Дарина Лагода
Не получилось сегодня — получится завтра

Компании Кремниевой долины подрывают влияние ИИ

фото: Intel iQ
фото: Intel iQ

Использование машинного обучения и искусственного интеллекта для сбора всевозможной информации является самой большой технологической возможностью современности. После долгих лет приобретения ИИ-стартапов такие высокотехнологичные компании, как Facebook, Google и Uber, собрали несколько лучших ИИ-команд в мире.

Казалось бы, мы должны были уже давно пользоваться всеми возможностями данной технологии в повседневной жизни, однако пока ИИ применим исключительно в технологическом секторе. К сожалению, в других отраслях искусственный интеллект пока не получил должного распространения.

За последние пять лет 90% ИИ-стартапов были приобретены ведущими технологическими компаниями. Причем покупка подобных компаний не связана с успехом ее продукта. Очень часто происходит так, что технология стартапа либо блокируется приобретающей компанией, либо используется как функция в другой разработке. Чаще всего происходит так: компания покупает ИИ-стартап и только после этого решает, что с ним делать.

Гонка за ИИ-стартапами. Фото: CB Insights
Гонка за ИИ-стартапами. Фото: CB Insights

На микроуровне это очень рациональная стратегия в рамках инновационной экосистемы. Ведущие технологические компании обладают возможностями, денежными средствами и масштабами, чтобы использовать ИИ для создания прибыльных продуктов в будущем. Венчурные капиталисты инвестируют в ИИ-компании на ранних стадиях их становления, чтобы обезопасить себя от возможного роста их цены в будущем. При этом некоторые инвесторы все же приобретают компании с готовым ИИ-продуктом, цена которых значительно выше стартапов, которые сопровождаются высокими рисками.

Однако такая гонка за ИИ-технологиями не сулит больших перспектив. Когда покупается стартап, а его основной продукт продолжает оставаться невостребованным, крупные технологические компании таким образом лишают общество талантливых специалистов, которые способны предложить что-то новое, что в свою очередь отражается на экономике в целом.

На макроуровне стратегия скупки ИИ-стартапов снижает их влияние на мировую экономику и общество в целом на 95%. Совокупный доход пяти ведущих американских технических компаний (Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon, Facebook) составляет менее 5% от общего объема ВВП США. Тем не менее технологические гиганты скупают ИИ-компании, заставляя их сосредоточиться на исследованиях и разработках, а не на создании ИИ-приложений для решения проблем в нетехнологичных отраслях.

Эксперты уверены, что специалисты из сферы технологий лучше всего справляются с решением отраслевых задач. Посмотрите на облачные вычисления (предоставление вычислительных служб через Интернет), и посмотрите, сколько отраслей использовали их для повышения своей производительности, — возможно, то же самое ждет ИИ. Но быстро это не произойдет по двум причинам:

1. Технические компании имеют много своих собственных целей.

2. Лучшие ИИ-решения разработаны для решения конкретной проблемы и рабочего процесса.

Убедиться в этом можно уже сегодня. Например, ваши фотографии в Facebook помечаются автоматически.Такая функция позволяет улучшить взаимодействие с клиентами. Рекомендации от Google, Netflix и Amazon все чаще приводят к увеличению покупок в результате использования машинного обучения для сканирования информации профиля пользователя.Но если говорить откровенно, то тот факт, что великие умы, которые способны на реальные разработки в области ИИ, работают над рекламой, вызывает чувство стыда.

А ведь у компаний, которые занимаются внедрением ИИ-продуктов, предназначенных не для сектора ИТ, есть огромные перспективы.

Исторически так сложилось, что когда технологические компании изобретают что-то совершенно новое, многих из них ждет крах. В качестве примера можно привести компанию Webvan (американская система онлайн-заказов и доставки товаров на дом в тот же день) или LoudCloud Марка Адриссена.

Фото: Forbes
Фото: Forbes

В конечном итоге, новая технология преуспеет через десятилетие или даже позже. На этой арене потребители в конечном счете выигрывают, в то время как ИТ-компании, которые должны были получить внутреннюю выгоду, постоянно находятся в поисках кадров из-за нехватки талантов и технологий, накопленных в ходе первоначальных усилий. Когда конкретные проекты терпят неудачу, крупные научно-исследовательские лаборатории в выигрыше: они получают в свое "распоряжение" ИИ-специалистов, позволяя им продолжать развивать технологию.

В конце концов получается так, что ИИ-технологии и ИИ-специалисты не котируются у компаний, не относящихся к технологичным. Такие отрасли, как страхование не видят улучшений при помощи ИИ в своем бизнесе, зато программа может вас обыграть в интеллектуальную игру Го. Это печально, поскольку отраслевые решения могут оказать гораздо более существенное влияние в более коротких временных рамках.


Как же быть другим отраслям, где пока нет широкого применения ИИ-технологий? Они должны действовать агрессивно, иначе рискуют ближайшие 10 лет оказаться вне рынка инноваций, который будет в значительной степени зависеть от ИИ. Необходимо:

  • понимание того, что поставлено на карту;
  • создание среды для привлечения, развития и сохранения ИИ-стартапов;
  • активного поиска ИИ-стартапов.

В некоторых сферах уже начались активные действия. К примеру, Jon Lauckner из General Motors предпринимает довольно смелые шаги. В частности, он купил автомобильную компанию Cruise Automation за $1 млрд, а также вложился в сервис вызова водителей Lyft на сумму $500 млн. Ford и Delphi также не отстают. Компания Ford приобрела Argo AI (разработка виртуальной системы управления автономным автомобилем для беспилотников), а Delphi — NuTomony (беспилотные такси).

Инвестиции автомобильных компаний в ИИ-технологи. Фото: CB Insights
Инвестиции автомобильных компаний в ИИ-технологи. Фото: CB Insights

Сельское хозяйство также не отстает. В этой области за последние пять лет было приобретено немало ИИ-компаний. Monsanto купила компанию Climate Corporation. Их сотрудничество будет направлено на предоставление фермерам доступа к большему объему информации о факторах, влияющих на урожайность, и новых способах повышения производительности сельского хозяйства.

Фото: Big Ag Watch
Фото: Big Ag Watch

В прошлом году компания John Deere приобрела технологию Blue River Technology. Ее суть заключается в том, что специально созданный робот будет опрыскивать растения не одним химикатом, а целым набором удобрений, корректируя его необходимость и пропорции. Это приведет к экономии средств, а также к концу эпохи культивирования одного злака на одном поле.

На сегодняшний день компании, ориентированные на создание ИИ-технологий для массового потребления, обречены на успех. Уровень конкуренции здесь относительно небольшой. Но учитывая опыт крупных компаний, нужно хорошо постараться, чтобы добиться успеха.

По материалам Ryan Kottenstette — генерального директора и соучредителя компании Cape Analytics.