Роман Глушков
Киномеханик без будки

Скиф против Коловрата: Кино живое и мертвое

Весьма показательный кинобаттл разразился у нас на рубеже прошлого и нынешнего годов. В схватке за умы, симпатии и кошельки зрителей столкнулись два отечественных исторический боевика: маленький, гордый и скромно рекламированный "Скиф" Мосафира и жирная, пафосная и распиаренная на всех углах "Легенда о Коловрате" Файзиева/Шурховецкого.

Ну что, посмотрим, кто в этой схватке показал себя настоящим воином, а кто шутом гороховым?

Скиф против Коловрата: Кино живое и мертвое

Скиф

Странно, что у нас не снимают ничего подобного. Хотя делов-то: вывез дюжину актеров и тележку реквизита в ближайший провинциально-исторический заповедник и за неделю отснял такой же боевик, только в русских лаптях и кокошниках. Ан нет, наших экшен-мейкеров подобные элементарные идеи почему-то не вдохновляют.

Эти слова я написал четыре года назад, когда обозревал норвежский исторический боевик «Пленница. Побег» (2012) Утхауга, снятый за сущие гроши на фоне дикой скандинавской природы. И вот нашелся в родном отечестве человек, которого осенила подобная идея. Правда, денег Рустаму Мосафиру (он же сыграл здесь одну из ролей) отстегнули побольше, чем Утхаугу, что видно невооруженным глазом. И размах, и костюмы, и антураж, и постановка батальных сцен у Мосафира заметно колоритнее. С той лишь разницей, что норвежец не заступал за рамки жизненного реализма, а Рустама частенько заносит в дарк-фэнтези.

Хотя, надо отдать ему должное, махровые сказки с драконами и магией он нам не травит. Ни в сюжетном смысле, ни в художественном. Вкрапления "цифровой магии" в "Скифе" минимальны и модных визуальных примочек в духе «300 спартанцев» и сериала «Спартак» почти нет. Отчего поначалу кино кажется архаичным, но когда дело доходит до драйва (то есть очень скоро), такое ощущение пропадает. Все-таки в 20 веке еще не использовали на полную катушку динамические камеру и монтаж. Да и средневековые побоища тогда не показывали столь напористо, пусть даже Рустам, проливая кровищу, не смакует «патологоанатомические» детали вроде размозженных крупным планом черепов и выпущенных кишок. Последнее я, конечно, не слишком одобряю – по-моему, раз уж ты снимаешь жесткач, так будь честным до конца. Хотя ворчал я недолго, ведь крови в картине все равно льется предостаточно.

Еще один весомый плюс «Скифа» – он не крутит шашни с Министерством Мединской Культуры. Это избавляет его от необходимости заниматься моим, вашим и чьим бы то ни было патриотическим воспитанием. Так что здесь вам не былинный эпос с его благородными свет-богатырями и посягающими на нашу землю-матушку, погаными ворогами. Как я уже отметил, «Скиф», это темное фэнтези, и даже не припомню, какой еще российский псевдоисторический фильм так четко соблюдал бы его жанровые каноны. И в частности канон «Никто не без греха, все в той или иной степени мерзавцы». Ни один герой фильма, включая главного, не испытывает приступов излишнего человеколюбия или самопожертвования. Действия всех героев имеют четкую приземленную мотивацию, и даже предателей в фильме можно по-своему понять и... хотя нет, прощать их все-таки неохота.

Актеры... Ну, своими харизмами они меня не расплющили, зато и ни один не раздражал. И образы почти у всех колоритные, и физическая подготовка (у тех, кого роль обязывала активно шевелиться) на высоте. Но главное, никакого вам гламура и экзальтации в духе Джигурды. И пусть даже лица «боссов» в этом кино зачем-то изрисовали золотой краской, приятно было в кои-то веки взглянуть на нормальных, без пафоса, мужиков, играющих на настоящем «киношном», а не на телесериальном уровне.

Недостатки? Особо выпуклых не заметил, а придираться к мелочам в фэнтези занятие бессмысленное. Тем более в фильме, который снят хоть и не на голливудском уровне, но заметно лучше многой европейской средневеково-исторической попсы. Первого «Железного рыцаря» и «Игру престолов» Мусафир, конечно, не переплюнул, но до крепких середнячков вроде «Черной смерти» (2010) и «Центуриона» (2009) допрыгнул. Ну а «Пленнице. Побегу» Утхауга он и подавно утер нос, тут уже вне всяких сомнений.

В общем, та редкая российская картина, которая приятно удивляет честностью и старательным подходом к работе. Еще один наглядный пример того, что когда наши кинотворцы забивают болт на политику, не заискиваются перед МинКультом и не пытаются бренчать на всех углах духовными скрепами, они делают нестыдные фильмы европейского уровня. И не какой-то трехкопеечный арт-хаус, а настоящую боевую попсу в хорошем смысле этого слова и для широкого круга зрителя. Петь громкую похвальбу не буду, дабы эти ребята ненароком не зазнались, но уважительно кивнуть и сказать спасибо за усердие я им обязан.

***

Легенда о Коловрате

Во первых строках хочу поблагодарить фильм «Легенда о Коловрате» за честность. То есть за логотип телеканала «Россия 1» в самом его начале. Низкий вам поклон! Увидев этот логотип, я сразу понял, к чему мне надо морально готовиться, и потому не испытал в итоге культурного шока. А иначе запросто мог бы.

