Блог инквизитора Курта Гессе. Здесь вы найдёте рецензии на книги, обзоры новинок, интервью с писателями и многое другое. Мой блог вк

Истоки жанра фэнтези

Истоки жанра фэнтези

На данный момент фэнтези является одним из наиболее популярных и динамично развивающихся литературных жанров. Ежегодно выходят тысячи новых книг, появляются сотни молодых авторов, возникают и стремительно набирают популярность новые направления внутри жанра. Благодаря развитию и повсеместному распространению Интернета, а также возникновению специализированных ресурсов и интернет-площадок, мы в реальном времени можем наблюдать настоящий расцвет этого жанра.

Фэнтези – это жанр современной литературы, основанный на использовании мифологических и сказочных мотивов. В отличие от научной фантастики, он не стремится объяснить мир с точки зрения науки. Сам мир, в котором происходят действия, существует гипотетически. Зачастую это параллельный мир или другая планета. В фэнтези возможно существование магии, богов и мифических существ.

Жанр фэнтези – это не однородная и статичная конструкция с чёткими правилами и законами. Внутри данного жанра существует множество направлений и течений, постоянно возникают какие-то новые ответвления. К относительно старым и традиционным направлениям можно отнести эпическое фэнтези, тёмное фэнтези, героическое и историческое фэнтези. Примерами новых направлений являются славянское и городское фэнтези, а также совсем новое направление, появившееся менее десяти лет назад, -ЛитРПГ.

Но с чего всё началось, где истоки этого уникального явления? Родоначальником и основателем данного жанра считается Джон Рональд Руэл Толкин, опубликовавший в 1937 году в Англии книгу для детей под названием «Хоббит, или Туда и обратно».

Толкин
Толкин

Однако считать Толкина создателем жанра не совсем верно. Да, действительно, он является одним из отцов-основателей данного направления, его фигура стоит у истоков. Но он не был единственным автором, творившим в таком стиле. Для создания трилогии «Властелин Колец» Толкину понадобилось 12 лет, первый том увидел свет в 1954 году. Его опередил К.С. Льюис, издав в 1950 году «Хроники Нарнии». Но всё же корни жанра фэнтези уходят ещё глубже.

У самых истоков фэнтези лежит кельтская мифология, на основе которой англосаксы, доминирующие в данном жанре, и создавали свои произведения. Основой для англосаксонского фэнтези, безусловно, является «Легенда о Короле Артуре», а также ирландские саги и легенды. Именно мифы о Короле Артуре и рыцарях Круглого стола стали прообразом для многих произведений в жанре фэнтези и заложили основы, которые и стали классикой этого жанра: добрый старик Волшебник – наставник и учитель Героя; сам Герой – бесстрашный воин, зачастую благородных кровей, потомок королей в изгнании; Враг – главный антагонист Героя, олицетворяющий силы Зла и Тьмы; Волшебный Предмет – артефакт огромной силы, который нужно либо уничтожить, либо спасти от главного Злодея; и, конечно же, Пророчество, которое предрекает появление Героя и его победу над силами Зла.

Всё это – основные составляющие практически любого произведения в жанре фэнтези, в том или ином виде присутствующие практически в любой книге. «Властелин Колец» Толкина является эталонным примером. Его поразительный успех заключается в том, что это произведение было одним из первых в подобном жанре. Если же сейчас посмотреть на книги Толкина трезво и непредвзято, то становится понятно, что это набор клише и роялей, и будь он опубликован в наше время, то не имел бы такой популярности. Это ни в коем случае не делает трилогию Профессора плохой: она продолжает оставаться классикой своего жанра, с удивительным языком, отлично проработанным миром и замечательными героями.

Конечно, со временем авторы поняли, что подобное однообразие начинает приедаться читателям, и стали экспериментировать, вносить правки в стандартный сценарий. Так начали появляться новые фантастические расы, главными героями книг становились «тёмные», менялись декорации, но всё же основные составляющие фэнтези не претерпели серьёзных изменений и используются авторами по сей день. И в этом нет ничего плохого, при хорошем исполнении, продуманном сюжете и правильной подаче даже самые типичные штампы могут заиграть новыми красками. Отличным примером служит «Песнь Льда и Огня» Джорджа Мартина.

Здесь есть всё: Пророчество об Избранном – Азор Ахай, Зло – Иные, Волшебный предмет – Светозарный. Автор собрал в своих книгах все штампы фэнтези, взял за основу множество сюжетов саг, легенд и книг, а затем мастерски объединил их в один сюжет, приправив это всё отличным языком, интригами, политикой, кровью и сексом. Вот он – рецепт успешного фэнтези!

Как я уже говорил, Толкин был не первым и не единственным автором, стоявшим у истоков фэнтези. Можно назвать таких писателей, как У. Морриса с его серией романов о «Доме сынов волка» (1880-90-е гг.), Р.И. Говарда, создавшего легендарную сагу о «Конане-варваре» (1932 г.), и других. Однако именно ошеломляющий успех книг Толкина подтолкнул издателей обратить пристальное внимание на произведения жанра фэнтези. После этого данное направление начало стремительно развиваться: в 1961 году появляются саги «Эльрик» и «Хокмун» Майкла Муркока, следом за ним «Колдовской мир» Эндре Нортона (1963 г.), становятся известными имена Урсулы Ле Гуин, Роджера Желязны, Роберта Сальваторе и многих других.

Всё нарастающая популярность книг жанра фэнтези в итоге привела к появлению настольных ролевых игр (Forgotten Realms, Warhammer и пр.), комиксов («Конан-варвар»), фильмов и компьютерных игр. На данный момент это гигантская развивающаяся индустрия, в которой крутятся миллиарды долларов. Пишутся новые книги, снимаются фильмы и сериалы (Amazon запланировала съёмки сериала по вселенной «Властелина колец», общий бюджет проекта – более 1 млрд долларов), а значит, жанр фэнтези находится на пике популярности, и нас ожидает ещё множество интересных книг, фильмов и сериалов.