Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Что есть истинная Церковь?

Что есть истинная Церковь?

Долгое время внутри меня было напряжение, возникшее от непонимания того, что есть Церковь Христова в протестантизме. Вопросы мои были связаны не с дефиницией слова "церковь", и не с общеизвестными библейскими тезисами типа, что церковь - это народ Божий или соль земли, или невеста Иисуса Христа. Это всем понятно, и об этом преподаётся на основах веры в любой общине. Меня интересовал вопрос - в какой момент организация согласных друг с другом людей в одно сообщество становится церковью? Что делает группу людей церковью? Соглашусь, что такие вопросы возникают в минуты кризиса и переосмысления человеческих отношений. Видимо, когда я наблюдал расколы в церквях, и то, как раскольники, ведомые амбициями, становятся пасторами общин, и то, что этот процесс в протестантизме не регулируется, ненароком начал задумываться, а что, собственно говоря, есть церковь.

Однажды на одной конференции я общался с российским пастором, сотрудничающим с корейскими служителями. Он делился своим переживанием относительно того, как знакомые ему корейские бизнесмены открывают церкви. Рассказывал об одном из них, который купил здание, купил туда аппаратуру, нанял пастора, назначив ему приличную зарплату, привлек туда людей, и впоследствии контролировал весь церковный процесс - о чем пастору проповедовать, а о чем нет, какие конференции устраивать, каких гостей приглашать. После этого разговора я подумал, является ли та новоиспеченная община церковью? Если да, то в таком случае церкви можно открывать, как ООО или ИП.

Никто из нас, христиан веры евангельской, не скажет о свидетелях Иеговы, что это та самая Христова Церковь. Они не верят в основные христианские доктрины. Тогда у меня возник ещё один вопрос - церкви, которые не верят в Троицу или в физическое крещение (понимая крещение только как духовный акт), или которые ориентированы на исполнение закона - это церкви или нет? Я бы хотел ответить, что нет. Но реальность такова, что чудеса и проявления духовных даров в подобных общинах воспринимается всем протестантским сообществом (здесь я конечно немного утрирую и обобщаю), как доказательство истинности. Но ведь Антихрист тоже придёт с чудесами. И, вероятно, жизни людей будут тоже меняться. Кстати, об изменении жизни людей, как об основном аргументе в пользу правильности верования, хочется возразить - люди меняются в разных религиях и разных субкультурных группах, однако никто из нас не скажет, что, к примеру, освобождение наркомана в 12-шаговом центре или в Обществе Сознания Кришны - это дело Духа Святого. Здесь мы понимаем, что важно не само изменение личности в лучшую сторону, а то, во что эта личность верует.

Теперь о восприятии Библии. Разные церкви имеют разные взгляды на то, как расценивать Священное Писание - как богодухновенное и безошибочное Слово Божье, или как Книгу ограниченной непогрешимости. Я объясню. Некоторые пасторы утверждают, что в Библии есть ошибки и неверные утверждения, которым мы должны дать правильную оценку. Например, почему апостол Павел осуждал гомосексуализм? Потому что он ничего не понимал в генетике, во врожденной сексуальной потребности, вот поэтому так и писал. Грубо говоря, Павел ошибался. И переход через Чермное море не нужно воспринимать, как сверхъестественное чудо Божье. Просто народ прошёл солеными озёрами рядом с морем. Так вот у меня назрел ещё один вопрос - те церкви, где процветает либеральная теология - это церкви или нет?

А вот ещё одна интересная мысль. Она касается моральной и этической стороны вопроса что есть Церковь. Разведённый служитель получает откровение, что он пастор, и становится на этот пост. Или вот лучше - пастор разводится, и утешает свой приход тем, что в его случае это нормально, и Бог с пониманием отнёсся именно к его разводу. Жизнь продолжается, давайте не будем формалистами, ведь я помазанник и получил особое откровение, что Бог призывает меня служить дальше, и всем согласным с этим будет благо. Было бы смешно, если бы это не было сегодняшней реальностью некоторых, а может быть и многих, протестантских церквей.

Теперь мне нужно сложить эту мозаику. В результате своего размышления я пришёл к следующим выводам. Во-первых, церковь настоящая невидима. Кстати, впервые истину о невидимой церкви изложил Августин. Мы можем видеть храмы, молитвенные дома, многих популярных и непопулярных людей в христианском мире, но Бог знает Своих. Поэтому не стоит соблазняться. И, с другой стороны, даже в тех религиозных организациях, где правит кощунник и нечестивец, есть искренние и чистосердечно любящие Господа люди, которым просто нужна помощь. Во-вторых, соборы церкви - это та самая метода, изложенная ещё в Деяниях Апостолов, которая позволяет поместным общинам держаться на плаву истинного учения. Другими словами, если ваш пастор не связан с братством и духовно не подотчетен, то пиши пропало. В-третьих, церковь святая, и поэтому если горькое вдруг стало сладким в какой-нибудь станице под названием Верхние Стыды, то это скорее заблуждение, чем откровение. В-четвёртых, церковь должна иметь фундаменталистские взгляды, а не либеральные. Священное Писание Библия - авторитетное Слово Божье, которое авторитетнее всех современных местечковых откровений и пророчеств. Личные откровения помазанников не должны превалировать в сознании народа Божьего. Они лишь призваны подтверждать тот истинный путь, который освещён апостолами и пророками, некогда записавшими Божью Истину. Таких апостолов и пророков больше никогда не было и никогда не будет. Ну и в-пятых, церковь Христова призвана к благовестию, и если в ней Великое Поручение не является лейтмотивом, то что-то пошло не так.