Внучка, дочка или...

Внучка, дочка или...

В пантеоне новогоднихгероев славянского народа есть один очень приятный, неоднозначный, конкретно уникальный образ, умудряющийся совмещать день смерти и день своего рождения. Итак, встречайте: Сне-гу-ро-ч-ка!!!

Со времен новогодних утренников детского сада мы знаем, Дедушка Мороз — это хорошо. Он и мешок принесет и подарки раздаст, другими словами, начнет и закончит праздник, а вот для проведения всего действа призовет свою помощницу. Причем, с нашей помощью.

И она придет, конкурсы проведет, хоровод с нами поводит и исчезнет в небытие до следующего зова: Сне-гу-ро-ч-ка!

Свою роль помощницы Деда Мороза Снегурочка получила в 1935 году, после реабилитации новогодних и рождественских праздников. Вот так взяли, ярлычок придумали и повесили – «помощник взаимодействия в общении с детьми», даже не « -ца». Циркуляром приписывались внешний вид и соответствующее одеяние. Внешний облик должен был сочетать:

  • белолицость;
  • краснощекость;
  • голубоглазость;
  • длиннокосость русоволосую;
  • и, вообще, все черты славянской внешности.

Одели также с соответствующим антуражем: длинная, голубая шубка, расшитая снежинками, а на голове – круглая шапочка. В таком виде, вместе с Дедом Морозом, Снегурочка впервые предстала на сцене Дома Союза на новогоднем бале-маскараде в 1937 году перед широкой публикой. И статус ей присвоили – ВНУЧКА!

А потом были, оперные и театральные постановки, живописные образы из-под кисти известных художников:

Морозная девушка  Врубель М.
Морозная девушка Врубель М.

почтовые новогодние открытки, художественные фильмы:

Режиссеры особо не заморачивались этнической правдоподобностью сказочного персонажа. Впервые фильм «Снегурочка» вышел на экраны в 1968 г. Главную роль сыграла Е. Фролова. На Снегурочку нацепили русский кокошник, не вдаваясь в тот факт, что этот головной убор могла носить только замужняя женщина, а не девушка, тем более девочка. Последним предписывалось ношение ленточек, как символ девственной чистоты. Пипл в тонкости вдаваться тоже не стал и принял новый образ, как есть. Но давайте попробуем посмотреть на любимый персонаж поближе, забыв о ее второстепенности в тандеме «Мороз-Снегурочка».

Рождение. Легенды и предположения

Когда конкретно появился сказ о снежной девочке, доподлинно неизвестно. В старых русских сказках времен христианства есть по крайней мере три сюжета с почти одинаковым началом. В одном бездетными была пара среднего возраста, в двух других – старик и старуха. Но, как бы там ни было, и те и другие занялись снежной самодеятельностью по воплощению заветной мечты – иметь дочку(!).

Именно сюжет, где наследницу ваяли люди пожилые, и стал отправной точкой в появлении прообраза Снегурочки в народных массах. Об этом идется в труде А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1867 г.), во втором томе. А позже в своей пьесе «Снегурочка» (1873 г.) А. Островский развил тему девушки из снега. Но по сюжету пьесы родителями Снегурочки были Дед Мороз и Весна Красна.

Дед Мороз и Весна Красна
Дед Мороз и Весна Красна

Поскольку Снегурочка – чисто славянское творение, отголоски язычества не могли не оставить и свой след в родословной сказочного образа. В последнее время появилась еще одно предположение о родителях снежной красавицы. Весьма экстравагантное, но от того не менее интересное и объясняющее некоторые нескладные моменты.

Современные энтузиасты выдвинули свою теорию появления Снегурочки, завязанную на языческих верованиях. Заключается она в следующем. Однажды Бог Мороз (Варун - древнеславянский прототип Деда Мороза - бог всех вод и ночного неба) ушел в загул с Богиней Метелицей (Вьюгой). Так появился Снеговик. Неказистый, но надежный. Именно надежность и стойкость привлекли к нему внимание Богини Весны-Красны. Результатом пристального внимания стало рождение снежной девочки. От матери она взяла ослепительную красоту и стройность, а от отца – доброту и трогательную наивность. Метелица и Весна-Красна, как дамы быстрого реагирования, вскорости ушли «в дальнюю даль», а Снеговик по причине своей «неказистости» девочкой заниматься не мог.

Чем не папа?
Чем не папа?

