Кардиолог, писатель, гуманист. Руководствуюсь принципом: "Научный подход к познанию материального, творческий - к познанию души".

Проблема рабства в США

Проблема рабства в США

В жизни до сих пор случаются казусы, связанные с историей, и не знаешь, смеяться ли над ними или плакать. В последнее время в США пытаются привить, как и у нас в стране, чувство патриотизма и уважения к прошлому нации. Так, в 2012 г. в широкий прокат выходит фильм "Линкольн" (если бы только он, без пародии про вампиров) о 16 президенте США, Аврааме Линкольне как герое освободительного движения рабов, величайшем политике, при котором в Конгрессе была принята 13 поправка к Конституции, отменявшая рабство и гласившая: "В Соединённых Штатах или в каком-либо месте, подчиненном их юрисдикции, не должно существовать ни рабство, ни подневольное услужение, кроме тех случаев, когда это является наказанием за преступление, за которое лицо было надлежащим образом осуждено" (1865 г.).

Забавно, но, посмотрев этот фильм, один профессор из медицинского центра, Ранджан Батра, решил проверить, в каких годах по различным штатам была ратифицирована эта поправка, и обнаружил, что в 1865 г. её поддержало только 27 из 36 штатов. В Кентукки, родине Линкольна между прочим, она была ратифицирована только в 1976 г., а в штате Миссисипи – к 2012 г., где до сих пор по документам рабство сохранялось! Батра с коллегами направил властям Миссисипи письмо, и вот, в 2013 г., документ о принятии поправки попал от штата Миссисипи в Федеральный реестр.

Конечно, это не означает, что рабство там сохранялось на деле, но всё же Линкольн бы перевернулся в гробу, узнав об этом. В этой статье я попытаюсь взглянуть на развитие идей в США об отмене рабства и правах "темнокожих братьев".

Первым прибытием чернокожих рабов в Северную Америку считается 1619 г., на голландском торговом судне, в поселение Джеймстаун, Виргиния. Испанцы в Южной Америке практиковали невольничий труд (включая и труд индейцев) ещё раньше. Так называемые южные штаты США всё время нуждались в рабочей силе в связи с возросшим производством хлопка, кукурузы, табака, которые вывозились в основном на экспорт.

Белых поселенцев было мало, а те, что прибывали, работали по контракту. Индейцы оставались ещё непокоренными, и даже к концу XIX в. происходили их восстания, они прятались в труднодоступных территориях, и их невозможно было "приручить". Зато бесправные чёрные рабы из Африки идеально подходили для изнурительного труда.

Даже после становления свободного союза штатов и превращения из колониального придатка в независимое государство, после принятия Декларации независимости в 1776 г., признававшей равенство прав и свобод, прошло ещё 89 лет до принятия 13 поправки.

В 30-х гг. XIX в. растёт на почве идей Просвещения движение аболиционистов, которое мирными или военными путями ищет способы избавления рабов от невольничьего труда. Страна не может считаться прогрессивной в передовом обществе, сохраняя варварские традиции. Но дело в том, что это были не столько традиции, сколько фактическая данность. В Южных штатах до сих пор сохранялись плантации, жили богатые семьи, вся экономика происходила от экспансивного производства. Как они могли отказаться от этих очевидных благ? Разумеется, аболиционистов никто не слушал.

Когда возникла Республиканская партия с единственной программой – программой поддержки интересов промышленников-янки, которая запрещала только дальнейшее занятие земель и распространение рабства в северных штатах, и эту партию возглавил Авраам Линкольн, южанам был дан повод для беспокойств. Элита не хотела "передела власти" и своего влияния. Никто тогда не говорил об отмене рабства как явления. Вскоре, неудовлетворенные избранием кандидатуры Линкольна и существенной потерей влияния в Конгрессе, некоторые южные штаты, в первую очередь Южная Каролина, решают выделиться и образовать свой союз со своей системой и законами управления – Конфедерацию. Всего "откололось" 11 штатов из существовавших тогда 34-х, т.е. треть. Вступая на свой пост, Линкольн произнёс речь, что хочет сохранить союз целым, он готов пойти на уступки. Но было уже поздно, его обещаниям южане не верили и избрали своего президента – Дэвиса Джефферсона.

Авраам Линкольн
Авраам Линкольн
Дэвис Джефферсон.
Дэвис Джефферсон.

Если посмотреть со стороны, это две великие фигуры, они даже визуально похожи. Но судьба их сложилась по-разному. Судьба сделала Авраама Линкольна личностью-однодневкой, рожденного, вероятно, только чтобы исполнить своё предназначение. Он родился в Кентукки в бедной семье, не проучился в школе и года, однако любил читать, нигде долго не мог работать, перепробовал кучу профессий от разносчика почты до мелкого адвоката в Иллинойсе, пока своими выразительными речами не привлёк внимание общественности и не вступил в молодую Республиканскую партию. Он сам не знал вначале, чего конкретно хотел, с аболиционистами держался натянуто, в Конгрессе над ним потешались, его позиции были весьма шаткими.

