Маркетологи давно знали о методах, которыми пользовалась Cambridge Analytica

Маркетологи давно знали о методах, которыми пользовалась Cambridge Analytica
Фото: The Verge

На прошлой неделе в сети разгорелся нешуточный скандал, в центре которого оказалась социальная сеть Facebook. Согласно сообщениям крупных изданий, некоторое время назад компания Cambridge Analytica собрала данные 50 миллионов пользователей популярной социальной сети, а затем несанкционированно использовала их в качестве инструмента в предвыборной кампании нынешнего президента США.

После публикации новости о масштабном сборе пользовательских данных многие удивились, что информацию из их профилей в социальных сетях и ответы в различных маркетинговых исследованиях можно использовать в политических целях. Однако нашлись и те, кто не увидел в этом ничего нового. Многие исследователи рынков, аналитики и маркетологи уже не первый год знают о подобных технологиях.

По словам бывшего вице-президента Social Media for Vision Critical Александра Самуэля, ничего кардинально нового в Cambridge Analytica не придумали. Во время своей работы в Vision Critical Самуэль сталкивался не только с очень крупными клиентами, многие из которых входили в рейтинг Fortune 100, но и разработчиками решений для сбора и анализа данных.

Например, в 2012 году к нему обратились представители компании Microstrategy и предложили инструмент под названием Wisdom. По словам разработчиков, в их платформе было собрано порядка 12 миллионов анонимных анкет из Facebook. При этом изначально было «набрано» только 52 600 профилей. Оставшиеся данные из более чем 11 000 000 анкет были собраны из анкет друзей пользователей сервиса. В среднем каждый из них имел по 332 друга.

Фото: Made in America

По словам Сэма Уэстона, консультанта в области цифрового маркетинга и маркетинговых исследований, тактика сбора данных друзей для расширения и дополнения баз используется уже давно. Об этом говорит и Мэри Ходдер, консультант по вопросам конфиденциальности. Она отмечает, что API Facebook позволял собирать данные друзей еще 10 лет назад. При этом Ходдер искренне удивлена тем, что многие пользователи были шокированы этой новостью. По ее мнению, такая идея буквально лежит на поверхности.

Нередко для сбора данных маркетологи и разработчики программного обеспечения использовали различные забавные приложения, отдельные страницы или опросы. Например, в 2012 году таким методом активно пользовалась компания LoudDoor. Она управляла целой сетью страниц, похожих на Diving Wrecks and Reefs. На них компания публиковала разные материалы и проводила опросы.

Фото: YUDJES GROUP

Кроме этого у LoudDoor были разные приложения для сбора пользовательских данных. Причем компания напрямую предупреждала пользователей о такой возможности. В какой-то момент с помощью страниц в Facebook и различных «веселых» приложений LoudDoor смогла собрать данные порядка 12 миллионов пользователей. При добавлении в базу данных друзей компания получала в свое распоряжение информацию о 85 миллионах американцев.

В случае таргетинга рекламы на отдельно взятых пользователей, в зависимости от разных параметров и их местоположения, компания Cambridge Analytica также не является первопроходцем. По словам Мэри Ходдер, компания Apisphere использовала данные о местоположении пользователей для таргетинга своей рекламы еще в 2008-2009 годах. Тогда Ходдер совместно с другими специалистами работала над проектом продвижения казино Hard Rock Cafe в Лас-Вегасе.

Заказчик хотел установить в казино специальные считывали, которые бы позволяли собрать идентификационные номера (IMEI) мобильных устройств посетителей. Эти данные в дальнейшем должны были использоваться для отслеживания людей на территории казино и определения предпочтений. Затем информация использовалась для рекламы отдельных услуг, о которых посетители могли не знать раньше и не планировали ими пользоваться.

Александр Самуэль отмечает, что во время своей работы в Vision Critical он старался не использовать «серые» методы сбора данных. Не в последнюю очередь это связано с тем, что изначально компания Vision Critical занималась рыночными исследованиями и аналитикой. А в этих областях действуют несколько иные правила работы с данными респондентов, чем в маркетинге.

Но в тоже время Самуэль признает, что если бы он работал в маркетинговом агентстве, его взгляды на пользовательские данные могли бы несколько отличаться. Эксперт уверен, что быстро изменить ситуацию на рекламном рынке не получится, так как на сегодняшний день он ориентирован на получение максимальной прибыли. К тому же эта отрасль никогда не отличалась особой открытостью. Возможно, по этой причине ситуация с Facebook и Cambridge Analytica стала настолько резонансной.

По материалам The Verge

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Комментарии