Мария Трушкова

Может ли локальный бизнес выжить без сайта (и стоит ли)?

«Для привлечения клиентов из интернета нужен сайт» — это утверждение уже не так актуально, как раньше. Геопривязка поисковой выдачи, развитие онлайн-карт, агрегаторов, справочников и соцсетей делает «меню» рекламных инструментов для локального бизнеса более обширным.

Но бизнес бизнесу рознь. И там, где работают одни способы привлечения, другие могут привести только к трате денег. Мы решили взять три принципиально разных локальных бизнеса, и посмотреть, нужен ли каждому из них сайт и — какой.

Брови-бар

Представители этого хайпового направления в индустрии красоты прекрасно себя чувствуют без сайтов. Особенно если речь идет о небольших авторских салонах, работа которых завязана на паре-тройке мастеров.

Правят бал здесь соцсети — в основном Instagram и ВК. Развитие групп обеспечивает тесный контакт с аудиторией, высокую вовлеченность и визуализацию результатов труда. А что еще нужно для привлечения клиентов?..

Может ли локальный бизнес выжить без сайта (и стоит ли)?
Посты в Инстаграме по тегу #бровибар

Рекламируются брови-бары тоже в соцсетях: размещают посты в собственной ленте, заказывают «нативку» у блогеров и запускают таргетированную рекламу. Для запуска рекламы не нужно быть профи или переплачивать агентствам — есть онлайн-сервисы вроде PromoPult, которые позволяют делать это на полном автомате.

Группы хорошо ранжируются в органике и часто обходят по позициям веб-сайты. Причем сверхъестественные действия в плане SEO не нужны — достаточно, чтобы группа была «живой», регулярно пополнялась контентом и подписчиками.

Вкладываться в сайт брови-барам полезно, если продвигается заведение премиум-класса. В этом случае не стоит лишать человека, готового отдать от 3000 рублей за коррекцию бровей, удовольствия зайти на красивый сайт, почитать о мастерах и посмотреть примеры работ.

Шиномонтаж

Это классический пример бизнеса, который спокойно живет без сайта. Будем объективны: шиномонтаж где-нибудь «на районе» и так все знают. В межсезонье сюда выстраиваются очереди из желающих «переобуться», а в остальное время — кто-то да заедет…

Владельцы же «колесного бизнеса», которые не хотят сводить рекламную кампанию к шине на столбе с надписью «Шина мантаж», идут дальше:

  • создают группу в ВК / Facebook или аккаунт в Instagram для коммуникации с клиентами (информируют об услугах, записывают на обслуживание, отвечают на вопросы);
  • добавляют контакты компании в Яндекс.Справочник и Google Мой Бизнес, в навигационные карты (например, 2GIS), городские справочники, на тематические порталы для автолюбителей, доски объявлений.
Посты в Инстаграме по тегу #шиномонтаж
Посты в Инстаграме по тегу #шиномонтаж

Для небольшого города этого достаточно, чтобы привлечь «горячих» клиентов из локального поиска и навигационных карт. Действительно, если посмотреть на характер выдачи по запросам, связанным с шиномонтажом, то именно карты и справочники находятся в топе:

Некоторые шиномонтажи все-таки обзаводятся сайтами — зачастую это простейшие «визитки» с перечнем услуг, прайсом, контактами и схемой проезда. В регионах с низкой конкуренцией такие сайты запросто «залетают» в топ — достаточно базовых работ по SEO (мета-теги, описание услуг и условий работы). Разрабатывать же серьезный сайт, тратиться на блог и линкбилдинг в данной сфере нет большого смысла.

Исключение — крупные города (прежде всего, Москва и Питер). Здесь работают сетевые стационарные и выездные шиномонтажи. Они делают полноценные сайты с возможностью онлайн-оплаты, личными кабинетами, бонусными программами и онлайн-консультантами.

Естественно, остальным приходится что-то изобретать для получения своей доли клиентов. Например, можно «заточить» несколько лендингов под конкретные услуги (ремонт дисков, хранение шин, развал-схождение и т. п.) и вести на них трафик из контекста.

В небольших населенных пунктах контекстная реклама шиномонтажных услуг используется редко. И это хорошо — можно поэкспериментировать с объявлениями и за небольшую плату получать клиентов. Но есть условия:

  • наличие посадочной страницы (подойдет не только сайт-визитка, лендинг, но и страница в соцсети);
  • умение работать с контекстной рекламой (опять же, как и в случае с рекламой в соцсетях, выручают системы автоматизации — например, в PromoPult из единого интерфейса запускается «контекст» в Яндексе и Google на полном автомате);
  • готовность потратить небольшой бюджет на эксперименты.

Итак, шиномонтажи без сайтов живут и будут жить. Для них главные источники клиентов из интернета — справочники и карты. Но все же простенький сайт-визитку с базовой информацией сделать стоит — это не такие большие деньги, чтобы экономить. Сайт шиномонтажа может легко попасть в топ локальной выдачи и в случае необходимости стать посадочной площадкой для трафика из контекста.

Магазин канцтоваров

Здесь все зависит от формата магазина. Если речь идет о розничной точке, стоит развивать группы в соцсетях и здесь же проводить рекламные кампании. Если делать сайт — то только простую визитку.

Если торговая точка реализует канцтовары оптом, то желателен сайт-каталог с ценами и формой заказа. Его можно продвигать в Яндексе и Google по запросам вроде «купить канцтовары оптом» и использовать в качестве посадочной страницы в контекстной рекламе.

Канцтовары можно продавать и в Инстаграме
Канцтовары можно продавать и в Инстаграме

Если же речь идет об интернет-магазине, то все начинается с сайта. Конечно, можно создать торговую площадку в Instagram или ВК. Технически это не проблема, но в тематике канцтоваров лучше работают именно классические интернет-магазины. Они удобней для посетителей, более конверсионные и их проще продвигать.

Так нужен ли сайт? И какой?

Для развития локального бизнеса вовсе не обязательно бежать к веб-разработчикам за дорогим сайтом. Есть соцсети — бесплатные площадки для коммуникации с клиентами. Есть справочники, карты, агрегаторы и доски объявлений для привлечения «горячего» трафика. Есть автоматизированные рекламные системы, которые позволяют даже людям без опыта запустить таргетированную рекламу, нативку у блогеров, привлечь трафик из Яндекса и Google даже просто на группу в соцсети.

Тем не менее сразу отбрасывать идею развития сайта не стоит. Проанализируйте конкурентов, посмотрите, какие они используют площадки и рекламные инструменты для привлечения клиентов. Изучите характер поисковой выдачи по запросам, связанным с вашей деятельностью. И только после этого окончательно решайте, нужен вам сайт или нет.