Слышу звон, знаю, где он! Обзор микрофона Shure SM-81

Применение в звукозаписи

Микрофон SM-81 хорошо известен звукорежиссерам по всему миру. Компания Shure предполагает его применение в сферах хоровой музыки и инструментальной звукозаписи.

Поскольку SM-81 – это конденсаторный микрофон, большинство профессионалов в индустрии используют его в студийных и концертных условиях для высококачественной записи акустических гитар, роялей и перкуссий. Многие профессионалы в индустрии также применяют пару SM-81 как микрофоны «overhead» при снятии звука барабанной установки. В этом случае, для согласования уровней и исключения появления нелинейных искажений, производитель рекомендует использовать встроенный в корпус устройства аттенюатор со степенью регулировки +/- 10 ДБ.

Частотная характеристика SM-81 является эталоном для многих звукорежиссеров. Микрофон демонстрирует хорошую передачу высоких частот при практически полном отсутствии искажений. Это помогает передавать яркость тембра большинства струнных музыкальных инструментов без потери насыщенности и глубины.

Размер является еще одним очевидным плюсом данного микрофона. В отличие от моделей с большой диафрагмой, таких как AKG 414, SM-81 – это компактное решение, позволяющее разместить несколько устройств перед музыкальным инструментом. При этом корпуса микрофонов и стойки не доминируют в пространстве кадра. Именно поэтому большинство телевизионных режиссеров ценят строгий и лаконичный дизайн SM-81. Матовое покрытие корпуса микрофона гарантирует отсутствие бликов. При этом более чем умеренные для конденсаторного микрофона размеры не отвлекают внимание телезрителя от основного действия в кадре.

В своей ценовой категории SM-81 является микрофоном выбора при записи хоровой музыки, поскольку расположение нескольких устройств на высоких стойках превосходно передают окраску голосов. SM-81 также гарантирует профессиональное качество звука как инструментальный микрофон, поскольку практически линейная частотная характеристика устройства помогает прекрасно передавать тембр большинства струнных инструментов.

Еще одним плюсом SM-81 является почти полное отсутствие низкочастотных искажений. Не секрет, что проблема излишней гулкости при передаче низких частот является существенной при записи музыки. Производители микрофонов часто предлагают решение в виде различных обрезных фильтров, встроенных в корпус. SM-81 не является исключением.

Модель так же имеет НЧ фильтр, но согласно измерениям, произведенным в нашей студии, низкочастотные искажения при записи контрабасов и роялей минимальны, и едва различимы на слух. Таким образом фильтр низких частот, установленный в корпус SM-81, скорее выполняет роль дополнительного эквалайзера для минимизации нежелательных последствий “эффекта близости”. Наличие трех ступеней регулировки позволяет звукорежиссеру выбрать степень уменьшения спектра НЧ.

Первое положение НЧ фильтра не изменяет частотную характеристику сигнала, в то время как второе положение регулятора эквализирует звук, воспринимаемый микрофоном, начиная со 100 Гц. Третье и последнее положение уменьшает НЧ с частоты приблизительно равной 220 Гц.

В список достоинств SM-81 также можно добавить низкий уровень собственных шумов. По этому параметру микрофон является одним из лучших среди устройств своего класса с малой диафрагмой. В то же самое время чувствительность микрофона не очень высока и составляет 6 mv/Pa. Это не означает, что SM-81 – не чувствительный микрофон, тем не менее данная особенность может быть проблемой при единовременном использовании данной модели с более чувствительными конденсаторными микрофонами в одном сете. SM-81 будет нуждаться в дополнительной амплификации для согласования уровней, что безусловно повлечет за собой увеличение уровня шумов в тракте.

Слышу звон, знаю, где он! Обзор микрофона Shure SM-81

Комплект поставки

Микрофон поставляется в пластиковом кейсе весьма неприметного дизайна. Качество пластика является спорным, тем не менее данный кейс является практичным решением для реализаций функций хранения и транспортировки. Наличие держателя и ветрозащиты в комплекте поставки делают устройство готовым к применению в концертных условиях сразу после покупки.

Запись этнических музыкальных инструментов

Для осуществления тестовой записи звукорежиссерами нашей студии был выбран не совсем обычный музыкальный инструмент, называемый Steel Tongue.

Жанры этнической музыки становятся более и более популярными в современном обществе. Доступные авиабилеты, интернет и международное общение между профессиональными музыкальными продюсерами способствуют экспериментам в области звукозаписи, взаимному проникновению стилей и смешению культур. Музыканты и композиторы нуждаются в новых средствах выразительности при создании образов. При этом методы производства музыкальных инструментов так же претерпевают изменения.

