Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Как не впасть в ересь?

В протестантизме множество союзов и альянсов, которые имеют в своей основе вероучительные документы и утверждения, принятые руководителями религиозных организаций, входящих в эти сообщества. На их сайтах можно найти раздел: «Во что мы верим», и посмотреть на доктрины, исповедуемые данным объединением. Но на практике можно встретить таких проповедников, которые в своих проповедях могут сказать настоящую ересь. Причем, чем более удивительное откровение, тем более это влияет на активную реакцию слушателей и на огромное количество просмотров этого выступления.

В 2010 году с 22 июля по 1 августа в Швеции в городе Упсала на базе поместной церкви «Слово жизни» прошла ежегодная Европейская конференция. После первого служения у пастора церкви «Слово жизни» Ульфа Экмана был серьезный разговор с Бенни Хинном. Дело в том, что Бенни начал проповедовать то, с чем не согласна была приглашающая церковь. В своей проповеди Бенни Хинн делал акцент на божественности Христа и игнорировал его человеческую природу, говорил о доадамовых расах. Также он утверждал, что кровь у Иисуса не от Марии, а от Бога была. На что Ульфу Экману пришлось делать замечание Хинну.

http://baznica.info/article/ulf-ekman-obvinil-benni-khinna-v-propovedi/

И таких ляпов известных и неизвестных проповедников великое множество. Как решаются такие вопросы в исторических церквях, если вдруг священник завернет что-то эдакое? Конечно, ересь недопустима. И проповедующие Слово много учатся прежде, чем стать священнослужителями, чтобы в итоге не сфолить лжеучением. Если же такое произойдет, иерархический институт власти поправит невежду.

Но как быть, если основные доктрины не искажены проповедником, а его личные откровения и духовные переживания все же заставляют напрячься знающим Священное Писание? Например, вещатель истолковал какое-либо место из Библии на свой лад, чтобы подкрепить этим толкованием свою идею.

Во-первых, существует такой подход - принцип исторической преемственности. Как это место Писания толковали отцы Церкви? Хорошо понимать, что я не первый, кто пытается истолковать священный текст. Были ученые Божьи мужи, кто это уже сделал много веков назад. Но здесь рождается следующий вопрос: «А как быть, если толкования отцов разнятся?»

Тогда мы прибегаем к принципу «согласия отцов» (Consensus patrum), который был сформулирован в V в. преподобным Викентием Лиринским:

«Должно сносить суждения только тех отцов, которые живя, уча и пребывая в вере и в кафолическом общении свято, мудро, постоянно, сподобились или с верою почить о Христе, или блаженно умереть за Христа.

А верить им должно по такому правилу: что только или все они, или большинство их единомысленно принимали, содержали, передавали открыто, часто непоколебимо, как будто по какому предварительному согласию между собою учителей, то считать несомненным, верным и непререкаемым; а о чем мыслил кто, святой ли он или ученый, исповедник ли и мученик, не согласно со всеми или даже вопреки всем, то относить к мнениям личным, сокровенным, частным, отличным (secretum) от авторитета общего, открытого и всенародного верования; дабы, оставив древнюю истину вселенского догмата, по нечестивому обычаю еретиков и раскольников, с величайшей опасностью относительно вечного спасения, не последовать нам новому заблуждению одного человека».

Итак, конечно, свои сомнения о «странном» толковании Писания проповедником или о его радикальном высказывании мы должны обсудить с пастором поместной общины, который, собственно, отвечает за кафедру церкви. Но все равно, нужно понимать, что вероучительные документы Церкви важнее странного откровения оратора.

В 67 параграфе Катехизиса Католической церкви написано: «В ходе веков бывали откровения, называемые «частными», некоторые из них были признаны Церковью. Они, тем не менее, не принадлежат к залогу веры. Их роль – не «улучшить» и не «дополнить» окончательное Откровение Христа, но помочь жить более полно в определенную историческую эпоху. Под руководством Учительства Церкви интуиция верующих умеет отличить и принять то, что в этих откровениях составляет истинный призыв Христа или святых Его, обращенный к Церкви».

Частное откровение не является основанием Церкви. И это успокаивает. Человеческий фактор есть везде. Апостольское же учение, постулаты, выработанные вселенскими соборами, истолкование Писания отцами Церкви, историко—грамматический метод толкования Библии - вот те важные ориентиры, которых нужно придерживаться, чтобы всей церковью или сообществом церквей не впасть в ересь.

Вот, что написано в руководстве пастора церкви "Слово Жизни":

Общие положения

1.1. Вероучение

Вероучение христиан веры евангельской (пятидесятников) основывается на Священном Писании Ветхого и Нового Заветов, выражается в Апостольском и Никео-Цареградском Символах верыби признает постановления семи Вселенских Соборов.

Это уже достаточно, чтобы на фоне этого определить, например, учение единственников, как еретическое, так как это есть унитаристская ересь. На официальном уровне единственники считаются сектой с 325 года с решением Первого Никейского Собора.

Поэтому, чтобы не впасть в ересь, достаточно заглянуть в ваш церковный катехизис, и не переживать за случающиеся ляпы каких-либо проповедников, потому что они не определяют генеральную богословскую линию вашей церкви. Но это также не значит, что вы должны молчать о нелепых тезисах и высказываниях проповедника. Подойдите к нему после проповеди, уточните, что он имел ввиду. А также поговорите с вашим пастором.