Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

О прекращении времени на основании Священного Писания

О прекращении времени на основании Священного Писания

Откровение 10:6 "…и поклялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и то, что на нём, и землю и то, что на ней, и море и то, что в нём, что времени больше не будет".

На основании этого текста Священного Писания некоторые библеисты делают вывод, что однажды настанет конец времени. Версия, которая, на мой взгляд, более точно отображает смысл сказанного ангелом следующая - фраза "времени больше не будет" говорит о том, что у людей до финального драматического момента в нашей истории больше не остаётся времени. Другими словами, промедления или отсрочки больше не будет. Не будет дано больше времени в том смысле, что закончится отведённый срок.

Исходя из принципа ясности толкования текста, мы видим, что автор говорит о клятве ангела относительно того, что времени больше не будет. Если бы речь шла о времени, как о физической величине, то к чему эта клятва. Ведь не секрет, что клятвой утверждается какой-либо принципиальный посыл. Зачем ангелу клясться в том, что время, как таковое, закончилось? Да и читающим это послание ангела, услышанное и записанное Иоанном, не нужна клятва в том, что определено. Клятва имела бы для адресата значение в том случае, когда это для него принципиально важно. А для людей, живущих в обозначенном периоде, когда затрубит седьмой ангел, чрезвычайно важным было бы знать, сколько у них осталось времени, чтобы урегулировать свои отношения с Богом. Будет ли у них время, чтобы спастись.

Используя принцип грамматики и лексического анализа, мы можем увидеть, что слово "время", на греческом χρόνος - главное слово в тексте. Изучая это слово, мы приходим к пониманию, что оно касается хронологической последовательности и носит количественный характер. Поэтому мы можем заявлять о том, что автор использовал слово "время", которое могло восприниматься, как специально-отведённое время или отрезок времени. Например, этому мы находим подтверждение из книги Деяния апостолов: "и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время (χρόνος) был с вами". (Деян.20:18) Речь идёт о периоде времени, о сроках. Разберём часть рассматриваемого нами предложения: ὅτι χρόνος οὐκέτι ἔσται Слово χρόνος в структуре предложения находится в связке с глаголом ἔσται (будет). Слово "будет" - это вспомогательный глагол будущего времени. Слово οὐκέτι - наречие, имеет значение "более не". Исходя из структуры предложения и частей речи в этом предложении, мы можем сделать вывод, что фраза "времени больше не будет" может иметь два значения - и то, что времени как такого не станет, и то что времени более не будет на что-то. Но контекст помогает нам увидеть, что речь все-таки идёт не об исчезновении времени, а о прекращении срока. 7 стих - ἀλλ’ ἐν ταῖς ἡμέραις ... но в те дни. Речь идёт о том, что будет происходить в те дни. Если время исчезнет, то о каких днях идёт речь?

Говоря о литературном контексте и об авторском замысле, мы не можем не признать, что рассматриваемый нами текст относится к пророческому жанру. Но даже в толковании аллегорических текстов, важно тщательно изучать образы и символы, чтобы понять содержащуюся в них буквальную истину. О чем же нам говорит текст Откровение 10:6? Для этого мы можем посмотреть на контекст. А он показывает нам предыдущие послания ангелов, провозглашавших бедствия и разные события, которые будут происходить на земле, и явно говорит, что фактор времени выходит при этом на передний план - как долго будет длиться та или иная беда, катастрофа. Вот, например, при трублении пятого ангела: "И дано было ей не убить их, но чтобы они мучимы были пять месяцев: и мучение от неё словно мучение от скорпиона, когда он ужалит человека" (Откр.9:5). Даны конкретные временные факты. Так и здесь, ангел должен что-то сказать о периоде, о его длительности. И он говорит просто: "Времени больше не будет". При этом, если учитывать ближайший контекст, то в продолжении своей речи ангел повествует: "но во дни, когда возгласит седьмой ангел, когда он будет трубить, тогда совершится тайна Божия, как Он благовестил Своим рабам пророкам" (Откр.10:7). Если бы речь шла о времени, как о физической величине, то не было бы никаких ещё дней, и не сказано было бы "но во дни". Их просто бы не существовало, была бы уже безвременная вечность. А в случае, что время не будет продлено, и его больше не будет для чего-то важного человеку, здесь становится все понятно - дни трубления ангела - это некий финал и свершение тайны одновременно, не выделено этому никаких сроков, эти дни - это отрезок времени, где больше у человечества не будет времени что-либо сделать или изменить.

