АкадемияТВ

Как создать звуковую атмосферу в кино и на телевидении

Как создать звуковую атмосферу в кино и на телевидении

Как известно, прежде чем нарушать правила их нужно знать. Этот широко распространенный тезис напрямую применим к построению звуковой картины в кино и на телевидении, и если в фильмах, выходящих на широкий экран, звуковая атмосфера всегда играла ключевую роль, то телевидение часто предпочитало музыкальное оформление звуковым эффектам. В большинстве случаев это объяснялось недостатком времени на создание звуковых образов и микширование, поэтому музыка играла необходимую и чаще всего достаточную роль в передаче характеров телевизионных сюжетов. Тем не менее в связи с рядом технологических изменений в индустрии, доступностью технических средств для производства телевизионной продукции и растущими требованиями аудитории ситуация меняется в настоящее время.

Формирование звукового ряда

Большинство профессиональных звукорежиссеров и продюсеров прекрасно понимают необходимость использования звуковых эффектов для передачи атмосферы события, поскольку шумовое оформление как средство выразительности не имеет себе равных для передачи характера кадра. В качестве примера можно рассмотреть простую сцену беседы нескольких героев в ресторане с фокусом на диалог. Большинство зрителей подсознательно представляют себе стандартную акустическую картину данной сцены и рассчитывают услышать помимо основного диалога так же голоса других посетителей заведения, если ресторан имеет более чем один столик. Для передачи характера сцены средствами художественной выразительности так же необходимо включить в атмосферу ресторана шаги перемещающихся между столами официантов, звуки готовящейся еды с кухни, шум столовых приборов и посуды, гул системы кондиционирования воздуха, звуки, открывающиеся и закрывающиеся дверей, шелест возникающий при перелистывании страниц меню, женский смех и возможно какое-либо музыкальное сопровождение, воспроизводящееся через акустическую систему заведения. Данный список далеко не полон, и прямо зависит от задумок сценариста, жанра, глубины кадра и количества деталей в данной сцене.

Необходимо понимать, что звук так же способен проникать в помещение через открытые двери и окна или просачиваться через плохо звукоизолированные стены, следовательно, в данной сцене возможно присутствие шагов пешеходов за окном, шум двигателей и колес машин, гудки грузовиков, шум ветра или дождя и так далее.

Безусловно, правильный баланс, прозрачность и перспектива данной звуковой картины играют существенную роль для передачи настроения и характера сцены, но гораздо важнее те подсознательные эмоции и воспоминания, которые зритель испытывает при прослушивании. Профессионально подобранные звуковые эффекты позволяют подчеркнуть пространство сцены и передать реальность или напротив иллюзорность происходящего. Аудитория стремится сопереживать актерам, событиям и действию воспринимая звуковой ряд через эмоциональный подтекст собственного опыта. Происходит подсознательное сравнение пространства кадра и ментальных образов присутствующих в памяти каждого зрителя.

Другими словами, звуковое оформление является триггером, запускающим процесс сопереживания через аудиальное восприятие действительности.

Существует мнение, что большинство телезрителей не замечают деталей, расположенных в глубине звукового ряда, следовательно, время, потраченное на создание звуковых образов, может быть потрачено впустую.

Безусловно, широкая аудитория воспринимает медиа продукт отличным от профессиональных звукорежиссеров образом. Большинство телезрителей не имеют навыка разделения аудио эффектов по глубине звуковой картины. В широком смысле предполагается что сюжет, разворачивающийся на экране, захватывает зрителя целиком. Таким образом, звуковая дорожка вообще и шумовое оформление в частности являются для зрителя неотъемлемой частью фильма, и не существуют без привязки к видео ряду. Тем не менее, подсознательное восприятие аудиторией звуковых образов помогает звукорежиссеру решать творческие задачи для передачи настроения, времени и характера кадра. Кроме того, наличие шумовой составляющей звукового ряда так же способствует передаче длительности сцены.

В качестве примера можно рассмотреть присутствие совокупности коротких, но ярких звуков, описывающих импульсивные события в кадре. Хорошим примером могут служить выстрелы, звучащие в едином акустическом и шумовом пространстве. Данный ряд эффектов воспринимается слушателем как единая сцена из-за неразрывности шумовой картины. В то же самое время, при смене акустической атмосферы, расположенной за выстрелами, единство распадается на совокупность элементов и воспринимается зрителем как разрозненная звуковая картина. Таким образом, звукорежиссер способен изменять восприятие аудиторией пространства кадра путем смены шумовой атмосферы даже внутри сцены с отсутствующими монтажными склейками.

