Пастор церкви, религиовед, ведущий телеграм-канала "Экзистенция".

Рассудительность

2-e Петра 1:5 "то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность".

Беседа преподобного Антония великого и одного из его учеников.

Рассудительность
Антоний великий

Ученик спросил старца: "Отче какова главная добродетель монаха?" И в ответ он услышал нечто неожиданное. Старец не сказал ему что главная добродетель монаха - это воздержание или послушание, или молитва, или любовь, благотворительность. Преподобный Антоний сказал, что главная добродетель монаха - это рассудительность, трезвость. Не просто воздержание от пьянства, а воздержание от опьянения самим собой. Это умение трезво оценивать себя, мотивы своих действий, ситуацию в которой ты оказался и действия других людей. Почему они так думают, поступают, мыслят?

Рассудительность - это, в первую очередь, адекватное отношение к себе. Когда я знаю свои сильные и слабые стороны, признаю их в себе и работаю с ними.

Именно рассудительный человек может попросить прощение и принять обличение, не обижаясь.

2Тим.1:7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».

«Целомудрие» - гр. σωφρονισμοũ (софронисмУ), что означает воздержание, благоразумие, самоконтроль.

Итак, Бог нам дал Дух самоконтроля.

Если это так, то я на самом деле могу справиться со своими чувствами. И в этом есть дух христианства.

Рассудительность также - это понимание другого человека, его мотивов, поведения, действий.

Именно рассудительный человек может повлиять, потому что может понять.

Люди реагируют на свою схему реальности, а не на саму реальность. Вхождение в модель мира другого человека является ключом к влиянию. Успех нашей христианской жизни зависит от того, насколько мы понимаем людей.

Почему человек ведет себя так или иначе? Что им движет? Какие мотивы приводят его к определенному состоянию или поступку?

Притча

Старик сидел около оазиса, у входа в один ближневосточный город. К нему подошел юноша и спросил:

- Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?

Старик ответил ему вопросом: – А какие люди были в том городе, из которого ты ушел?

- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью уехал оттуда.

- Здесь ты встретишь точно таких же, – ответил ему старик.

Немного погодя, другой человек приблизился к этому месту и задал тот же вопрос:

- Я только что приехал. Скажи, старик, какие люди живут в этом городе?

Старик ответил тем же: – А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?

- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне нелегко было с ними расставаться.

- Ты найдешь таких же и здесь, – ответил старик.

Купец, который невдалеке поил своих верблюдов, слышал оба диалога. И как только второй человек отошел, он обратился к старику с упреком:

- Как ты можешь двум людям дать два совершенно разных ответа на один и тот же вопрос?

- Сын мой, каждый носит свой мир в своем сердце. Тот, кто в прошлом не нашел ничего хорошего в тех краях, откуда он пришел, здесь тем более не найдет ничего. Напротив же, тот, у кого были друзья в другом городе, и здесь тоже найдет верных и преданных друзей. Ибо, видишь ли, окружающие нас люди становятся тем, что мы находим в них.

Наш мир взаимоотношений с людьми зависит от нашей рассудительности.

Я воспринимаю человека не только по внешним признакам его поведения, но и по своим внутренним характеристикам и искривлениям души.

Человек может быть успешным, но я его воспринимаю в негативном свете, потому что завидую.

Если я не разбираюсь в себе и в человеке, я не смогу ему послужить.

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки". -От Матфея 7:12

Иисус направляет наше мышление к другому человеку. Я должен научиться понимать нужды другого. Я призван научиться рассуждать о себе и о ближнем.

Очень часто реакции моей души неоднозначны. Иногда я не нуждаюсь в совете, а нуждаюсь во внимании. Если я это понимаю в себе, я смогу то же самое понять и в другом.

Зачастую агрессия человека - это защита его несостоятельности и отверженности. Вместо того, чтобы воздавать агрессией на агрессию, стоит подумать об этом.

Иисус видел в человеке не его реакцию, а его истинную сущность.

Вы не задавали себе вопрос - почему Иисус ел и пил с мытарями и грешниками? Почему Он шел к ним?Почему не предпочитал ждать их?

Примером, который может послужить нам ответом на этот вопрос, является Закхей. Его позиция и должность были греховными. Люди презирали его. Иисус понимал, что единственный путь повлиять на Закхея - прийти к нему домой. На карте при этом была репутация Иисуса. Но Он думал о Закхее. Тому как раз нужен был визит Господа к себе. Иисус понимал эту нужду Закхея.

"И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку" -От Луки 19:7

Иисус респектировал и реабилитировал Закхея. Он его спас этим. Дал ему новую репутацию, новое начало.

Блаженный Августин в V веке, размышляя над началом книги Бытия, задал себе такой вопрос: "А если бы мне было поручено стать автором священного текста, как я постарался бы его составить?" И ответил: "Я постарался бы составить его так, чтобы вложить в него максимальное количество смыслов, чтобы каждый человек, читая текст мог услышать и воспринять в нем свое".

Но мы должны также задавать вопрос: "Что автор текста хотел донести непосредственно тем людям, которые его слушают?"

Книгу Бытие написал, как мы знаем, Моисей. Что мы можем из этого увидеть? Израиль и современное Бытие Моисея. Израиль, у которого непонятное прошлое и непонятное будущее. Тяжелое настоящее. Созвучная первым главам Бытия 40-я глава Исаии, которая тоже носит космогонический характер, на самом деле говорит об утешении израильского народа.

Моисей пишет первую главу Бытия своим современникам, чтобы утешить их сердца, показав им истинный взгляд на их Бога Творца и на истинную картину творения.