Так и стала Снегурочка постоянной спутницей своего сурового родственника – деда.

Эта генеалогия, кстати, объясняет почему в старославянских описаниях одеяние Снегурочки состоит из белоснежной, длинной шубки, вышитой исключительно серебряными нитями и жемчугом, ведь она не крестьянского рода, как в сказках, сложенных уже при христианстве (то, что существовал определенный плагиат в образах и праздниках при принудительном переходе из язычества в христианство, ни для кого уже не секрет), а царевна снежная.

Да и цвет шубки тому подтверждение – снег низких температур белый и рассыпчатый, девственно чистый, а тот, из которого можно лепить, не холодный, насыщен водой и имеет голубоватый оттенок. Головной убор тоже был примечательным – венец в виде восьмиконечной звезды, предположительно имитирующий северное сияние или конфигурацию снежинки.

Снежная царевна Снегурка
Снежная царевна Снегурка

По мнению современных этнографов, сказочный образ снежной девушки несет в себе совершенно конкретный подтекст – это интерпретация речных вод, скованных льдом и готовящихся к весеннему разливу.

Не менее примечательное и имя персонажа – Снегурочка. Это осовремененное имя. Более современным является разве что - Снежана. Изначальное – Снегурка. В таком виде оно сохранилось, например, в Украине. Был вариант – Снежевиночка. Имя Снегурка подтверждает языческие истоки этого персонажа. Снег -ур-к-а. С первой частью имени и так понятно, вторая – «-ур» в древнерусском языке имело значение «свет, благодатная земля, обетованная», «к» - обозначала «принадлежащее к чему-либо». Собрав воедино, получим варианты значения имени Снегурочка:

  1. Свет, принадлежащий снегу (или- снег, свет источающий).
  2. Благодатная земля, покрытая снегом.

И вот скажите мне, каким образом здесь могли подвязаться старик со старухой? Правильно, только с помощью христианства!

… и вышли они из хаты и принялись лепить куклу. Смотрит Иван – зашевелилась Снегурка, точно живая, и ручками, и ножками, и головкою. «Ах, Иван! – вскрикнула Марья от радости. – Да ведь это Господь нам дитя дает!...»

День рождения или день ухода

Если основываться на сказаниях, то появилось чудо славянское, аутентичное и не имеющее аналогов в студеное время года, при наличии большого количества снега. Но официально день рождения Снегурочки в ночь с 4 на 5 апреля (2 апреля в некоторых источниках). В 2009 году он был впервые отмечен широким кругом общественности, и теперь празднование проходит ежегодно.

Но по всем правилам, снега в этот период начинают таять. Следовательно, и Снегурка должна «уходить» до следующей зимы. Это по логике вещей. Собственно, этим и заканчиваются почти все вариации сказки о снежной девочке. В варианте пьесы А. Островского Снегурочка хочет почувствовать, что испытывают влюбленные люди, и погибает от горячего огня неразделенной любви. А мать ее предупреждала! Но девушка предпочла возможности вечной жизни превратиться в облачко, если ее любовь будет отвергнута. Что и получилось в результате. Бабло в виде богатой невесты перечеркнуло жизнь доброй, но наивной девушки. В народных сказаниях Снегурка тоже погибает, но варианты разные.

  1. Наиболее известный. Снегурочка прыгает через костер на празднике, посвященном уходу зимы. И – тает. В язычестве огонь – стихия, очищающая от всех грехов, в сказке – приближающая тепло.
  2. Малоизвестный, найденный Э.В. Померанцевой (1948г.) на территории нынешнего Башкирстана. Подружки, позавидовавшие красоте и трудолюбию Снегурочки, завели ее в лес по ягоды, где убили и закопали.
Чашечку раскололи,
Ягодки поделили,
Шанежкой помянули,
Прутиком пристегнули.

Родителям сказали, что та потерялась в лесу. Прошло время, и дудочка, сделанная из веточки со злополучного куста, вновь превратилась в Снегурушку (вариант имени), поведав о сотворенном зле. Подружки же получали по заслугам – их отправили на съедение зверям лесным..

Но как бы там ни было, многим припала до души версия, что мать девушки Весна-Красна, а значит, по умолчанию, и день рождение должен быть весной! Решили, постановили, утвердили! И место жительства зарегистрировали!

Кострома и Снегурочка

В 2008 году в Костроме был сооружен Терем Снегурочки, где она круглый год могла проживать и принимать гостей. Выбор места жительства стал не случайным по трем причинам.