Необходимо понимать, что описанный выше эффект разъединения пространства отрицательно воспринимается зрителем при просмотре телепрограмм с периодически изменяющимся фоновым шумом, вызванным низкокачественной первичной записью звука. Изменяющаяся в течении коротких промежутков времени акустическая и шумовая картины вызывают у зрителя ощущение разорванности и разобщенности драматической структуры звукового ряда. В широком смысле, обоснованность применяемых звукорежиссером приемов должна иметь четкие художественные цели. Еще на этапе подготовки к съемочному процессу необходимо выбрать средства выразительности и спрогнозировать возможный творческий результат в виде художественной формы, поддающейся описанию.

В большинстве случаев, творческий процесс создания какого-либо эфемерного и не до конца определенного продукта в экспериментальном жанре, без четкого понимания формы и путей достижения результата обречен на художественный провал.

Характер звуковой сцены.
Характер звуковой сцены.

Характер звуковой сцены

Дополнительные диалоги, составляющие звуковую картину так же играют важную роль. Их качество и эмоциональность сильно поддерживают драматическое качество лидирующих диалогов основных героев. Продолжая рассматривать сцену в ресторане как пример, мы можем изменить характер восприятия основной информации слушателем путем добавления различных эмоциональных составляющих в звуковую атмосферу, например таких, как смех, кашель или всхлипывание.

Так же, существует значительная разница между восприятием мужских и женских голосов добавленных в качестве дополнительных звуков для формирования атмосферы. Звук женских разговоров и смех значительно меняют характер сцены и говорят зрителю о беззаботной легкости и относительной безопасности драматической картины. В то же самое время, преобладание мужских голосов в шумовом спектре может создать у зрителя ощущение напряженности и беспокойства. В качестве специального приема звукорежиссер может использовать коллективную эмоцию смеющихся над какой-либо шуткой людей. Данный прием используется для передачи контраста между диалогом основных протагонистов и шумовой обстановкой в кадре. В этом случае эмоция работает как якорь, позволяющий звукорежиссеру передать возможную смену настроения основных героев или предупредить зрителя о грядущих изменениях в характере всей сцены.

Среди других популярных эффектов можно выделить звуки открывающихся и закрывающихся дверей. Данный прием даёт зрителю подсознательное ощущение переходности момента из существующей реальности в новую. Для этих же целей часто используются звук полицейской сирены и скрип тормозов машин. В большинстве случаев режиссеру нет необходимости визуализировать подъезжающий полицейский автомобиль. Нарастающий звук сирены, совмещенный с шумом работающего двигателя, усиливает ощущение тревоги и позволяет большинству зрителей предположить, что через несколько секунд сотрудники правопорядка войдут в кадр. Таким образом, звукорежиссер имеет возможности создавать, трансформировать и самое главное усиливать эмоциональное восприятие не только звукового, но и видео ряда с помощью добавления или удаления отдельных элементов шумовой картины.

Маскирование сигналов.
Маскирование сигналов.

Маскирование сигналов

При работе над компоновкой звуковой атмосферы звукорежиссер должен учитывать законы маскирования сигналов. В частности, необходимо понимать, что расположенные за диалогами актеров отдельные, короткие звуки будут неизбежно маскироваться более сильным речевым сигналом, что в первую очередь, повлечет за собой ослабление драматической роли шумовой составляющей звукового ряда в целом. В данном случае, метод увеличения громкости таких звуков не приведет к усилению их восприятия зрителем, поскольку из-за спектральных и частотных конфликтов между сигналами может произойти уменьшение слоговой разборчивости основного диалога.

Расположение ключевых звуковых эффектов в паузах между словами является одним из популярных методов решения данной проблемы. Для примера можно рассмотреть звуки лающих собак или короткие свирели птиц. Размещение подобных звуков непосредственно за основным диалогом вызовет потерю атмосферной составляющей в звуковом ряде и ухудшит прозрачность звуковой картины в целом. Так же не целесообразно увеличение громкости шумовых эффектов, поскольку в этом случае произойдет нарушение акустической перспективы кадра и ухудшение слоговой разборчивости. Пытаясь решить данные проблемы методом микширования, звукорежиссер может ошибочно уменьшить общий уровень звуковых эффектов с целью улучшения слоговой разборчивости. Подобные действия неизбежно приведут к потере аутентичности звуковой сцены и ослаблению эффекта присутствия для зрителя.

Таким образом, главной задачей, стоящей перед звукорежиссером, остается не только поиск баланса и грамотное размещение различных элементов звуковой картины в аудио ряде, но и ослабление частотных и спектральных конфликтов возникающих при маскировании сигналов. Решение данных проблем позволит сохранить богатство звукового образа и многообразие атмосферы без потери прозрачности и разборчивости.

Автор Александр Потапов