Блог инквизитора Курта Гессе. Здесь вы найдёте рецензии на книги, обзоры новинок, интервью с писателями и многое другое. Мой блог вк

Рецензия на цикл Александра Рудазова «Архимаг»

Рецензия на цикл Александра Рудазова «Архимаг»
Слева направо: Бат-Криллах, Креол, Ванесса, Хубаксис

Вот и настал тот день, когда я наконец-то решился написать рецензию на цикл Александра Валентиновича Рудазова «Архимаг». Идея эта мучила меня уже давно, но я всё откладывал её реализацию: что я могу сказать нового об этом цикле, неужели кто-то из любителей фантастики и фэнтези до сих пор не знаком с этими замечательными книгами? Но навязчивая мысль упорно не хотела покидать мою голову, и единственный способ избавиться от неё и наконец-то обрести покой – это сесть за клавиатуру и поделиться ею с вами, дорогие читатели!

С творчеством Александра Валентиновича я знаком уже довольно давно: первую книгу я прочёл классе в восьмом, почти 10 лет назад. Произошла эта поистине судьбоносная для меня встреча совершенно случайно: однажды после школы я зашёл в библиотеку и среди десятков других книг, стоящих на полке, увидел Её – первую книгу одноимённого цикла «Архимаг». Не буду лукавить, почему-то внешне книга меня не особо привлекла, да и аннотация оставила равнодушным. Возможно, она так и осталась бы на полке, но в тот день других книг, способных меня заинтересовать, в библиотеке не нашлось, поэтому я решил всё-таки взять её. Тогда я ещё и подумать не мог, что её автор станет одним из моих любимейших писателей современности, а его книги буду перечитывать множество раз. Придя домой, я открыл книгу «Архимаг» и с головой погрузился в удивительный мир Александра Рудазова.

Александр Рудазов
Александр Рудазов

Первую книгу я проглотил за два дня. Приключения Креола и Ванессы настолько увлекли меня, что я забыл про еду и сон – и это не преувеличение! Потом были другие книги автора, цикл «Яцхен», «Мудрецы», мною были прочитаны все книги, которые были в нашей городской библиотеке, и как же я страдал, когда они закончились! Купить их не было возможности: в книжном магазине нашего маленького городка их просто не было, да и деньги у меня, тогда ещё школьника, не водились. Спасением стал сайт Либрусек – в те славные годы он был абсолютно бесплатным и не заблокированным. Каюсь, на протяжении долгих лет я читал книги автора на пиратских ресурсах. Денег у меня не было, как и возможности купить книги. Но как только я стал зарабатывать, то сразу же приобрёл книги автора в электронном варианте, на этот раз не бесплатно. Надеюсь, Александр Валентинович не будет на меня в обиде, теперь я имею возможность платить за все его книги.

Знакомство с творчеством этого автора сильно повлияло на всю мою последующую жизнь. Именно впечатления от его книг подтолкнули меня попробовать свои силы на писательской стезе (мне далеко до такого мастерства, но я стараюсь). Итак, пора заканчивать затянувшееся вступление и переходить непосредственно к рецензии.

О чём книга?

«Архимаг» является первой книгой одноимённого цикла, но для того, чтобы полностью понимать сюжет всей истории, параллельно с этим циклом необходимо читать как минимум цикл «Яцхен». Действия всех книг и циклов автора происходят в одной мультивселенной, зачастую пересекаясь друг с другом. Но вернёмся к «Архимагу». В этой книге мы знакомимся с главными героями: древним шумерским магом Креолом и молодой американкой Ванессой. На протяжении всей книги мы постепенно знакомимся с законами мира, начинаем узнавать мотивацию главного героя. Автор мастерски готовит нас к началу основной сюжетной линии, не давая заскучать в песочнице. Да-да, первая книга – это, по сути, песочница, подготовительная площадка, которая нужна для того, чтобы в общих чертах набросать для читателя примерный контур основного глобального сюжета.

Книги данного цикла повествуют о шумерском маге Креоле Урском и его ученице Ванессе. Креол – демонолог: он призывает демонов, он порабощает демонов, он убивает демонов. Его заветная мечта и цель – стать богом, и он сделает всё, чтобы её достигнуть!