Начну с того, что это не кино. Не знаю, как называется такая продукция. Возможно, это презентационное видео фабрики по пошиву исторического костюма или же дипломная работа каких-то инженеров по спецэффектам. Но что не кино - это точно. По одной-единственной ключевой причине: в нем нет актеров. Вернее, есть несколько (Серебряков, Проскурин, Колтаков и еще парочка), но они лишь топчутся на заднем плане и никакой погоды не делают. А на первых-вторых ролях здесь наблюдаются какие-то люди, которые ходят, машут оружием и обмениваются друг с другом информацией. Иногда, когда этого недостаточно, их просят изобразить эмоции. После чего они начинают орать друг на друга и симулировать истерику. А потом успокаиваются и возвращаются к обмену информацией, из которой мы, если прислушаемся, можем понять в общих чертах, что происходит на экране.

Почему я не считаю их актерами? Ребята, ну всё же элементарно. Когда я забиваю в свой внутренний поисковик фразу «Драматический исторический киноперсонаж с длинноклинковым оружием», кто моментально приходит на ум? Правильно: Мэл Гибсон в роли Уильяма Уоллеса, Рассел Кроу (Максимус Меридий), Вигго Мортенсен (Диего Алатристе), Джерард Батлер (Леонид)... Отличные актеры, отлично сыгравшие своих героев. А что я вижу в «Коловрате»? Странного человека, который весь фильм смотрит на меня пустым, заторможенным взглядом и иногда широко разевает рот, когда надо покричать. Кто это? Почему именно его взяли на роль крутого воина, когда его место - стоять пятым слева в восьмом ряду массовки? И почему его не выгнали со съемок пинками сразу же после сцены «Я пришел на пепелище родной хаты»? Эй, ребята, хвалившие "Коловрата", а вы сами-то видели это эпическое позорище? Да как после той сцены у вас вообще языки повернулись говорить о нем добрые слова? То есть по-вашему, это нормально: сидящий на коленках без малейших эмоций на лице персонаж с нарисованными на грязных щеках, высохшими дорожками от слез. Типа он их лил, но нам этого не показали: «Оба-на, зырьте сюда, пацаны - враги сожгли родную хату и убили всю мою семью! Вот облом-то, да! Прям даже сразу отомстить захотелось. Слышь, пацаны, дайте закурить, а то я чот приуныл...». Да ёшкин кот! Понятно, что человеку, имитирующему Коловрата, в принципе невозможно было сыграть горе по убиенной семье так, как это делал Рассел Кроу в «Гладиаторе». Но хоть какую-то элементарную скорбь этот человек мог из себя выдавить? Хотя бы лицо руками закрыл или «безмолвный крик» изобразил, раз уж он таки умеет широко разевать рот? Ну вот еще - распинаться он будет перед кем-то! Отсидев на коленках дежурную пару минут, человек встал и, не изменившись в лице и осанке, бодро потопал дальше. К другим так же «горюющим» людям для обмена очередной информацией.

Кстати, а почему многие сравнивали «Коловрата» с «300 спартанцами» (2007)? Что между ними общего кроме искусственного «цифрового» фона и главного вражеского босса с полунамеками на его нетрадиционную сексуальную ориентацию (это, видимо, такая наша запоздалая месть Монголо-татарскому иго)? Нарочито театрализованная «боёвка»? Ребята, а как давно вы смотрели фильм Зака Снайдера, если при взгляде на коловратовский экшен у вас возникли подобные аналогии? Наверное, очень давно. Потому что общего между ними не больше, чем между олимпийским гимнастом и школьником, загнанным на брусья для сдачи зачета по физ-ре.

Хотя о чем вообще я толкую? Какие требования можно предъявлять к презентационному видео кольчужно-лапотного реквизитного цеха? Как сняли, так и сняли, отвалите, критиканы. Главное, мы правильно и четко обозначили мысль, а исполнение и детали, это уже дело третье. Ну а актерская игра наряженных в кольчуги и лапти манекенщиков так и вовсе никому не интересна.

В общем, волей-неволей, но я вдруг еще больше зауважал «Скифа» Рустама Мосафира, о котором написано выше. Причем зауважал уже чисто по-человечески, тогда как мое зрительское отношение к нему осталось прежним. А все потому что и Алексей Фаддеев (Лютобор), и Александр Кузнецов (Куница), выйдя на сцену, действительно РАБОТАЛИ, а не открывали перед нами рты и не хлопали осоловелыми глазами на камеру. И даже несмотря на то, что эти двое мужиков отнюдь не самые великие актеры, все равно, играют они на порядок лучше, чем те бездари, которых загнали на съемки «Коловрата» бегать, орать и обмениваться другой звуковой информацией.

А, впрочем, если вспомнить тот самый логотип "России 1" в начале, всё становится на свои места. И существование «Коловрата» сразу же обретает смысл. Он простой и практичный: заполнить на телеканале двухчасовую паузу между концертом Газманова «Пей, гуляй, крепостной, барин дал выходной!» и ток-шоу «Повизжим о политике». Для каких-либо иных целей эта видеопродукция вряд ли подходит.


Что ж, как по мне, результат очевиден. Хотя, конечно, окончательное мнение все равно останется за вами, ведь я своё, разумеется, никому не навязываю... Ну или разве что самую малость - просто, чтобы вы знали, к чему вам готовиться перед просмотром этих картин и в итоге не испытать от них разочарование.