Steel Tongue может быть сделан из любого пустого 5 литрового пропанового баллона. Верхняя часть инструмента представляет из себя металлическую оболочку с 7-10 вырезанными лепестками, настроенными на разную высоту тона. Для получения более богатого тембра в конструкции Steel Tongue применяются неодимовые магниты. Для придания звучанию инструмента глубины используется дополнительный вес.

В широком смысле, Steel Tongue представляет из себя типичную вариацию идиофона и не создает большой сложности при звукозаписи. Идиофоны – один из самых древних музыкальных инструментов. При звукоизвлечении оболочка вибрирует целиком без использования струн или мембран. Существует огромное количество этнических музыкальных инструментов относящихся к этому классу. К идиофонам относятся различные тарелки, цимбалы, колокольчики. Эти инструменты применялись для создания ритмов, начиная с античных времен. В эпоху средневековья идеофоны применялись как в различных религиозных ритуалах, так и при исполнении песен менестрелями.

В эрах ренессанса и барокко широкую известность получил ксилофон. Исследователь музыки и композитор Мартин Агрикола впервые представил этот инструмент европейской публике в 1529 году. Другой, относящийся к классу идиофонов, инструмент – гонг всегда считался экзотическим в западной части мира. Тем не менее гонг, в конечном счете, был задействован для создания музыкальных произведений французским композитором Франсуа-Жозефом Госсеком в 1791 году. Самым большим идеофоном в мире признается не являющийся музыкальным инструментом Царь Колокол. Памятник русского литейного искусства 18 века имеет вес около 180 тонн.

Существует ряд причин обуславливающих выбор микрофона SM-81 для записи данного класса инструментов. Во-первых, Steel Tongue имеющийся в распоряжении нашей студии, не имеет формант расположенных в низкой части спектра, следовательно применение SM-81 как высококачественного микрофона с малой диафрагмой является достаточным для обеспечения качественной звукозаписи.

Во-вторых, частотная характеристика SM-81 гарантирует нейтральную передачу высокочастотных составляющих спектра без какого-либо излишнего детализирования и подчеркнутой нюансировки. Необходимо заметить, что корректное расположение микрофона при звукозаписи играет ключевую роль. SM-81 — это конденсаторный микрофон с характеристикой направленности кардиоида, следовательно, слишком близкое расстояние между микрофоном и музыкальным инструментом может вызвать нежелательное усиление низкочастотных составляющих спектра. Исходя из этого, расположение микрофона на расстоянии 45 см от верхней поверхности Steel Tongue является оптимальным. Это позволит передать звучание музыкального инструмента без потери аутентичности.

При расположении микрофона на большем расстоянии происходит потеря части высокочастотных отражений. Звучание становится плоским и неярким. При расположении SM-81 на расстоянии ближе 20 см от Steel Tongue, происходит значительная эквализация низкочастотных составляющих спектра. Звучание становится глубоким и гулким. Теряется легкость и прозрачность. Тем не менее при творческой звукозаписи и для создания звуковых эффектов близкое расположение SM-81 может быть использовано для придания звучанию новизны.

Выводы

Компания Shure широко известна в телевизионных и музыкальных кругах как производитель надежного и не дорогого оборудования, эксплуатирующегося с высокой степенью надежности в концертных и студийных условиях. Микрофон SM-81 полностью подтверждает имидж компании разработчика.

Покупка данного устройства – это разумная альтернатива микрофонам с широкой диафрагмой при существенной экономии бюджета. SM-81 способен работать несколько десятилетий при бережной эксплуатации. Металлический корпус устройства гарантирует надежность, великолепная частотная характеристика без существенных спадов и подъемов обеспечивает универсальность при осуществлении музыкальных записей. Переключаемый обрезной фильтр низких частот является хоть и не обязательной, но полезной функцией для минимизации последствий “эффекта близости”.

Преимущества

  • Классический дизайн, небольшие размеры, матовый корпус.
  • Линейная частотная характеристика без значительных спадов и подъемов.
  • Разумное соотношение цена/качество.
  • Надежность конструкции.
  • Встроенный аттенюатор и трехпозиционный фильтр низких частот.

Недостатки

  • Не изменяемая диаграмма направленности.
  • Микрофон не прощает ошибок при неверном расположении перед музыкальным инструментом.
  • Спорное качество пластика для кейса.

Автор статьи: Александр Потапов