"И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так". -Бытие 1:7

Современным взглядом того времени был космогонический миф шумеро-аккадской культуры. В этом мифе на арену выходят богиня Тиамат (богиня воды) и бог ветра Мардук, который объединившись с другими силами и путем неимоверных усилий, побеждает таки свою мать, обуздав ее действия. (Бог, вооружённый луком, дубинкой, сетью и в сопровождении четырёх небесных ветров и семи бурь, созданных им для борьбы с одиннадцатью чудовищами Тиамат, вступил в бой. В разинутую пасть Тиамат он вогнал «злой ветер», и та не смогла закрыть её. Мардук тут же прикончил Тиамат стрелой, расправился с её свитой и отнял у убитого им чудовища Кингу (мужа Тиамат) таблицы судеб, которые дали ему мировое господство. Далее Мардук начал творить мир: он рассёк тело Тиамат на две части; из нижней сделал землю, из верхней — небо, а из глаз — реки Тигр и Евфрат. Причём бог запер небо на засов, приставил стражу, чтобы вода не могла просочиться вниз на землю). В Бытии же Бог Яхве сделал это одним Словом. И стало так.

Любой биолог закроет Библию, прочитав, что Бог в третий день Бог сотворил растения, а в четвертый Солнце. Но Бог специально сделал это. В Египте особо почитался бог солнца Ра. Он был верховным богом. Также это было и в Месопотамии. И Яхве показал своему народу, что Солнце - это всего лишь творение, которое Я сотворил в четвертый день. И Я способен содержать и поддерживать жизнь без него. Конечно сегодня трава не растет без Солнца, но в творении это было именно так.

Вавилонская башня. История об этом описана также в вавилонских источниках. Люди построили башню высотой до небес, что испугало бога неба Ан. В Библии же написано, что Бог говорит: "И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие". 11:5. Это ирония, которую мы не замечаем, но которая вызывала усмешку у современников Моисея над царившим тогда космогоническим учением.

Мы по-другому начинаем понимать Библию, когда понимаем адресата и историко-культурный смысл.

Точно также и с человеком. Я понимаю его тогда, когда понимаю, как он воспринимает реальность.

Если у человека произошло несчастье, а ты скажешь ему: "Бог любит тебя", то ты можешь не помочь ему, а наоборот навредить. Мы должны быть рассудительными в подходе к человеку.

Проблема друзей Иова в том, что они не смогли правильно прочесть сердце своего страдающего друга. Бог будет спрашивать с нас за нашу неосторожность.

Я должен научиться понимать человека, и оставлять запятую в своем поверхностном суждении.

Незнание каких-то фактов и тонкостей души человека может сослужить со мной злую шутку.

История, которая коснулась моего сердца.

У моей мамы был только один глаз.

Я ненавидел её… и так стыдился. Она готовила еду для студентов и учителей, чтобы содержать семью. Однажды, когда я учился в начальной школе, мама зашла повидать меня. Я так смутился. Как она могла так поступить? Я игнорировал её, бросил на неё сердитый взгляд и выбежал из класса.

На следующий день в школе один из одноклассников сказал мне: «Э-э-э, у твоей мама только один глаз». Я хотел провалиться на месте. И ещё я хотел, чтобы мама исчезла с лица земли. Поэтому я поругался с ней в тот день и сказал: «Ты только выставляешь меня на посмешище! Чтоб ты умерла!!!»

Мама ничего не ответила…

От злости я даже ни на секунду не задумался о том, что сказал. Я был слеп к её чувствам. Я хотел уйти из дома и не иметь с ней ничего общего.

Поэтому я усердно учился, и мне посчастливилось поехать учиться с Сингапур. Потом я женился. Купил дом. У меня появились дети. Я был счастлив своей жизни, детям и комфорту.

Но однажды моя мама приехала навестить меня. Она не видела меня несколько лет и даже ни разу не видела внуков. Когда она встала у двери, мои дети засмеялись над нею, и я накричал на неё за то, что она явилась без приглашения.

Я завопил на неё: «Как ты смеешь приходить в мой дом и пугать моих детей! Убирайся отсюда! Сейчас же!» И на это моя мама ответила: «Ой, извините. Наверно, я ошиблась адресом», и исчезла из вида.

Однажды мне пришло приглашение на вечер встречи выпускников в родной город. Я солгал жене, что еду в командировку. После вечера я пошел в старый родной квартал, просто из любопытства. Мои соседи сказали, что она умерла.

Ни одна слезинка не скатилась из моих глаз.

Они передали мне письмо, которое она просила отдать мне.

«Мой дорогой сынок, я всё время думаю о тебе. Прости, что приехала к тебе в Сингапур и напугала твоих детей. Я была так рада, когда услышала, что ты приедешь на вечер встречи. Но я, наверно, даже не смогу встать с постели, чтобы увидеть тебя. Прости за то, что тебе всегда приходилось стыдиться меня, когда ты рос.

Видишь ли……… когда ты был очень маленький, ты попал в аварию и потерял свой глаз. Как мама, я не могла наблюдать, как ты будешь расти с одним глазом. И отдала тебе свой. Я так гордилась сыном, который мог видеть весь новый мир за меня, на моем месте, этим глазом.

С любовью к тебе, твоя мама….»

Мы верим в Бога, у которого раны на руках и ногах. У которого пробито сердце.

Он не просто принимает нас. Он показывает нам, что понимает все, через что мы проходим в своей жизни.

"Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха". -К Евреям 4:15

Давайте будем рассудительными, как и Господь наш Иисус Христос.