Исторический фон тех событий таков - на глазах апостола Иоанна римские чиновники требовали у всех поклоняться статуям императора. В ту пору Домициан заполнил Капитолий своими статуями, провозгласил божествами отца, брата, жену, сестер, а также самого себя. Он основал новый жреческий орден — флавиалов (flaviales), которому поручено было отправлять культ этих новых богов, и приказал официальным лицам называть его в своих документах Dominus et Deus Noster — «наш господин и бог». Но заповедь Божья гласила: «Не делай себе кумира и никакого изображения… не поклоняйся им и не служи им». Этот эпизод борьбы характерен для великого противостояния сатанинских сил и народа Божьего, длящегося на протяжении всех веков. На протяжении всего повествования просвечиваются два параллельных пласта повествования: небесный - служение нашего Господа Иисуса Христа в небесном храме, откуда Бог руководит земной жизнью, посылая своих ангелов для спасения людей и совершая суды над народами, и все происходящие там события и земной - на историческую сцену выходят поочередно народы, сменяются царства, предсказанные ранее. В конце времени организованное человечество вступает в последний кризис, вызванный богоотступничеством. Именно на фоне таких событий противостояния Бог определяет времена и сроки для своих казней.

Принцип аналогии Писания дает нам показательный пример, как слово χρόνος привязывается к событию: "Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться" (Деян.17:30). "Времена неведения" - это особое время, специальное время, выделенное время. Поэтому Иоанн говорил скорее о том, что нет больше определённого времени, чем о том, что больше не будет самого времени. И по сути это странно - говорить о конце времени, как такового. Ведь в Писании есть такие понятия, как "последние дни" (2-е Тим.3:1) или "последние времена" (1-е Тим.4:1), полнота времён (Еф.1:10) или "конец времён язычников" (Лук.21:24), но не конец времени. Откуда вообще эта идея о том, что время прекратит своё существование. Ведь без времени нет и движения, и изменения позиции. Мы не мыслим жизнь без времени. И даже в Царстве Небесном будут сменяющиеся события, которые мы не понимаем без фактора времени. Например, "И когда Он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе, как бы на полчаса" (Откр.8:1). Итак, принцип аналогии веры и аналогии Писания показывает нам, что, во-первых, слово χρόνος используется в применении привязки к событию, и никогда не говорится об исчезновении времени.

Принцип исторической преемственности. На Востоке книга Откровение была мало известна (Иоанн Златоуст даже не упоминает эту книгу), и не вошла в круг церковных чтений в период формирования таковых, а так же практически не комментировалась вплоть до XIX века, если не считать единственного толкования этой книги Андреем Кесарийским. Вот его комментарий на рассматриваемый нами текст: "Ангел клянется Живущим. Бог, поелику не может никем высшим клясться, клянется Самим Собою (Евр. 6, 13), но ангелы, как сотворенные, уверяют наше неверие сказанному ими клятвою именем Создателя. Ангел клянется, что времени уже не будет в будущем веке, когда и в самом деле не будет того времени, которое исчисляется по солнцу, но будет жизнь вечная, недоступная временному исчислению, или же это указывает, что после шести гласов ангела пройдет не много времени до исполнения. Поэтому и говорит дальше: Но в те дни, когда возгласит седьмой ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим, пророкам. Это, я думаю, означает, что все предсказанное святыми пророками исполнится после шести веков в седьмой, означаемый седьмою трубою. Исполнение этого называется благовестием по причине уготованного за ним покоя для святых". Комментарий Андрея Кессарийского даёт нам два направления в толковании вопроса времени - 1) что оно исчезнет, как физическая величина и 2) что "пройдёт не много времени до исполнения". Не имея консенсуса патрума в этом вопросе, но пользуясь толкованием Андрея Кессарийского также в пользу кончины определённого срока, а не просто исчезновения времени как такового, мы можем сделать вывод, что наша позиция в этом вопросе логичная, подтверждаемая и имеет право на существование.