  1. Здесь жил автор пьесы А. Островский.
  2. В Костромской губернии, еще со старых времен, водился обряд по сжиганию обрядовой соломенной куклы в начале весны (кукла - богиня зимы Кострома).
  3. После съемок фильма «Снегурочка» (1968г.) в Кострому были перенесены все деревянные декорации. Они составили основу парка «Берендеевка».
Терем Снегурочки
Терем Снегурочки

О любви к сказочному персонажу говорят факты – это и изображение Снегурочки на флаге Островского района Костромской области, и многочисленные интерактивные игры для детей, мастер-классы по волшебству и хэнд-мэйду в тереме снежной царевны. У нее даже открыт круглосуточный сайт, попадая на который с тобой сразу же связывается один из свободных помощников. Он также именуется «Терем Снегурочки».

Образы, приближенные к Снегурочке, в фольклоре и обрядах других народов

Аналогов славянскому изыску в мире нет. Есть приближенные к образу или где-то в чем-то схожие. И только, что не уменьшает их значимости. Так, в Германии есть персонаж – девочка из снега Schneekind, а по всей Европе чтут святую Лусию, покровительницу слепых и детей. В Швеции Лусия еще и Королева Света. 13 декабря – день, когда святая приходит к детям. С утра ее почитают дома, после - в садиках, школах.

Утренник в детском заведении
Утренник в детском заведении

А после все идут в костел.

Празднование дня св. Лусии
Празднование дня св. Лусии

В общем, почти как у нас. Этот день один из значимых в рамках Рождественских праздников. Лусия, одетая в длинные белые одежды, благословляет всех детей без исключения и дарит подарки. В ее корзинке всегда есть фрукты и орехи. Голова святой увенчана венком из брусники. В нем закреплены горящие свечи. В Болгарии Деда Мороза сопровождает Снежанка. В Италии – это фея Бефана.

Это крючконосая старуха была вечно занята домашними делами и, когда к ней обратились волхвы с вопросом о дороге к родившемуся Иисусу, у нее не нашлось свободной минутки на общение с ними. За это, в наказание, на нее возложены были дополнительные заботы. Каждый год, на новый год, она проникает через печную трубу жилищ, оставляет послушным детям подарки, непослушным – угольки и пепел, и прибирается в домах. За это хозяйки оставляют ей угощения – стакан вина и апельсин. А в Узбекистане старого дедушку Корбобо сопровождает девушка Коргыз. В Монголии Снегурочку заменяет девушка-снег – Зазан Охин.

Снегурочка и ислам

В странах действующего ислама к нашей Снегурочке крайне отрицательное отношение. По сюжету девушка ослушалась родителей, а это не допустимый проступок в мусульманских странах. Ослушание - грех. А еще в образе снежной девушки попраны все требования мусульман к женскому полу: непокрытая голова, и появляется она среди людей без соответствующего сопровождения.

Не добавляет образу уважения и тот факт, что все больше взрослые мальчики склонны видеть Снегурочку совсем в другом амплуа.

Хорошо еще меховые ленты оставляют, как дань традиции.

Идеи современности

Новогодние праздники – это подарки и хорошее настроение. Пристрастия больших мальчиков играть в сказку и получать необычные подарки имеют место быть в нашем современном, циничном обществе, равно как и фотосессии с данным сказочным персонажем безжалостно опошляют и уничижают все самое светлое.

К счастью, для большинства новогодние праздники до сих пор несут в себе ожидание чего-то радостного и доброго. И некоторые новаторства вызывают не только улыбки, но и благодарность. Так в Караганде (2017 г.), полицейские вышли на праздничное патрулирование в костюмах Дедов Морозов и Снегурочек. Нынешние праздники ознаменовались появлением кондукторов-Снегурочек и водителей-Морозов на рейсовых маршрутах во многих городах бывшего СНГ.

На некоторых из них пассажиры могли стать участниками коротких театральных представлений. А в Калининграде Деды Морозы и Снегурочки бесплатно раздавали детям конфеты.


Время летит быстро, как ветер, оставляя в памяти только самые яркие события, те, что дотянулись своими лучиками до души. И если еще остались персонажи, способные достучаться к нашим черствым сердцам, способные поделиться с нами добротой своего, пусть и сказочного мира, значит надо их сохранить для себя и детей. Может быть, стоит вернуться к нашим истокам, и «свет, источаемый снегом» заиграет новыми красками?