Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Ослепление самоуверенностью

Ослепление самоуверенностью
Лилия Ратнер

Мф.23:29-32 "29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших".

В чем было лицемерие фарисеев относительно строительства гробниц пророкам и украшения памятников праведников? Разве это плохое дело? И почему Христос в качестве аргумента против фарисейской "правильности" выдвигает следующий: "вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков"? Разве быть потомками непокорных людей тождественно непокорству? Если мой отец был алкоголик, означает ли это, что я, ведущий трезвый образ жизни, нахожусь на одном и том же нравственном уровне с отцом? Я думаю, что главная обвинительная мысль Христа находится в 30 ст. "и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в [пролитии] крови пророков". Грех самоуверенности. Это тот же самый фон. Это те же самые мотивы. Это те же самые ноты в том же самом этюде, что исполняли убийцы праведников.

Лицемерие фарисеев было в том, что они не подразумевали в себе склонность к близорукости. Однажды Христос им так и сказал: "Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас" (Ин.9:41) Грех остаётся на вас. Какой грех? Грех самоуверенности. "Вы говорите, что видите". Если бы фарисеи признавали, что они слепы, что они склонны к убийству пророков, что они в своей набожности и чопорности могут не заметить приходящее от Бога, не различить добра от зла, что им нужен Лекарь, то на них не было бы греха. В таком случае их покаянное сердце освещало бы им путь ко Христу.

Размышляя об этом, я увидел, что опасность быть близорукими "убийцами" приходящего от Бога есть и сегодня, и это не потеряло своей актуальности в нынешнее время. В тот момент, когда мы отделяем себя от негативных библейских героев, да, впрочем, даже от самих фарисеев, или от готовых побить камнями прелюбодеицу, или от предающего Иуды, от отрекающегося Петра, мы рискуем впасть в тот же самый грех самоуверенности. В нас все это есть - в нашей падшей природе и предательство, и кощунство, и вероломство, и непокорность.

И здесь также опасность заслонить правду внушением о том, кто мы есть во Христе Иисусе. Да, мы призванные святые, люди, взятые в удел, но ведь так же думали о себе и побивающие пророков, и их потомки-фарисеи. И при этом зачем "глазная мазь" церкви, если мы все "зрячие" во Христе Иисусе?

На картине Лилии Ратнер мы можем видеть богоматерь в тюремной робе ГУЛАГа. Христос на ее руках, мертвый, как будто только что снятый с креста. Но как? Там же были мученики за правду, за веру, за убеждения, но не Христос. Лилия Ратнер разглядела в них Христа. Способность видеть дана только тем, у кого сокрушенное сердце. Способность видеть Христа в соседе, в бомже, в случайно встретившимся человеке, или же в том, кого видишь чаще других даётся только тому, кто может раскаяться перед Богом в нынешний день. Кто, читая апостола Павла, говорящего: "Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот теперь время благоприятное, вот теперь день спасения" (2 Кор.6:2), не соотносит эти слова к неверующим, но применяет к себе. Мы можем уйти настолько далеко от даты своего спасения, что забываем думать о том, что сегодня оно нам наиболее всего необходимо.

"Верою вселиться Христу в сердца ваши," (Еф.3:17) - это не призыв к неверующим, это молитвенная просьба апостола Павла о верующих ефесянах. Но как же, они же уже христиане, они прочитали свою молитву покаяния? Возможно, так думали и те фарисеи, к которым Христос обратился с нелестной речью о лицемерии. Нам нужен Христос ныне, и это ныне - константа, постоянное настоящее время. Это ныне - противоядие от греха самоуверенности. Да помилует нас Господь, чтобы мы, "видящие", не оказались слепы.