Олег Колтаков

Как создать эко-стартап с нуля и попасть на ЭКСПО-2020 в Дубае: интервью с российским стартапом «Посади лес»

Как создать эко-стартап с нуля и попасть на ЭКСПО-2020 в Дубае: интервью с российским стартапом «Посади лес»
Фото: пресс-служба "Посади лес"

Российский стартап «Посади лес» был запущен в 2015 году Движением ЭКА. Его создатели занимаются восстановлением лесов с 2010 года и посадили более 10 миллионов деревьев в 47 регионах России. Проект возник из идеи перенести восстановление леса в виртуальное пространство, предложив людям «сажать» деревья онлайн, после чего их в реальности высадят волонтеры. Весной 2018 года стартап получил грант размером $100 000 в рамках дубайской программы грантов Expo Live, а также право презентовать свой проект на Всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2020». Вскоре планируется запустить мобильную игру — вписавшись тем самым не только в экотренд, но и в тренд на геймификацию. Руководитель проекта «Посади лес» Марианна Мунтяну рассказала о том, как можно построить успешный эко-стартап без инвесторов.

– Что стояло у истоков вашего стартапа?

– В 2010 году, когда в стране полыхали страшные лесные пожары и были уничтожены сотни миллионов деревьев, наша инициативная группа запустила проект «Больше кислорода» и создала НКО Движение ЭКА. Мы создавали школьные питомники и высаживали подросшие деревья на загородных территориях, которые остро нуждались в лесовосстановлении. При поддержке коммерческого партнера за время действия программы в 47 регионах России было посажено 10 млн деревьев. В 2015 году программа завершилась, но желание продолжать работать и сажать деревья осталось. К тому же у нас уже сформировалась большая команда по всей России. Тогда мы создали сервис PosadiLes.ru, чтобы каждый желающий мог посадить свой лес, не выходя из дома. Сама концепция проекта «Посади лес» была окончательно разработана в ходе участия в акселераторе Generation S, где мы стали победителями в треке «Телеком Идея» и получили бонусы для продвижения будущего проекта. Веб-версию мы запустили буквально за неделю, а уже через три дня после старта мы получили поддержку пользователей, и вскоре состоялась первая посадка деревьев командой «Посади лес» в Чувашии.

Прежде всего мы ориентировались на народное финансирование проекта и вовлечение в восстановление лесов широкого круга людей. Наша миссия шире, чем фактическое лесовосстановление, мы являемся в первую очередь экопросветительским проектом. Наша цель — донести до как можно большего числа людей информацию о проблеме потери леса и необходимости вносить свой вклад в его сохранение и восстановление.

– Сколько вам потребовалось инвестиций для запуска?

– Нам потребовались средства только на запуск сайта и немного на продвижение. Мы вложили собственные средства в запуск MVP. Далее в доработку сайта и продвижение мы в течение двух лет регулярно вкладывали свои деньги. Мы решили, что будем бережливым стартапом, и максимально использовали бесплатные ресурсы.

Когда год назад восстанавливать лес стали приходить компании, желающие компенсировать свой углеродный след, проект вышел на новый уровень и стал зарабатывать и на свое развитие.

– А сколько человек было в команде?

– Четыре человека из нашей команды участвовали в акселераторе, они запустили первый MVP. Они его придумали и создали. Далее к проекту присоединился smm-маркетолог. В таком составе проект проработал примерно год.

– Как пришли партнеры? (Среди партнеров проекта «Посади лес» такие компании, как Splat, Эльдорадо, Faberlic, Лента, Сбербанк Страхование, МТС).

– Faberliс был главным спонсором первой программы по восстановлению лесов «Больше кислорода!». Алексей Нечаев, владелец компании, является нашим вдохновителем и сооснователем Движения ЭКА.

Впоследствии компании сами находили нас — видимо, искали тех, кто занимается посадками. И когда узнавали про наши результаты, присоединялись к нам.

Отдельная история у нас с брендом Splat. Они тоже сами нас нашли. Компания Splat хотела рассчитать свой углеродный след и внести компенсацию на будущий год. Они рассматривали несколько других проектов, но мы вызвали наибольшее доверие. Так, с их подачи мы создали на сайте калькулятор по расчету углеродного следа, и вот уже 2 года с помощью посадок деревьев компенсируем выбросы парниковых газов, производимые на их заводе. Сейчас с запросом на погашение углеродного следа приходят и другие компании.

– Есть ли у вас филиалы за пределами Москвы?

– Нет, филиалов у нас нет. Но есть волонтерские группы, которых мы обучаем и помогаем методически. Наша задача – сделать так, чтобы посадить лес мог любой желающий. Поэтому главным образом мы занимаемся просветительской деятельностью, чтобы этой идеей вдохновлялись как можно больше людей. Каждую осень и весну мы объявляем сбор волонтеров. Активисты из регионов могут стать организаторами посадок в своем субъекте либо присоединиться к уже запланированным посадкам.

Многие хотят стать волонтерами, а вот организаторов, как правило, не хватает. Наша задача – объединить одних и других. У нас есть дружественный портал, с помощью которого организаторы и добровольцы находят друг друга.