Сюжет

Сюжет первой книги достаточно прост, линеен и незамысловат: вот главный герой – могучий древний маг, вот его бестолковый подручный – жалкий джин Хубаксис, ну а это – подруга и будущая ученица Ванесса Ли. Казалось бы – стандартный набор для типичного фэнтези, ничего нового и удивительного. Но так кажется только на первый взгляд. Наряду с основным глобальным сюжетом, в цикле есть множество сопутствующих линий и квестов, которые героям приходится проходить. Сюжет дополняется и усложняется от книги к книге. Да и всю информацию об основном сюжете мы получаем только в последней книги серии, а их, на минуточку, десять штук! Но, несмотря на количество частей, автору удаётся сохранить интригу до последних страниц цикла. Читатель действительно переживает за героев, до последнего неизвестно, сумеют ли они достичь своей цели, и чем им придётся за это заплатить. Автор пишет не просто развлекательную книгу, он ставит перед читателями непростые философские вопросы: что такое зло, а что добро, оправдывает ли цель средство, что главное в жизни человека, и чем можно пожертвовать во имя своей цели, при этом не потеряв себя?

Подведём итоги: сюжет первой книги гениальностью не блещет, но всё же заслуживает оценки 9/10. Однако если рассматривать весь цикл целиком, то за сюжет, безусловно, 10/10!

Главный герой

Главный герой цикла – архимаг Креол. Это могучий маг, демонолог, сумевший обмануть смерть и вернувшийся к жизни после тысяч лет сна, почти не отличимого от смерти. И вот этот древний маг оказывается в нашем времени, не зная ничего о современности. И это обещает множество забавных моментов.

Есть ещё куча второстепенных персонажей, а также Ванесса, которую можно с натяжкой назвать вторым главным героем – она играет очень важную роль в сюжете и на протяжении всего цикла оказывает сильное влияние на личность Креола. Что же можно сказать о самом архимаге? С первых страниц книг мы знакомимся с его характером: он самовлюблённый, самоуверенный, жестокий, желчный… В общем, образ Креола далёк от стандартов типичного героя фэнтези. Скорее уж он тянет на антигероя. Он абсолютно не ценит человеческую жизнь, он антисемит и гомофоб, убить человека для него легче, чем высморкаться. Всё-таки он продукт другой эпохи, вся его жизнь прошла в Древнем Шумере, несколько тысяч лет назад, а в те времена о гуманизме и правах человека как-то не слышали. Но всё же он не вызывает отвращения, наоборот, несмотря на его явные недостатки, читатель невольно проникается симпатией к нему. Более того, со временем становится понятно, что Креол гораздо лучше, чем хочет казаться. Немалую роль в улучшении его характера играет Ванесса: она является его поводырём в современном мире, знакомит Креола с реалиями ХХI века и частенько не даёт ему устроить локальный Армагеддон в Сан-Франциско.

Креол
Креол

Креол – могучий маг, способный в одиночку уничтожить город, но автору удалось не скатиться в Марти-Сью. Несмотря на всю его мощь и крутость, Креолу попадаются равные противники, либо же он попадает в ситуации, где все его силы не могут ему помочь. Читатель переживает за героя, нет абсолютной уверенности, что он обязательно победит.

Главный герой не статичен, на протяжении всего цикла он меняется, сам даже не замечая и не осознавая этого. Образ Креола является довольно необычным для книг фэнтези, и к концу книги понимаешь, что отдельные черты его образа были позаимствованы у Рейстлина Маджере – персонажа цикла книг «Саги о Копье» (Dragonlance).

Необычный и хорошо проработанный образ Креола Урского несомненно заслуживает высшей оценки – 10/10.

Мир

Мир, созданный стараниями Александра Валентиновича, я считаю одним из наиболее проработанных и логичных из всех, что я встречал в книгах. Более того, в устройство такого мира веришь, и читателю даже может закрасться мысль, что именно на таких условиях и законах устроена наша Вселенная. Автор сумел создать удивительную мультивселенную, в которой и происходят действия всех его книг. Здесь магия не нарушает логику мироздания, она подчинена строгим законам. Но вместе с тем автору удалось избежать превращения магии в аналог компьютерного программирования, чем грешат многие авторы. Магия у Рудазова сохранила свой загадочный шарм, ухитрившись, тем не менее, стать самой логичной магической системой из всех, что я встречал в книгах и фильмах.

Мультивселенная Александра Рудазова состоит из множества измерений: миров, которые населяют боги, демоны, эльфы, люди, разумные растения и хомяки. Описания миров у Рудазова – это отдельный вид искусства! Всё это многообразие логически обосновано и связано, не вступает между собой в конфликты и противоречия. На основе настолько хорошо проработанного мира автор легко пишет не только фэнтези, но и фантастику, в мультивселенной Рудазова космические звездолёты могут соседствовать со средневековыми магами, и всё это будет выглядеть совершенно органично.

