Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Как "духом умерщвлять дела плотские"?

"ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Римлянам 8:13).

Специально взял этот библейский стих вне контекста, чтобы не замыливалась основная мысль, которую хотел бы рассмотреть. Как я могу духом умертвить дела плотские? Именно этот вопрос постоянно возникал у меня, когда я всякий раз читал у апостола Павла о победе духа над плотью.

Что значит "духом умерщвляете дела плотские"? Обухом по голове - это понятно, а вот духом по делам плоти... Как? Что делать то? Как представить Дух, умерщвляющий плоть? Оружие могу представить, медицинские инструменты могу представить, охоту могу представить, операцию по удалению опухоли тоже могу представить, даже убийство могу представить, но дух... Дайте оболочку для него, и я увижу. Вот же беда - Он невидим по сути Своей.

Как "духом умерщвлять дела плотские"?

Что интересно, читая Новый Завет, мы можем все-таки найти некие резервуары для Духа. Или, другими словами, обрисовать Его действие в нашей жизни. В Евангелиях и Посланиях, мне видится это в двух образах - смысл (притча, наставление, понимание) и молитва.

Вот, допустим, эмоции. Психологи говорят, что они никуда не деваются, ничто не может их остановить, пока они не выплеснутся наружу. Да, ситуация может измениться, окружение будет другим, жертва нашего эмоционального извержения - другая, но выход эмоций состоится.

Возьмём пример, связанный с обидой. Я обиделся на определённого человека. Как христианин, понимаю, что нужно простить. И я принимаю для себя это решение. Но моя сдавленная эмоция распружинивается вдруг на моих близких, как бы невпопад, а спустя время, когда я снова вижу обидчика или повторение ситуации, которая меня обидела, порыв гнева мне почему-то не остановить.

Однажды Петр пришёл к Иисусу с вопросом о прощении брата. Сколько раз прощать? Христос ответил цифрой, услышав которую апостол понял, что в принципе речь идёт о бесконечном прощении. Но как? И вот, что мне нравится во Христе - Он говорит притчу. И резюме всей этой притчи следующее - "не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" (Мф.18:33) Что Христос дал Петру? Просто цифру? Просто показал на высокую планку? Нет. Он объяснил Своему ученику смысл прощения. В этой притче искупленный человек не смилостивился перед виновником. В нашей жизни есть виновники. Это те, кто наносит нам, в первую очередь, эмоциональный ущерб, они ранят нас. Почему я должен им прощать? И здесь Христос переводит акцент с обидчика на обиженного. Вот он смысл. Ты обиженный должен подумать о себе. Ты не бываешь виноват что ли? Не было в твоей жизни промахов? Тебя простили? Да. Тогда и ты прости. Тем более, что твой долг перед Богом был намного больше, нежели злодеяние какого-то человека по отношению к тебе.

Смысл - это открытый шлюз для выпуска негативной эмоции в правильное русло, и не только эмоции, для любого искусительного заряда внутри.

Можно жить по закону - не грешить просто потому что нельзя. Но напряжение внутри будет всегда выходить наружу. И мы всегда будем поигрывать своему греховному телу плоти.

Поэтому, не просто не греши, найди смысл в том, чтобы не грешить. Вот один из смыслов, чтобы не грешить: "Не предавайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?" (Еккл.7:17). Я не хочу умирать не своё время. Поэтому, да ну её, эту обиду, или да ну её, эту проститутку, или да ну её, эту водку. Все что угодно, называемое грехом не стоит того, чтобы грешить, если речь идёт о жизни. Я хочу жить, и не просто жить, а исполнить своё призвание. Или вот ещё в тему: "Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей" (1 Пет.3:10).

Итак, смысл крайне важен, понимание смысла очень важно. И это даёт Дух. Помню, одна сестра из нашей церкви рассказывала мне, как однажды ехала на работу на ВАЗ в переполненном рабочем автобусе. Ее ноги не доставали до пола из-за множества людей. Она висела на поручне. Рядом стояла женщина, которая, повернувшись, могла бы обеспечить для нашей сестры Галины то малое, но достаточное, место для того, чтобы поставить ногу, и обрести точку опоры. Обратившись к ней с просьбой, измученная изрядно, дорогая Галина выслушала в свой адрес столько оскорбительных слов, что желание повторить просьбу, или настоять на своём после услышанного, напрочь пропало. Пришлось так и висеть до конца. Выйдя из автобуса, наша сестра в отчаянии посмотрела на небо, и сказала в себе: "За что, Господи?" И вдруг ей пришла следующая мысль: а может у этой противной женщины никого больше нет, кто мог бы помолиться о ее спасении. И Галина помолилась за неё, при этом, чувствуя, что участвует в особой, Богом устроенной миссии. И вдруг день, который она успела посчитать злосчастным, стал прекрасным. Радость наполнила сердце. Жизнь, можно сказать, наладилась. И это произошло через обретение смысла в той конкретной ситуации. И я верю, что именно таким образом сестра Галина Духом умертвила дела плотские. А могло же все развернуться совершенно по другому сценарию.

Ну и конечно молитва. Я могу духом умертвить плотское дело, когда молюсь. Христос сказал: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна" (Мк.14:38). Молитва - это таинство. Мы не понимаем, как это происходит, но Дух ходатайствует в нас и за нас воздыханиями неизреченными, происходит что-то мистическое, и приходит Божья свобода.

Смысл и молитва - это две рельсы для движения Духа в нашей жизни.

И то, и другое не дано животным. Они и не могут побеждать свои страсти. А нам дано. На скрижалях сердца написаны смыслы, которые обретают силу в молитве.