Никита Nordraven Бабуев
Кардиолог, писатель, гуманист. Руководствуюсь принципом: "Научный подход к познанию материального, творческий - к познанию души".

Пробуждение совести: индейская проблема в США

Я не буду детально останавливаться на всех перипетиях отношений между белыми колонистами, а затем гражданами США, и коренным населением Северной Америки, индейцами, рассказывать подробно обо всех войнах. Об этом можно узнать достаточно легко, к тому же я приведу некоторые полезные ссылки после. Мы живём в современном мире и должны прежде всего задаваться насущными вопросами. К концу XIX века индейцы оказались пленниками в резервациях, отдалённых и малопригодных для жизни землях, и по сей день их положение остаётся незавидным. Эта статья посвящена развитию индейской проблемы и попыткам её разрешения в настоящее время.

Пробуждение совести: индейская проблема в США

Некоторые интересные факты

Когда первые немногочисленные белые колонисты и беженцы начали высадку на побережье Северной Америки, индейцы не воспринимали их как угрозу и даже обеспечивали всем необходимым. Многочисленные индейские племена вели в основном оседлую мирную жизнь, изредка прерываемую междоусобными стычками. Основной род их деятельности составляла охота, собирательство и земледелие. Приведу немного фактов, которые избавят читателя от некоторых заблуждений.

  1. Благодаря данным археологии и палеонтологии установлено, что возраст индейской культуры составляет ок. 20 тыс. лет, начиная со времени перехода древних племён по леднику из Восточной Азии в Северную Америку. За это время у индейцев сложилась богатая культура и традиции, появилась письменность (клинопись, иероглифы). Они не являются варварами, как их любят представлять.
  2. На многочисленных наречиях сами индейцы называют себя "люди" или "настоящие люди". Слово "индеец" возникло благодаря ошибке знаменитого испанского путешественника Х. Колумба, который посчитал, что достиг в 1492 г. берегов Восточной Азии, которую европейцы называли в то время "Индиз". Соответственно, и местные жители получили именование "индейцы". В английском языке indians обозначает как индейцев, так и индийцев.
  3. Термин "краснокожие", который впервые употребили канадские поселенцы, тоже не применим к индейцам. Кожа у них смуглая, светло- или тёмно-коричневая. Ошибка возникла скорее всего потому, что индейцы по праздникам натирали кожу красной охрой.
  4. Индеец стал кочевником благодаря европейцам. После прибытия испанцев вместе с лошадьми, вскоре в прериях появился новый вид дикой лошади - мустанг. За относительно короткий промежуток времени в 200-300 лет индейцы сумели приручить мустангов, используя их либо в качестве тягловой силы, либо как эффективное средство передвижения в охоте на бизонов. Они теперь могли быстро перемещаться по равнинам в поисках лучших мест, следуя за стадами бизонов и антилоп. Только некоторые племена (особенно команчи) стали воинами-всадниками, изменив полностью свой образ жизни.

Итак, белые колонисты постепенно осваивали территории, и их аппетиты не могли сдержать никакие ограничения и указы. Так, в 1763 г. английский король Георг III издал указ, запрещающий своим подданным проникать на территории далее гор Аппалачей. Со временем граница (фронтир, frontier) отодвигалась всё дальше на Запад, к началу XIX в. проходя уже вдоль 95 меридиана и реки Арканзас.

Вдоль неё, а также по ходу дорог на Орегон и Санта-Фе, были сооружены военные форты. Многочисленные торговые фургоны беспрепятственно шли по индейским территориям, трапперы безнаказанно охотились, добывая пушнину, скваттеры переселялись на новые места, строились железнодорожные пути. Когда же старатели обнаружили в Калифорнии золото, началась эпоха "золотой лихорадки", и белых уже невозможно было остановить. Естественно, этот захват территорий вызвал возмущение среди коренных жителей.

Известны такие попытки освободительного движения как "война Понтиака", дипломатические миссии вождя Текумсе в надежде сплотить племена и образовать своё государство, их провал и последовавшая за этим "война Чёрного ястреба", и, наконец, последнее сопротивление племён навахо, сиу, арапахо, кайова, команчей, апачей, чейеннов на северных и южных равнинах в период 30-90 гг. XIX в.

Бывшие герои Гражданской войны, генералы Шерман и Шеридан, разработали тактику ведения тотальной войны, понимая, что раз индейцев нельзя застать врасплох, гоняясь за их конными отрядами, следует уничтожить их источники пропитания, разорить их стоянки, лишить возможности к сопротивлению. Эта тактика отлично сработала. Индейцев удалось загнать в резервации.

