Почему за 14 лет Цукерберг так и не исправил ошибки Facebook

Почему за 14 лет Цукерберг так и не исправил ошибки Facebook
©newstatesman

Первые проблемы, вызванные неправильным обращением с личными данными пользователей, начались у Марка Цукерберга еще до создания Facebook. В 2003 году он запустил сайт под названием Facemash. Посетителям ресурса предлагалось сравнить фотографии студенток Гарварда и выбрать из двух предложенных вариантов лучший. При этом все снимки были получены без согласия девушек. В итоге на Цукерберга посыпались жалобы, и он был вынужден принести извинения.

Я понимаю, что мои намерения могут быть истолкованы не верно. Надеюсь, вы понимаете это, и я извиняюсь за любой вред, причиненный моим ресурсом. Я не мог и подумать, что мой сайт будет настолько популярным, и я просто не мог учесть все последствия этого, — сказал тогда Цукерберг.

Запуск Facebook состоялся в 2004 году, а уже в 2006 Цукерберг был вынужден снова приносить извинения. Через два года после создания социальной сети в ней появилась новостная лента. Она собирала в одном месте самые разные новости, включая информацию об изменениях на страницах друзей. При этом Facebook не объяснила пользователям, как работает новая лента, а также не предоставила никаких понятных настроек конфиденциальности. Все это привело к тому, что пользователи просто начали критиковать нововведение.

Это была большая ошибка с нашей стороны, и я сожалею об этом, — писал основатель Facebook в официальном в блоге. — Мы действительно испортили релиз. Мы плохо работали над тем, чтобы рассказать о новых функциях, а также не предусмотрели никаких инструментов для контроля личных данных.

В 2007 социальная сеть запустила свою первую рекламную платформу, которая получила название Facebook Beacon. Как стало известно немного позднее, она отслеживала активность пользователей не только в пределах Facebook, но и на других ресурсах. Собранные данные затем использовались для показа таргетированной рекламы. При этом пользователей не спрашивали, готовы ли они делиться личной информацией. В итоге более 50000 посетителей социальной сети подписали петицию под названием «Facebook: прекрати вторгаться в мою личную жизнь». Через некоторое время руководство социальной сети приняло решение закрыть рекламную платформу.

Мы допустили ряд ошибок, и я приношу свои извинения. Я не горжусь принятыми решениями, и я знаю, что мы можем сделать лучше, – написал тогда Цукерберг.

В 2008 году в официальном блоге Facebook появилось только четыре записи. При этом в каждой из них основатель социальной сети извинялся и старался объяснить свои решения, которые негативно влияли на посетителей.

В 2010 году после того, как Facebook снова нарушила конфиденциальность пользователей, открыв доступ к некоторым данным без согласия посетителей социальной сети, Цукерберг открыто признавал ошибки и извинялся за принятые решения. В интервью изданию Washington Post он отметил:

Мы не достигли желаемых результатов. Мы уже слышали отзывы пользователей, которые хотят получить более простые инструменты для контроля за личными данными. В ближайшие недели мы добавим настройки управления конфиденциальностью, которые станут значительно проще.

И подобные ситуации повторялись еще не раз. На протяжении почти всей своей истории Facebook нарушала «границы» пользователей, а затем извинялась и обещала исправить проблему. Однако давайте вернемся к ситуации, которая произошла в этом году.

©Hindustan Times

Напомним, что в прошлом месяце Facebook оказалась в центре скандала после того, как стало известно о масштабной утечке данных посетителей социальной сети и использовании этой информации фирмой Cambridge Analytica (CA) в рекламной кампании для Дональда Трампа. Однако, как стало известно в процессе расследования, CA не сама собирала данные. Ей помог в этом Александр Коган, профессор Кембриджского университета. Он создал специальное приложение, в котором пользователи могли пройти психологический тест. При этом все принявшие участие в тестировании, соглашались на обработку не только своих данных, но и данных друзей. Таким образом, Коган смог собрать информацию о 87 миллионах пользователей Facebook.

