Дарина Лагода
Не получилось сегодня — получится завтра

Прекратите задавать детям эти семь вопросов (вместо этого спросите их о чем-то другом)

Прекратите задавать детям эти семь вопросов (вместо этого спросите их о чем-то другом)
© Acoola

Воспитатель детского сада ходил по комнате, проверяя, как дети справляются с рисованием.

Что ты рисуешь? — спросил он одну девочку.

Одна ответила:

Я рисую Бога.

Учитель, ожидая услышать, что она рисует бабочек или радугу, был потрясен этим "отклонением" от стандартной программы:

Но никто не знает, как выглядит Бог.

Девочка ответила:

Увидите чуть позже.

Это типичная ситуация: любознательный ребенок и консервативный педагог. Наша школьная система была создана таким образом, чтобы воспитывать рабочих для крупных промышленных предприятий, а не вдохновлять молодежь на новые свершения и на то, чтобы они бросали вызов существующей системе. Школа учила нас послушанию и умению жить по правилам, поэтому мы могли нормально управлять конвейером на фабрике шесть дней в неделю.

Индустриальный век давно ушел. Начался век информации, но система школьного обучение все еще отстает в своем развитии. Мы все еще продолжаем готовить рабочих, которые могли бы процветать в индустриальную эпоху, но не знают, чем занять себя в информационную.

Автор Medium.com, Ozan Varol, говорит:

Во время недавнего выступления я получил вопрос от родителей о том, как восполнить тот ущерб, который нанесла их детям система школьного образования. Они спросили, как можно развить у детей любопытство и критическое мышление. Я не родитель, поэтому мне было сложно ответить на данный вопрос. Но я профессор, и за последние семь лет я узнал кое-что, что побуждает учеников мыслить по-другому.

Ниже приведен список из семи вопросов, которые родители обычно задают своим детям, и объяснение того, почему об этом не надо спрашивать. Также указаны альтернативные вопросы, которые стоит задать ребенку.

1. «Что ты узнал сегодня?» и «С чем ты был не согласен сегодня?»

Вопрос-клише «Что ты выучил сегодня в школе?» подкрепляет традиционную концепцию образования: ты должен запомнить и воспроизвести полученную информацию по требованию.

Готовность усомниться в достоверности полученной информации гораздо важнее, чем способность получать определенные знания и сохранять их в памяти. Важные даты гражданской войны и столицы пятидесяти государств скоро забудутся. Однако, когда пройдет время, способность отстаивать свое мнение, вступать в аргументированный спор и критически воспринимать полученную информацию сохранится.

© Svopi
© Svopi

2. «Что ты сделал на этой неделе?» и «Что у тебя не получилось на этой неделе?»

Мы живем в обществе, которое обесценивает неудачи. Пока дети растут, любая неудача может отправить их в кабинет директора школы. Все взрослые панически боятся неудач. За каждым неокрашенным холстом, каждым несозданным бизнесом, каждой ненаписанной книгой и каждой неспетой песней стоит страх неудач.

Ozan Varol говорит:

Sara Blakely, основатель компании по производству нижнего белья «Spanx», является одним из моих героев. Она перешла от продажи факсовых аппаратов по принципу «от двери до двери» к собственному бизнесу, став самой молодой женщиной-миллионером в мире. Она приписывает свой успех одному вопросу, который ее отец задавал ей каждую неделю: «Что у тебя не получилось на этой неделе?».

Задавая такой вопрос, отец девушки давал отдых от волнующих успехов и помогал перетерпеть неудачу. Для него лучше было потерпеть неудачу, чем не попробовать сделать что-либо вообще. Под этим не стоит подразумевать поощрение очередного провала. После такого вопроса каждый задумывается о причинах произошедшего и извлекает из ситуации необходимые уроки.

© МирПутешествий
© МирПутешествий

3. «Вот как надо сделать» и «Как бы ты решил эту проблему?»

Когда ребенок приходит ко взрослому с какой-то проблемой, сразу возникает желание помочь ему быстро и эффективно решить сложившуюся ситуацию.

