Sergey Sukhov
Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Отмечать ли Рождество?

Отмечать ли Рождество?
© igis.ru

О ПОНЯТИЯХ

Апостол Павел сказал: "Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения" (1 Кор.14:10). У каждого слова есть своя этимология. Любое устойчивое выражение имеет свое экзегетическое толкование. Мы часто используем фразы, даже не зная сути их изначальной направленности. Например, "баклуши бить".

Баклушей называлась деревянная чурка, из которой вырезали ложки, посуду и другие деревянные изделия. Колоть (бить) баклушу считалось легким делом, которое обычно поручалось старикам или детям. Отсюда бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать.

Или такая идиома, как "в просак попасть". Просак – это барабан с зубьями в машине, при помощи которого чесали шерсть. Попасть в просак – значило искалечиться, лишиться руки. Попасть в просак – попасть в беду, в неловкое положение.

"Концы в воду". Это выражение возникло во времена царя Ивана Грозного, который жестоко расправлялся с заговорщиками. Многих из них, после страшных пыток, бросали в реку, чтоб скрыть следы преступления. Отсюда спрятать концы в воду – замести следы.

Ну и еще одно устойчивое выражение - "затрапезный вид". Петр I в свое время передал основанную им ткацкую фабрику одному купцу – Ивану Затрапезникову. Фабрика изготовляла грубую и дешевую ткань. С тех пор о человеке в измятом, потрепанном и грязном платье говорят: у него затрапезный вид.

Все бы ничего, но мы, как христиане, отличаемся же "трезвением", поэтому, узнавая исконный смысл какого-то слова или фразы, сопоставляем его с библейским учением, и если видим несоответсвие, перестаем их использовать и запрещаем другим. Например, "первый блин комом". На самом неделе изначально не "комом", а "комАм", т.е. медведям. Почему медведям первый блин? У многих народов , в том числе и у славян существовал обычай отдавать первые блины комам (по–древнеславянски комы — медведи). Ведь древние славяне почитали праздник Комоедица, посвященный пробуждению медведей, которых они считали прародителями людей. Первые блины, которые выпекала хозяйка, приносили к берлоге медведей, которые просыпались от зимней спячки и были голодны как волки. Истинная пословица звучит так - "Первый блин комАм (медведям), блин второй – знакомым, третий блин – дальней родне, а четвертый – мне".

И вот здесь уже, вроде как, жертвоприношение языческое.

- Всё, так говорить нельзя! Грех!

И такой подход ревностных христиан не только к словам и выражениям, но и к событиям, традициям, праздникам.

25 декабря отмечать Рождество нельзя, потому что в тот день раньше поклонялись Солнцу; это день зимнего солнцестояния, в который родились боги - египетский Гор, фригийский Атис, греческий Дионис и персидский Митра. И только в IV веке церковь заменила этот праздник праздником Рождества Иисуса Христа.

О праздновании Рождества, Нового года, о ёлке, Дед Морозе и Снегурочке больше здесь.

Но, друзья, давайте порассуждаем о понятиях. Ведь не изначальные смыслы, а именно понятия для нас составляют особую важность. Апостол Павел пишет в послании к римлянам: "Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто" (Рим.14:14). Оказывается главным становится не происхождение чего-либо, а значение этого нечто для меня.

Например, нательный крестик. Для кого-то это спасительный амулет, которому он поклоняется, для меня же это символ моей веры. Я его ношу именно с этим пониманием.

25 декабря был "нечистый" день поклонения, но почитание в истории этого дня изменилось; для меня это христианский, а не языческий праздник.

Тот же апостол Павел говорит, что "не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется" (1 Кор.8:7). Итак, ни пища (идоложертвенное), ни место (капище), ни само историческое происхождение не отдаляет меня от Бога. Отдаляет лишь мое противоречивое отношение к этому, когда я делаю это, осуждая себя. Поэтому и объясняет святой апостол Павел: "А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех" (Рим.14:23). На главный план выходит вера, как отношение к чему-либо.

Во время празднования Пасхи в социальных сетях некоторые протестанты стали активно нападать на куличи и яйца, которые якобы у славян имели значение мужских половых органов в их культе плодородия. Во-первых, следует сказать, что таким толкованием мы оскорбляем чувства православных верующих, которые имеют и к куличам и к крашеным яйцам совершенно другие объяснения. Кулич - это хлеб. Христос сказал о себе, что Он есть Хлеб жизни. Православные верующие таким образом говорят о воскресшем Христе. Теперь крашенные яйца. Есть несколько легенд на этот счет. Одна из них гласит, что Понтий Пилат так отреагировал на весть Марии Магдалины о воскресении Христа, что это невозможно точно так же, как если бы яйцо, которое он собирался съесть, стало красным. И оно таки стало красным. Это было знамением воскресения Христа для Пилата. Поэтому, во-вторых, "нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто". И, даже если происхождение куличей и крашенных яиц берет свое начало из культа плодородия у славян, важно не само это происхождение, а тот христианский смысл, который вытеснил языческую традицию.

Поэтому, друзья, давайте будем более открытыми и для окружающий нас людей, которых часто пугает наш обскурантизм и зашоренность.

Ёлка для меня - не вера друидов в то, что деревья - обитель духов растительности и плодородия, от которых будто бы зависит урожай хлебов и овощей. В конце декабря, когда дни становились длиннее, и начинался новый "солнечный" год, люди отправлялись в лес и на ветвях самой большой елки развешивали "подарки" для духов, чтобы они были добрее и дали хороший урожай.

Ёлка – это праздник, зелень в мороз, красивые игрушки и подарки для детей.

Дед Мороз и Снегурочка – сказочный персонажи и фольклор, не более того.

Колядование Церковь заменила славлением и святками. Конечно, суеверие, магические обряды и гадания остались в народе. Но "язычество живо в нас", как писал известный христианский писатель Клайв Льюис. Поэтому важно бодрствовать, чтобы не допускать никакого оккультизма в любое время, и не только в праздничные дни.

В заключении хочу вспомнить с вами царя Давида. Он, к примеру, не брезговал языческие инструменты, но на них прославлял Господа. "Начальнику хора. На Гефском орудии" (Пс.8:1). Гефское орудие – это филистимский музыкальный инструмент, современная гитара. Получается, что главное - не происхождение, а назначение.

Отмечать ли Рождество христианам? Думаю, да. Так как христианство однажды, как луч света в темном царстве, пронзило своей культурой Римскую империю с её традициями и верованиями. Задачей Церкви было распространение Евангелия Иисуса Христа. А для этого нужен был процесс рецепции, изменение смысла языческих и идеологических обрядов на новую жизненную концепцию. И здесь нужно подчеркнуть следующую мысль - христианизация мира без аккультурации была невозможна, и на мой взгляд, остается невозможной задачей без неё по сей день.