Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Как победить похоть?

Читая Священное Писание, мы находим следующую мысль – благословение – это свое, проклятье – чужое. Уже в Едемском саду прослеживается такое утверждение. Потом мы найдем это в законе Моисеевом, далее в пророках, и, конечно, в книгах премудрого Соломона.

Как победить похоть?

Притчи 5:3, 20 «ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее, 20 И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой?».

В этой пятой главе книги Притчи речь идет о грехе блуда. И при этом 5 раз используется слово "чужой". Мы должны что-то понять относительно чужого. Чужое – это страшное понятие. Это означает – не мое. Это нарушение 10-й заповеди. Чужая вещь. Чужая судьба. Чужая жизнь. Чужой человек.

Для того, чтобы победить похоть в себе, необходимо иметь молитвенное созерцание понятий свое и чужое. Чужое должно стать для нас отвратительным. И, когда появляется некая святая брезгливость к чужому, мы сможем справиться со страстью.

Блуд – это кража, посягательство на чужое. Интересно, как заканчивается эта глава:

23 он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется.

Человек может прожить не свою жизнь. Он умирает потерянный, так и не вкусивший и не понявший благословение "своего". Свое мнение, своя судьба, своя жена, свои дети, свое призвание. Бог тебе не дал чужое, Он дал тебе свое.

Чужое – это обман. Ты обманываешь, в первую очередь, сам себя, а потом и других.

Зачем тебе чужая женщина? Чужая гинекология, чужая кровь, чужой пот, чужой характер. Она не твоя плоть, не твоя часть, не твой удел. Кто спит с чужой женщиной, тот спит с ее отцом, потому что он не отдал ее тебе.

4 ст. но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый;

Блуд имеет свои последствия. Горечь, боль, болезни, смерть. Как научиться контролировать свое сознание при встрече с другим человеком? Интересен на этот счет взгляд буддистской религии. Здесь у Будды есть замечательные советы. Например, ученик подходит к учителю, и говорит о своей проблеме, о половом влечении к девушкам. Как мне быть? И Будда читает ему замечательную проповедь: взгляните на эту девушку в период своего рассвета к 15 или 16-му году, не кажется ли эта сверкающая, ослепительная красота великолепной в эти мгновения? Но между тем прекрасное, манящее и желанное в этой красоте есть ничто иное, как мучение телесности. Взгляните на то же существо в другую пору ее жизни, к 80-му году, посмотрите, какая она разбитая, согбенная, иссохшая, на клюку опирающаяся, едва плетущаяся, бессильная, выцветшая, беззубая, облысевшая, с дрожащей головою, морщинистая, темными пятнами покрытая - вот вам ничтожество телесности. Потом братья мои посмотрите на эту страждущую, загрязненную испражнениями, обслуживаемую другими. Вот вам ничтожество телесности. А потом братья мои обратите внимание на ту же старушку, умершую, тело ее вздулось, почернело, предалось тлению, а потом взгляните на скелет с обрывками мяса с кровью, сдерживаемое связками. Ну что же братья, куда же делась прежняя красота сияющей девушки?"

В буддизме есть классические медитации, которые обязательно надо пройти. Причем здесь тема медитации, как лекарство, предлагается в зависимости от твоей болезни. Ну скажем - тебе нравится в женщине гармоничное сложение ее тела. Пожалуйста, представь труп этой женщины, растерзанной гиенами. Рука там, нога там - никакой гармонии нет. Или тебе кажется, что у нее прекрасная кожа, ну представь что ее тело поражено проказой. Или если тебе кажется, что эта женщина прекрасна, копни ее красоты на полсантиметра вглубь. Попробуй мысленно снять с нее кожу, и ты увидишь, что там нечего желать, собственно говоря.

Аналогичный совет, который принадлежит уже христианскому автору, святителю Иоанну Златоусту:

«Когда ты видишь женщину веселую, благообразную, воспламеняющую твои помыслы, то представь что предмет твоего желания - земля, что воспламеняет тебя - пепел, представь, что она изменилась, состарилась, заболела, глаза ее впали, щеки опустились, прежний цвет поблек, подумай, чему ты удивляешься, ты удивляешься грязи и пеплу, и воспламеняет тебя пыли и прах». Очень похожее к буддистами текста, но в отличии от них здесь есть очень важный переход - Златоуст рассуждает так: "Говорю это, не осуждая природы, не унижая ее и не подвергая презрению, но желая приготовить врачество для больных, Бог произвел ее такой, для того чтобы показать Свою собственную силу, Свое попечение о нас, с одной стороны бренностью природы Господь призывает нас ко смирению и укрощает эту страсть, а вместе с тем над бренностью нашей природы Он являет Свою мудрость, что Он и в такой грязи смог организовать такую красоту. И дальше он поясняет, как ты думаешь, какой художник достоин большего удивления - тот, кто смог изваять прекрасную статую из золота или же тот, кто смог изваять столько же прекрасную статую из глины и соломы. Видишь ли премудрость Творца, что Он смог из такой грязи явить такую красоту».

Писание говорит: «Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела" (1 Кор.6:18)

Что значит "бегайте блуда"? Это значит избегайте тех ситуаций, когда чужое начинает приходить в вашу жизнь. Избегайте обстоятельств, где легко впасть в блуд. Зачем? Блуд - это чужое, это то, что разрушит тебя.