Сопротивляйтесь этому желанию. Не протягивайте руку помощи сразу. Пусть ребенок попробует найти решение самостоятельно. Процесс поиска решения на самом деле гораздо более важен, чем само решение.

Когда вы решаете проблемы своих детей, вы действуете, как личный спортивный тренер, который «помогает» клиенту, поднимая вместе с ним штангу. Но, когда вы позволяете своим детям самостоятельно формулировать решение, вы даете им возможность «прокачать» критическое мышление. Точно также, как мышцам, мозгу нужно тренироваться, чтобы расти и созревать.

После того, как ваши дети решат проблему, попросите их решить ее по-другому. Пусть они видят, что часто существует несколько способов решения.

4. «Вот твой новый детский сад» и «В какой детский сад ты хочешь пойти?»

Ozan Varol рассказывает:

Когда мне было пять лет, мои родители сказали мне, что пришло время идти в детский сад. Вместо того, чтобы сделать то, что делают большинство родителей (сделать выбор за меня), они сказали, что я пойду в тот детский сад, который выберу сам. Они не сказали мне, что на самом деле уже просмотрели все детские сады в городе и выбрали четыре наиболее подходящих для меня, из которых уже мне можно было делать выбор. Для меня это был определяющий момент, который остался со мной до сегодняшнего дня. Впервые я почувствовал, что сам контролирую свою судьбу. Я понял, что могу решать сам за себя, а не полагаться на кого-то другого в решении своих проблем.
Более того, после того, как я сам принял решение, я понял, что несу за него ответственность. Если бы оно имело негативные последствия, был бы виноват только я сам.
Я слышал от нескольких друзей, что тако — любимая еда их детей. Вполне возможно, что многие дети любят тако по той причине, что сами выбирают ингредиенты для начинки. Создав тако самостоятельно, дети наслаждаются им еще больше.

5. «Это происходит так, как происходит» и «Отличный вопрос. Почему бы нам не попробовать найти на него ответ?»

Дети — мастера задавать вопросы. Их вопросы наполнены не стремлением произвести впечатление и поставить в неловкое положение, а искренним любопытством. Они не принимают все в этом мире, как должное. Они смотрят на жизнь с желанием понять ее.

Эти вопросы раздражают многих взрослых людей, которые считают, что ответы на все действительно важные вопросы уже найдены.

Вместо того, чтобы подавить любопытство своих детей, взращивайте его. Поощряйте их задавать вопросы и оставаться любопытными. Именно непредвзятое отношение к окружающему миру привело к каждому техническому прорыву. Чем дольше ваши дети смогут противостоять сильному соблазну заменить любопытство самоуспокоением, тем большего они достигнут.

6. «Ты не можешь этого сделать» и «Что нужно сделать для того, чтобы осуществить задуманное?»

Не говорите своим детям, что их идеи сумасшедшие или неосуществимые.

Представьте себе, если бы молодого Эйнштейна обсмеяли, когда он озвучил свою сумасшедшую гипотезу: что произойдет, если я буду гоняться за лучом света? Занятый учитель или раздраженный родитель легко мог отнести этот вопрос к числу абсурдных.

Помогайте детям искать новые возможности. Поощряйте, казалось бы, сумасшедшие идеи, помогая тем самым своим детям: «Что тебе нужно, молодой Альберт, чтобы преследовать луч света?».

© detki.guru
© detki.guru

7. «Ты сегодня подружился с кем-то?» и «Как ты помог кому-то сегодня?»

Первый вопрос скорее касается восприятия школы, как поверхностного события (по типу «сколько визитных карточек ты собрал?»). Второй побуждает к формированию крепких связей с другими и поощрению щедрости и дружелюбности. Он имеет другой посыл: всегда ищи возможность помочь другим.


В зависимости от того, что и как вы спросите у ребенка, он сформирует свой ответ. Если вы хотите, чтобы ваш малыш рос целеустремленным и уверенным в себе, учитесь задавать ему правильные вопросы и всегда удовлетворять его любопытство.

Источник: Medium.com