За проработанный мир однозначно 10/10.

Второстепенные герои

Таких в цикле «Архимаг» много: часть из них появляется в первой книге и доходит до конца цикла, другие же появляются и исчезают от книги к книге. Второстепенных героев много, но они все живые, у них есть своя история, свои желания и устремления. Они вызывают симпатию, и к ним привязываешься. Это касается даже антагонистов. И при всём при этом, второстепенные герои могут погибнуть, автор не боится убивать своих персонажей, даже если они уже полюбились публике. Никак, автор брал пример у Мартина. :) Так что будьте готовы в любой момент попрощаться с полюбившимся вам героем.

За великолепных персонажей 10/10.

Слева направо: Логмир, лод Гвейдеон, Индрак, Ванесса, Креол
Слева направо: Логмир, лод Гвейдеон, Индрак, Ванесса, Креол

Язык

Язык написания – это, наверное, самое важное в книге. Каким бы интересным и продуманным ни был сюжет, какими бы живыми ни были персонажи, без качественного языка всё это теряет всякий смысл. У Александра Валентиновича с этим проблем нет – книги читаются легко и взахлёб, их хочется перечитывать, и это не надоедает. Это показатель не только отличного сюжета, но и хорошего чувства языка. Особенно хорошо автору удаются описания. Видно, что автор умеет и любит описывать миры, они у него получаются живыми, наполненными красками и мелкими деталями, которые добавляют правдоподобности. Правда, иногда автор слишком увлекается описаниями, ИМХО. Также должен отметить отличное описание боевых сцен. Причём как локальные столкновения нескольких магов, так и эпичные сражения многотысячных армий. Читая описания битв, читатель полностью погружается в эту атмосферу, переживает за любимых персонажей и теряет связь с реальностью. И это круто!

Итак, за язык 8/10.

Юмор

В книгах Рудазова он есть, и он не просто хороший – он уместный. А это очень важно: шутки всегда на своих местах, они не превращают историю в комедию, не портят моменты, а только добавляют им шарма. Как по мне, то, насколько юмор уместен, играет даже более важную роль, чем качество этого юмора. Но и с этим никаких проблем у автора нет.

Отсылки и пасхалки

Говард Филлипс Лавкрафт! О да, друзья, здесь не просто несколько отсылок на короля мистического первобытного ужаса, нет! Здесь на мифах Лавкрафта основана очень важная часть сюжета: главные противники мага – Йог-Сотхотх, Хранитель Врат Бездны, Носящий Жёлтую Маску, жрец Древних, Нъярлотхотеп и многие другие. По сути, здесь собран весь пантеон Лавкрафта. Ах да, чуть не забыл – Ктулху, как уж без него. Здесь он выступает в роли этакого чеховского ружья, которое обязательно выстрелит в конце.

Ктулху
Ктулху

Должен сказать, что до «Архимага» мне даже не доводилось слышать ни о Лавкрафте, ни о Некрономиконе, так что благодаря Александру Валентиновичу я открыл для себя творчество данного мастера, за что ему большое спасибо.

Мораль

Как я уже говорил, цикл «Архимаг» не является просто развлекательным второсортным чтивом, наполненным экшеном ради экшена. Автор разговаривает с читателем, ставит перед ним вопросы и пытается донести свои мысли. Зло у Александра Валентиновича – это Зло, полное и абсолютное. Демоны – не жеманные красавчики, благородные и непонятые тёмные. Его демоны – это воплощение Тьмы и Зла, они жрут людей и несут только Хаос и разрушения. При этом автор говорит о том, что Зло и Добро – это две стороны одной медали, без Тьмы нет Света, а в человеке изначально есть оба этих начала. Очевидно, что здесь автор вдохновлялся идеями зороастризма. Впрочем, не только ими: Александр Рудазов разбирается в вопросах религии и умело использует свои знания при написании книг. И очень здорово то, что в его книгах есть не просто какие-то действия, но и мысли, мораль, попытки подискутировать с читателем на вечные философские темы – всё это поднимает его книги на ещё одну ступень выше.

Естественно, 10/10.

Итог

Если как-то так получилось, что вы ещё не читали книги Александра Рудазова, то мой вам совет: закрывайте рецензию и бегом читать! Ну а если читали, то вполне можете перечитать свои любимые книги. А я с вами не прощаюсь, обязательно сделаю обзор и на другие книги автора, ставьте лайк, если вам понравилось, и подписывайтесь на мой блог. Удачи!