Но благодаря провидению, которое он сумел наряду со многими уловить во время изнурительной гражданской войны, он вначале издаёт прокламацию о разрешении службы в регулярной федеральной армии чёрных (1863 г.), а затем и 13 поправку к Конституции (1865 г.). И потом, через 5 дней после окончания войны, его убивают выстрелом в голову во время просмотра спектакля в театре. Тем не менее, он стал национальным героем, в честь которого возвели мемориал в Вашингтоне.

Дэвис Джефферсон, тоже из Кентукки, напротив, получил блестящее образование, закончив школу, протестантский колледж и университет, учился в военной академии, служил в армии, прошёл Мексиканскую войну, командуя полком из Миссисипи, избирался в сенат, служил в военном департаменте, владел плантацией (при этом к рабам относился терпимо), решением представителей Конфедерации был назначен её президентом вопреки своим амбициям и тяге к оседлой мирной жизни. Престиж Джефферсона был выше, чем у его "коллеги", но он был очень педантичным и сухим по воспоминаниям современников. После поражения в гражданской войне, провёл в заключении 2 года, был освобождён под залог, продал свою плантацию, путешествовал по Европе, издал свои мемуары, стал президентом страховой кампании и прожил до 1889 г., т.е. до 80 лет. В его честь до сих пор стоит много памятников в Южных штатах, и даже была построена библиотека-музей в Миссисипи им. Джеффферсона Дэвиса (правда, в 2005 г. она была уничтожена ураганом "Катрина"). И тут еще случай с 13 поправкой в 2012 г. Неисповедимы и запутаны пути Господни, иначе и не скажешь.

Фредерик Дуглас
Фредерик Дуглас

Однако настоящим просветителем и подвижником идей освобождения рабов стал Фредерик Дуглас, бывший беглый раб, аболиционист и руководитель негритянского освободительного движения. Он не мог долгое время "достучаться" до А. Линкольна, который избегал с ним встречаться, и только когда положение Федерации (войск Союза) стало шатким к середине Гражданской войны, наконец, по его предложению негров стали брать в регулярную армию. Более того, он отстаивал права женщин и был одним из учредителей Декларации чувств (1848 г). Процитирую его: "Права не имеют пола, истина не имеет цвета; Господь – отец нам всем, и все мы – братья".

Гражданская война 1861-1865 гг. стала самой кровавой страницей в истории США. Солдаты убивали своих же соотечественников даже не из принципов, которыми руководствовались вначале, но уже по инерции, порожденной военной машиной. За пределами фронта с обеих сторон были свои противники и борцы, и если бы не появление национальной идеи освобождения, этой войне не было бы никакого оправдания ни в глазах современников, ни в будущем. В Южной Америке происходили свои революции, но дольше всего рабство продержалось в Бразилии. Полная его отмена произошла в 1888 г. ("Золотой закон").

Но стали ли негры после 1865 г. полноценными гражданами американского общества? Увы, нет. Хотя рабство было отменено, но притеснения как моральные, так и физические продолжаются и по сей день. Вспомнить только знаменитые "чёрные бедные" кварталы, речь Мартина Лютера Кинга у подножия монумента А. Линкольну в 1963 г. о гражданских правах афроамериканцев, непрекращающиеся по сей день проявления расовой ненависти.

Цитирую отрывок из речи: "Я мечтаю, что однажды на красных холмах Джорджии сыновья бывших рабов и сыновья бывших рабовладельцев смогут сидеть вместе за братским столом. Я мечтаю о том, что наступит день, и даже штат Миссисипи, изнемогающий от несправедливости и гнёта, превратится в оазис свободы и справедливости. Я мечтаю, что придёт день, когда мои четыре ребёнка будут жить в стране, где они будут судимы не по цвету кожи, а в соответствии с личными качествами".

В 1964 г. президент Линдон Джонсон утвердил "Акт о гражданских правах", полностью ликвидировавший расовую сегрегацию на территории США.

Марш афроамериканцев через сто лет после отмены рабства
Марш афроамериканцев через сто лет после отмены рабства

Но сегрецация на деле только смягчилась, ведь до сих пор сохраняются такие социальные проблемы среди афроамериканцев как:

  • низкая доступность качественного образования;
  • занятость на низкооплачиваемой работе;
  • низкая конкурентоспособность на рынке труда и высокий уровень безработицы;
  • высокий уровень преступности и большой процент чернокожих заключённых;
  • низкая доступность качественной медицинской помощи;
  • низкая средняя продолжительность жизни.

Хочется надеяться, что эти проблемы со временем полностью уйдут в прошлое. Для этого мы должны быть терпимы и судить людей только по их поступкам.