Но её буйство умиротворяется солнечным светом. По этой причине драматизм картины не подавляет у зрителя надежду на спасение и жизнь тех моряков, которые пережили ужас ночи.

Солнце и свет возвещают о победе людей над стихией. Те, кто до последнего мгновения сражался с роком, победили. Они держались друг друга, поддерживали надежду, не позволяя себе и другим поддаться слабости, смириться с грозной стихией и погибнуть. Они выстояли.

Передний план картины
Передний план картины

Именно фрагмент спасения людей, которые продолжают бороться со штормом, я хотел бы рассмотреть с вами. Обратите внимание на человека, поднявшего в руке кусок красной материи. О чем это говорит? Скорее всего, в первую очередь, о продолжении борьбы. Борьбы за то, чтобы их заметили проходящие суда. Еще буря не прекратилась, еще только-только стал очевиден перелом в силе шторма, а лидер этой группы уже поднял сигнал о помощи. И недаром кусок материи в его руке напоминает по форме факел. Но также этот сигнал является одновременно и символом победы над роком. Показательны взгляды остальных товарищей на этот сигнал. В них читается и удивление и продолжение надежды на спасение. Айвазовский был верующим человеком, и меня не покидает мысль о том, что он не мог не помнить библейский сюжет спасения Раав блудницы от падения Иерихонских стен. Соглядатаи дали ей повеление вывесить из окна ее дома, который находился в стене города, червленую веревку, то есть красного цвета. Именно благодаря ее послушанию и этому знаку красного цвета, наводящему нас на мысль о крови Иисуса Христа, Раав и ее родные были спасены.

И еще хотелось бы сказать о том предмете, который стал пристанищем для жертв кораблекрушения – о мачте, которая имеет форму креста – символа христианства. Только через крест возможно избавление от смерти. Крест спасает людей от самого страшного шторма в жизни.