Некоторые аспекты ведения войны с индейцами

  • Индейцы эффективно использовались колонистами в своих войнах, как на стороне англичан, так и на стороне французов. Также путём подстрекательства племён к войнам друг с другом, достигалась цель освобождения и освоения новых территорий.
  • История с использованием одеял, зараженных оспой, до сих пор не доказана. Точнее не доказано их преднамеренное использование в качестве биологического оружия. Но это и не требовалось. Естественным путём заражаясь от обычных жителей, индейцы зарабатывали "новые" болезни из Европы, такие как натуральная оспа, корь, холера и т.д. Эпидемии выкашивали целые индейские стоянки гораздо эффективнее их физического истребления. В принципе, повторилась та же история, что и при завоевании испанскими конкистадорами Южной Америки.
  • В ранний период образования США государство имело на службе только немногочисленные полки драгун, которые были вооружены самозарядными винтовками. Их плохая оснащенность и организация не позволяли эффективно бороться с индейцами, которые уже освоили тактику ведения стремительных конных набегов. Кроме того, в ходе предшествующей торговли или захвата оружия, многие индейцы научились стрельбе из винтовок. Но после образования национальной кавалерии, а также появления полуавтоматического оружия и пулемётов весы сместились в сторону армии США. Индейцы по определению не могли вести эффективную войну с войсками.
  • Большинство сражений не превышало потерь в 80-90 человек, в отдельных битвах бывали потери и в 200 человек, и это считалось успехом. То, что было терпимым для регулярных войск, для индейцев было тяжёлым ударом. Их племя в лучшие времена могло собрать всего лишь до 1500 воинов, а обычно - 400-700 воинов. Война по большей части была партизанской, индейцы могли осуществлять с переменным успехом только набеги на отдельные фермы, уничтожая и захватывая в плен мирное население.
  • Некоторые племена (особенно команчи) были особенно жестоки в обращении с пленными, подвергая их пыткам. Но это обычно не касалось женщин. Женщина могла быть обменена или становилась зачастую членом племени. Не менее жестоки к пленным индейцам были и белые. Были примеры честного обмена и честных соглашений с обеих сторон, были и примеры незаслуженного истребления племён, не имевших никакого отношения к захвату пленных. Так что вопрос о каком-либо повсеместном явлении не имеет под собой твердой основы и представляет перетягивание каната убежденных сторон.
  • Большинство в перспективе длительных соглашений между белыми и индейцами не соблюдалось или было вскоре нарушено. Это логично, если учесть тягу белых к освоению плодородных земель и новых месторождений, и постоянное перемещение в поисках пищи индейских племён. Но это касается США. В Канаде гарантом соблюдения соглашений выступало правительство и компания Гудзонова залива. Это позволило канадским индейцам бескровно стать частью нового общества и сохранить при этом свою идентичность.

Современное положение

Гражданами США индейцы стали только в 1924 г. В 1934 г. благодаря публикации доклада о положении индейцев (Доклад Мериам) и действиям администрации президентов Г. Гувера и Ф. Рузвельта, в частности Джона Колье, был принят "Индейский реорганизационный акт" (Закон Уилера-Говарда), по которому наконец был упразднен запрет на традиционное индейское вероисповедание и осуществлена возможность самоуправления на территориях резерваций (фактически – с 1953 г.).

В 1965 г. индейцы получили избирательные права. Все оставшиеся ограничения с индейцев были сняты только в 2003 г.

По данным переписи населения США за 2010 г. коренное население Америки в лице индейцев составляет 0,9%. Афроамериканцы составляют 12%, и даже азиаты – около 4%. Чистокровных индейцев – 2,9 млн. человек, самыми многочисленными племенами являются чироки и навахо.

Треть этого населения проживает в 563 резервациях. Отмечается постепенный рост численности племён, появляется много молодёжи, которая пытается уходить из резерваций в близлежащие города, однако без поддержки племени, недостаточного образования и плохого знания языка им не удаётся добиться какого-либо успеха. Если же индеец становится успешным, ему приходится отказаться от собственных традиций, языка и верований.

Большинство резерваций малопригодны для жизни. Начиная с 70-х гг. XX в. на территориях некоторых резерваций стал к тому же появляться игорный бизнес, от которого индейцы получают минимальный доход (закон «О регулировании азартных игр, организуемых индейскими племенами»). Игорная мафия и преступники концентрируются и контролируют такие казино, которые находятся вне досягаемости ФБР и других спецслужб, доступ которых в резервации запрещён. Количество совершаемых в этих местах преступлений в среднем на 20% больше, чем по стране.

Производство и беспошлинная продажа табака – вторая статья дохода после игорного бизнеса. Оставшуюся прибыль составляют доходы за аренду земель и разработку месторождений, национальные ремёсла. Средний доход семьи в лучшем случае составляет 32 тыс. долларов в год, а цены на продукты питания в резервации в два раза выше, чем по стране, уровень безработицы чрезвычайно высок (до 70-80 % в отдельных племенах).

Но наблюдаются и положительные тенденции. По инициативе сенатора Сэма Браунбэка в 2009 г. президент Барак Обама подписал "Резолюцию извинения перед коренными индейцами", а в 2010 г. правительство официально прочитало текст резолюции перед представителями индейских племён. В том же 2010 г. Министерство финансов выделило 76 племенам 1 млрд. долларов на создание рабочих мест в сфере народных промыслов. Также были соблюдены договоренности по денежной компенсации за использование природных ресурсов.

С 2004 г. в Вашингтоне открыт Национальный музей индейской культуры, проводятся фестивали, в частности, посвященные танцевальной культуре – паувау.

Слишком поздно правительство осознало то, что коренные жители имеют не меньше прав, чем пришлые обитатели. Неоднократно США пользовались услугами индейцев в мировых войнах, грабительски распоряжались ресурсами даже на территориях предоставленных резерваций, спаивали и унижали племена. Однако теперь, помимо официальных извинений, следует помогать и делом, а главное – научиться уважению и терпимости.

Дополнительные материалы:

Фотографии Кёртиса Эдварда по индейцам и Дикому Западу.

Книга чешского американиста Милослава Стингла "Индейцы без томагавков".

Книга историка Джона Мэнчила Уайта "Индейцы Северной Америки".

О восстании Понтиака можно почитать ЗДЕСЬ.

Автобиографическая книга "История жизни Чёрного Ястреба, рассказанная им самим".

Рекомендую документальный фильм Рона Майера "Великие индейские войны 1540-1890" из 5 серий. и фильм "Вожди" из 6 серий.