При этом приложение, созданное профессором Кембриджского университета, было далеко не единственным в своем роде. Маркетинговые фирмы применяли подобные методы сбора данных на протяжении многих лет. Открытие этой информации и привело к масштабному скандалу, который разгорелся вокруг Facebook.

Вначале представители социальной сети отмечали, что пользователи сами согласились на подобные условия. Однако это мало помогало в решении проблемы и в попытках снизить напряжение, возникшее вокруг Facebook. Марк Цукерберг снова пообещал сделать настройки конфиденциальности более доступными и простыми. Если судить по записи в блоге компании, теперь все настройки, отвечающие за личные данные пользователей, будут находиться в одном месте, а не размещаться в разных вкладках.

Вместе с этим основатель Facebook активно общался с журналистами крупных западных изданий, таких как The New York Times, CNN, Recode, WIRED и Vox. При этом он не дал никаких комментариев Guardian и Observer, статьи в которых и послужили толчком для скандала вокруг социальной сети.

Мне очень жаль, что так произошло, и я понимаю, что это подрывает доверие к Facebook, – отметил Цукерберг в интервью CNN.

Тем не менее, во всех интервью Цукерберг защищал компанию и отмечал, что она заботится о пользователях. Также он ответил на критику со стороны крупных IT-компаний.

У всех, кто считает, что Apple заботится о пользовательских данных лучше, чем Facebook, — «стокгольмский синдром», — отметил основатель Facebook в своем интервью для издания Vox.

Выглядит такое заявление несколько странно, особенно учитывая, что компания Apple уделяет вопросам безопасности пользовательских данных повышенное внимание. Ранее из-за этого у купертиновцев даже были определенные проблемы. Однако компания старается не отходить от своих принципов и не предоставляет доступа к личной информации пользователей – ни правительству, ни тому же Facebook.

©Engadget

Вскоре после начала скандала с Cambridge Analytica стало известно о том, что приложение Facebook на платформе Android могло получать доступ к текстовым сообщениям пользователей. Причем это касалось не только метаданных, но и содержания SMS. Представители социальной сети поспешили прокомментировать ситуацию и снова отметили, что пользователи сами соглашались на подобные условия. Правда, они не уточнили, насколько сложно рядовым потребителям разобраться в разнообразных мелькающих окнах с малопонятными запросами.

При этом на iOS подобных проблем нет. Apple старается максимально быстро закрывать уязвимости в системе безопасности, препятствуя утечкам.

В одном из интервью основатель Facebook отметил, что во многих бесплатных онлайн-сервисах основным продуктом является сам пользователь. Он сказал, что если пользователи не платят за сервис, то им придется смириться с таким положением вещей. При этом Цукерберг также отметил, что старается принимать решения, основываясь на том, как они скажутся на всем сообществе. Именно по этой причине он решил уделять меньше внимание рекламе и сосредоточиться на других аспектах развития Facebook.

Однако некоторые журналисты заостряют внимание на том, что Facebook не является сообществом в привычном смысле этого слова. Обычно в сообществе все участники обладают общими интересами. Но в Facebook все не совсем так. Фактически Цукерберг является едва ли не единственным человеком, который определяет курс развития соцсети. В своих интервью он не раз говорил о том, что принимал решения вопреки желаниям акционеров. Все это возможно благодаря тому, что Цукерберг владеет всем пакетом «голосующих» акций и пока основатель социальной сети не решит изменить положение вещей, ситуация не изменится.

Два миллиарда пользователей Facebook фактически не являются «сообществом» Facebook. Это просто пользовательская база, которую контролирует один человек. Причем при появлении сильного конкурента, который может привлечь некоторое количество активной аудитории на свою сторону, социальная сеть старается либо его приобрести (WhatsApp, Instagram), либо создать некий аналог (Snapchat). Причем Facebook не стесняется тратить на приобретение перспективных конкурентов огромные деньги.