– А какова «себестоимость» посадки одного дерева? (На сайте указано, что посадка одного дерева обходится в 150 рублей)

– Те средства, которые мы генерируем на сервисе, покрывают все расходы на посадку деревьев. На нашем сайте дерево стоит 150 рублей. В эту цену входит стоимость саженцев, причем в каждом регионе цена разная: в южных саженцы дороже, нежели в северных. Также, помимо стоимости саженцев, в цену закладывается стоимость трансфера и питания для волонтеров и другие расходы. Также сюда входят расходы по развитию и продвижению сервиса.

– Кто ваша целевая аудитория?

– Изначально мы думали, что это будут только мужчины, которые хотят построить дом, посадить дерево и т. д. Оказалось, наоборот: эта проблема больше всего волнует женщин от 18 до 40 лет. Эта аудитория наиболее активно подключается к восстановлению лесов. Интересно, что именно женщины охотно дарят деревья, и дарят как раз мужчинам – например, на 23 февраля. Кстати, изначально наш проект так и назывался: «Подари лес».

Помимо традиционных промо-кампаний накануне 23 февраля и 8 марта, мы пытаемся использовать для привлечения внимания и другие праздники. Например, к 1 сентября мы организовали акцию «Лес вместо букета», во время которой призывали вместо увядающих через пару дней цветов дарить учителям деревья, которые долгие годы будут радовать всех.

– Насколько актуален сейчас в России эко-тренд?

– Актуальность экологической тематики заметно растет. В СМИ много говорится об истощении природных ресурсов, изменении климата, загрязнении планеты пластиком, замусоренности лесов, мусорных свалках. Радует, что люди все больше обращают на это внимание и стремятся сами делать какие-то конкретные шаги.

Фото: пресс-служба "Посади лес"
Фото: пресс-служба "Посади лес"

– Ваша идея мобильной игры «Посади лес» отмечена грантом Expo Live. А как вы узнали про этот конкурс? Как Вы подавали заявку на грант?

– О нем нам рассказали друзья друзей. Конкурс Expo Live был, конечно, заметным шагом в нашем развитии. Когда мы прошли первый этап и попали в шорт-лист, то у нас появилось еще больше вдохновения для дальнейшего развития. Заявка была в несколько этапов и хочется отметить, что вопросы в заявке настолько грамотно подобраны, что работа над ее заполнением помогла нам тщательнее раскрыть идею проекта и доработать ее практически до «совершенства».

У нас также есть шанс презентовать свою идею в 2020 году в Дубае. Там мы сможем рассказать нашу историю большой аудитории, привлечь внимание очень разных людей и предложить им посредством простых действий оказывать помощь в спасении и восстановлении лесов.

– Какие вы можете дать советы тем, кто хочет поучаствовать в конкурсе?

– Делайте все заранее. Это главный совет. А еще – побольше общайтесь со своими единомышленниками, занимайтесь нетворкингом, читайте новости из сферы инноваций и стартапов, чтобы быть в курсе всех актуальных событий и конкурсов, которые могут быть Вам полезны.

– Как вы пришли к идее создания мобильной игры?

– У нашего арт директора, Георгия Шустова, была мечта создать образовательную онлайн-игру. И в какой-то момент мы поняли, что эту мечту пора осуществить: сегодня проще привлечь людей к восстановлению лесов, рассказать о существующих проблемах по их сохранению именно с помощью игровой механики. Команда подхватила идею, но поскольку средствами для ее разработки мы не располагали, мы стали искать источники финансирования.

Сперва пошли на краудфандинговую площадку, запустили там сбор средств, а сами одновременно подавали заявки на участие в различных конкурсах. Сбор средств мы разделили на несколько этапов. Первый – на создание технического задания. Таким образом мы собрали порядка 100 000 рублей. Нас поддержали более 100 человек.

– Когда планируете запуск игры?

– Весной 2019 года стартует первая версия. Сценарий уже написан, но мы еще будем его дорабатывать. Мы сотрудничаем с опытными разработчиками, они делают очень популярные игры, которые у всех на слуху.

Игра будет бесплатная. Сюжет посвящен восстановлению лесной территории – например, заброшенного или выжженного леса. Как и на сайте, пользователи смогут покупать по ходу игры деревья, получая при этом игровые бонусы и одновременно «высаживая» деревья в реальной жизни.

– Вы планируете выходить на иностранные рынки?

– Да, мы очень хотим выйти на международный уровень, в частности, на рынки СНГ, Восточной Европы, Юго-Восточной Азии, Китая. Уже сейчас, при разработке игры, мы это учитываем: ведь для каждого региона нужна кастомизация.

Эко-тренд набирает обороты – в частности, из-за моды на ЗОЖ. И хотя пока здоровым образом жизни увлекаются в основном в крупных городах, я думаю, что в будущем это направление станет для предпринимателей одним из главных.

Поддержка ЭКСПО-2020 позволит нам ускорить процесс разработки экологической образовательной игры «Посади лес». Участие в Expo Live — это возможность открыть новые горизонты, найти партнеров и стимул для выхода на международный уровень. Мы сможем продвигать наш проект не только в России, но и в СНГ, Китае, Юго-Восточной Азии и других странах. Увеличивая охват аудитории, мы расширим границы восстановления лесов и распространим наши идеи об ответственном и бережном отношении к лесным ресурсам в других странах.

Последовать примеру "Посади лес" и подать заявку на грант Expo Live российские стартапы могут на сайте организаторов: https://www.expo2020dubai.com/ru/expo-live/Innovation