Никита Nordraven Бабуев
Кардиолог, писатель, гуманист. Руководствуюсь принципом: "Научный подход к познанию материального, творческий - к познанию души".

И по себе построим Дом

В этой статье я хотел бы рассмотреть, каким тенденциям следует современная архитектура, и как это скажется или уже сказывается на жизни людей. Я приведу примеры на основе работ знаменитых архитекторов, и попытаюсь найти ответ на вопрос: "А что же в нашем представлении значит понятие дом?"

И по себе построим Дом

Итак, дом – это...

Конечно, это убежище, спасение от бушующей стихии и диких животных, защита. Несомненно, именно защитная функция была приоритетной для древних жилищ, будь то пещера, шатер или иглу.

Но для наших предков дом означал и нечто большее, когда они стали наполнять его символическими предметами и наносить на стены рисунки или барельефы. Тематика их была различной. От простых изображений животных и людей до сцен охоты, битв или сакральных обрядов. Кроме того, не из древних времен ли сохраняется память о доме как об очаге, месте, создающем уют?

Дом также способствует росту личности. Та обстановка, которая создаётся его укладом, и людьми, которые его наполняют, – всё это откладывает заметный отпечаток и в дальнейшей жизни. Тем более, что у каждого есть своё личное пространство, большое или маленькое, но именно здесь содержатся дорогие нам вещи, имеющие значение.

У домов может быть и множество специализированных функций. Одной из них является создание условий, обеспечивающих наилучшую работу. Примерами могут служить обустроенные художественные, фото- или музыкальные студии. Создаются все условия для того, чтобы человеку определённого склада было комфортно в нём находится.

Но с недавнего времени появились и другие нововведения.

Дом теперь заботится не только о человеке, но и об окружающей природе, он старается быть экономичнее путём использования альтернативных источников энергии, старается занимать как можно меньше места, и только по назначению. Он становится более автоматизированным, управляемым даже на расстоянии. Дома строят из экономичных и безопасных материалов, на основе заказов, которые предварительно моделируются в компьютерных программах. Так, можно и самому спланировать дизайн.

И наконец, можно уже сейчас утверждать, что на Земле практически не осталось мест, где невозможно было бы построить себе дом.

А теперь подробнее остановимся на некоторых аспектах.

Экономичность и экологичность

Основаны на технологиях, сочетающих использование полупроводников, фотоэлементов на их основе, пластика, стали и стекла. Используется двойное или даже тройное остекление с вакуумом либо специальным газом между рамами, что позволяет сохранять тепло гораздо дольше обычных стёкол. Кроме того, между рамами можно вставить электродиоды, и тогда стекло будет освещаться. Но есть и материалы-заменители стекла.

Например, стекловолокно. Факт: 10 см стекловолокна заменяют аналогичные 400 см железобетона, 160 см кирпичной кладки, 100 см газобетона, 45 см соснового бруса. Стекловолокно не впитывает влагу, не является горючим материалом, эластично и дёшево. Конечно, это не значит, что в проектах будут использоваться только синтетические материалы. Популярны и такие, где используются свойства древесины, камней, тем более гармонирующие с природой, но:

1) теперь можно выбрать наиболее удобную позицию между качеством и ценой,

2) в городских условиях синтетика предпочтительнее, а в природных – натуральные материалы.

Очень популярными стали проекты, основанные на способности фотоэлементов преобразовывать энергию света в электричество. Одним из наиболее крупных является создание солнечного парка в Санкт-Альбане ( Германия), в котором располагаются 12 "солнечных домов". Инженер - Клаус Бехер.

В 2008 он выиграл премию «World Energy Globe Earth». И на основе этого проекта посыпались заявки на создание подобных по всей Европе.

Не менее знаменитым можно назвать дом R 128 в Штуггарте от инженера Вернера Зобека.

Мало того, что это стеклянное творение полностью безвредно для окружающей среды, так и может управляться с помощью голосовых команд (то есть, в принципе, им можно управлять и по телефону), а все материалы могут подвергнуться разборке и переработке.

Функциональность и вместимость

Поскольку в крупных городах не так уж и много места для строительства, а подвергать сносу целые кварталы - большая роскошь, архитекторы придумали другой выход: строить не "возле", а "на" домах или "из" них. Сейчас интересна идея "домов-эмбрионов", растущих как бы из одного центра (блоб-архитектура). На практике этим занимается Грэг Линн и его фирма Form. С помощью моделирования в специальной программе зданию на разных этапах строительства можно придать удобную форму, которая может выглядеть весьма причудливой со стороны. Примеры – здание Experience Music Project в Сиэтле:

...или the Flinstone house в Калифорнии:

Освоение территорий

Возведение домов стало возможным не только в городской черте, но и под водой – так называемые дома-гидры, из которых вполне может получиться целое поселение (что не снилось и Александру Беляеву, написавшему в своё время фантастический роман "Подводные земледельцы"), или высоко в горах, рассматриваются проекты о передвижных домах

Мимикрия

Конечно, здания, которые я приводил выше, бросаются в глаза. Но современным зданиям не обязательна кичливость и необычность форм. Они медленно входят в нашу жизнь, шаг за шагом отвоёвывая себе место, и при этом становятся "частью" архитектуры. Здание из ничего, Blur Building, известное также как "Пятно", задуманное инженерами Скофидио и Диллером, вышло в свет ненадолго, в 2002 г. во время выставки Expo в Швейцарии.

2 моста для гостей, по одному из которых можно было прийти, а по второму – выйти, а в середине облако высотой в 20 м, созданное распылённой водой, которая подавалась под давлением в 80 атмосфер. Внутри этого чуда был так называемый Angel бар, где подавалась самая различная вода (артезианская, дистиллированная, ледниковая). "Пятно" посетило до миллиона человек.

Или дом Casa Invisible в Австрии:

Носители культурных смыслов

Иногда нужно придать постройке новый смысл, отражающий уникальность этого места.

Например, довольно известным стал культурный центр Жан-Мари Тжибао в Новой Каледонии, архитектором которого выступил Ренцо Пьяно.

Он построен из дерева ироко, кораллов и бетона. Французам удалось не просто возвести шедевр, центр позволил установить дружеские отношения с местным населением канаки .

Список работ растёт с каждым годом. Среди именитых архитекторов, не упомянутых ранее, можно говорить о таких как Сантьяго Каллатрава, Заха Хадид, Даниэль Либескинд, Каас Остеруйс, Рэм Кулхаас, Тойо Ито и т.д.

И, судя по последним новостям, работы не прекращаются.