Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Диспенсации

Диспенсация - это Божий план управления миром. Управление осуществляется через последовательно развертывающееся откровение Божье, в соответствии с несколькими стадиями домостроительства в рамках единого промысла Божьего.

Диспенсации

Бог не раскрывает всю истину в один момент; это процесс, охватывающий различные периоды и включающий несколько этапов откровения. О динамичности откровения явственно свидетельствуетсамо Св. Писание: ап. Павел говорил своим слушателям в ареопаге, что раньше Бог прощал их невежество, но теперь требует от всех покаяния. Посмотрите текст из проповеди апостола Павла в переводе епископа Кассиана: «Поэтому, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь возвещает людям, всем и всюду, чтобы они каялись» Деяния 17:30.

От Иоанна 1:17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.

Итак, существует некоторое этапное разделение в раскрытии полноты спасения.

Из Писания мы видим время до грехопадения, потом время до закона, далее время под законом, и наконец время благодати, которое тоже можно разделить на два этапа - благодать до искупления и благодать после искупления.

Тогда становится понятным, почему инцест, например, то есть вступление в половую связь с родственниками, в одно время не был грехом, иначе, как бы Адам и Ева осуществляли заповедь Господню плодиться и размножаться?! Конечно, у Каина жена была не инопланетянка, она была его сестрой. Таким образом происходил расцвет генеалогического древа. Но пришло время закона, когда Моисей получает от Бога заповедь: «Проклят, кто ляжет с сестрою своею, с дочерью отца своего, или дочерью матери своей! И весь народ скажет: аминь.» Второзаконие 27:22.

Или многоженство. Интересно читать библейский текст, где Бог обращается к Давиду и укоряет его в том, что он разрушил семью Урии Хеттеянина, взяв его жену себя в жены: «и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его?…» 2 Царств 12:8-9. Написано, что Бог дал жен. Многоженство было позволено даже законом Моисея, но пришло время другой диспенсации, в которой Иисус задает другой моральный уровень, с которым будет теперь считаться Бог: «Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь. В начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью; так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» От Марка 10:5-9. Один мужчина и одна женщина - это брак, который изначально был задуман Богом, как единственно верный.

Теперь учение Иисуса Христа. Он учил о том, например, что нужно продать все имение, раздать нищим, и тогда можно будет иметь сокровища на небесах. «Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.» От Луки 18:26-27. Итак, мы видим, что до моральной планки, которую поднял Иисус, невозможно было дотянуться без Бога. Другими словами, задача быть праведным была непосильной для людей даже во дни Иисуса. Без креста, без искупления нет достаточной благодати, чтобы войти в спасение Божье.

И, когда сегодня проповедники проповедуют учение Христа, не дав людям ключи искупительной благодати, послекрестной возможности, то они проповедуют неполное Евангелие, вводя людей в осуждение.

Например, я раньше часто слышал проповеди, основанные, на тексте: «Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас.» От Матфея 25:12. Притча о десяти девах преподносилась, как главная мысль о спасении, дескать, мы скорее всего неразумные и спящие девы, но нам нужно начинать бодрствовать, заработать на елей, чтобы в конечном итоге спастись. Но суть в том, что спасает только Бог через искупительную жертву Своего Сына, и это является главной сотериологической мыслью. Конечно, нам нужно бодрствовать, молиться, пламенеть духом, но это нас не спасет, так как никакое человеческое усилие не спасет, а только милостивый Бог, омывающий нас кровью Сына Своего Иисуса Христа.

Тяжело себе представить, но история говорит нам о многих подвижниках, лишивших себя одного глаза, или руки, чтобы победить искушение, и не попасть в геенну. Так они интерпретировали слова Иисуса.

Когда мы говорили о детях язычников (1-я Царств 15:3), которых Бог потребовал уничтожить вместе с их родителями, то это тоже диспенсация. В то время Богу нужно было сформировать целостность Своего народа, очистив его от язычества, так как по Божьему плану через закон и через избранный народ на землю должен был прийти Мессия, Который исполнит закон, завершит Его и станет единственным критерием спасения. И это не исключает любовь Бога к детям, которых Иисус брал на руки, благословлял, говорил, что их есть Царство Небесное, а детей язычников исцелял и освобождал от бесов.

Итак, диспенсации - это времена, через которые Бог проводил человечество, чтобы явить Свое истинное понимание вещей в Иисусе Христе, и примирить с Собой мир посредством креста.