©AKKet

Все это делается для того, чтобы удержать аудиторию. На данный момент многие пользователи даже не представляют, насколько сильно они связаны c Facebook. При этом некоторые полагают, что сейчас социальная сеть активно отслеживает действия пользователей, а затем сопоставляет данные между собой и строит собственные профили на каждого из посетителей.

Возможно, что все не настолько страшно. Однако отрицать, что Facebook на протяжении многих лет целенаправленно вторгается в личную жизнь пользователей, нельзя. При этом рядовые посетители социальной сети мало задумываются о подобных проблемах. Интересно также то, что руководство Facebook, наоборот, старается не особенно распространяться о своей личной жизни. К примеру, Цукерберг скупает территории вокруг своего дома, заклеивает микрофон и камеру на ноутбуке, а рядовые сотрудники негативно отзываются о внутренних утечках.

При этом говорить о том, что Facebook является плохим сервисом или том, что он не дает пользователям ничего полезного, нельзя. Также не стоит говорить о том, что руководители социальной сети принимают решения, думая только о прибыли и совершенно не заботясь об интересах пользователей. Скорее всего, Facebook преследует сразу несколько целей. Хотя, это и не просто. Но некоторые решения руководства социальной сети несут определенную угрозу конфиденциальности пользователей в самых разных уголках земного шара.

Не исключено, что «стокгольмский синдром» есть не столько у владельцев техники Apple, сколько у многих пользователей Facebook. На протяжении последних 14 лет Марк Цукерберг не раз извинялся перед пользователями за неправильные решения и обещал исправить ситуацию. Некоторым кажется это странным и даже смешным. Однако пользоваться Facebook люди не прекращают.

В Facebook работает несколько тысяч сотрудников. При этом все они являются хорошо образованными и умными людьми, которые к тому же могут высказывать свою точку зрения при обсуждении разных вопросов внутри компании. О таких порядках в Facebook не раз сообщали источники.

На данный момент все сотрудники компании должны хорошо понимать, что данные всей 2-миллиардной аудитории социальной сети контролируются Facebook, а внимание пользователей продается самым разным рекламодателям, включая весьма сомнительных. Например, не так давно стало известно о том, что именно благодаря рекламным инструментам Facebook избирательная кампания филиппинского президента Родриго Дутерте прошла весьма успешно. Продажа рекламы является главной статьей дохода социальной сети и именно благодаря успешным продажам рыночная капитализация Facebook достигает 460 миллиардов долларов, а на счетах компании есть достаточно средств для покупки конкурентов.

Однако, несмотря на большое количество умных специалистов внутри Facebook, никто из них так и не смог убедить Цукерберга несколько сменить вектор развития социальной сети. Постоянные извинения и обещания исправить ситуацию, продолжающиеся на протяжении 14 лет, являются показателем глубокого кризиса. И, когда многие говорят о проблемах, недостаточно сказать просто:

О, мы были не правы (снова).

Конечно, нельзя говорить о том, что Facebook всегда вносит только негативные изменения. Однако не стоит забывать, что на многие решения руководства влияет существующая бизнес-модель. На данный момент Facebook остро нуждается в омбудсмене или целом отделе, который будет заниматься проверкой действий внутри компании и защищать интересы пользователей. Но самое радикальное, что могла бы сделать Facebook - это изменить свою бизнес-модель.

Сейчас компания обещает пересмотреть свои правила, стараться не допускать утечек пользовательских данных и не сотрудничать с сомнительными фирмами. Однако большего эффекта удалось бы добиться, если бы социальная сеть дала доступ к некоторым данным полностью независимым организациям, которые могли бы исследовать эффективность работы платформы. Сейчас Facebook не сотрудничает с независимыми исследователями, но подобный шаг имел бы важное значение, как для самой социальной сети, так и для пользователей. Совместными усилиями стороны смогли бы найти компромиссное решение, которые бы устроило всех.

По материалам Wired

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Комментарии