Дмитрий Оноприенко

Что действительно убивает большинство стартапов

Осознание частых причин разрушения бизнеса — один из немногих способов оставаться на плаву и предотвратить их повторения в будущем.

© Блог ленивого инвестора
© Блог ленивого инвестора

В этой статье Карл Ташиан, специалист по инженерии, программированию, соучредитель Yerdle и волонтер в Dynamicland, рассказывает о том, что, по его мнению, убивает большинство новых стартапов.

Свою статью он опубликовал в блоге на Medium.

Карл Ташиан ©carltashian
Карл Ташиан ©carltashian

Автор заметил, что представители Силиконовой долины в своих беседах любят копаться в причинах, по которым умирают стартапы:

  • "Formspring потерял связь с видением продукта"
  • "KiOR принял плохие решения о найме, хотя был укомплектован сотрудниками" и т.д.

Все это, безусловно, интересные факты. Однако техническая "причина смерти" нередко является просто шпоном, скрывающим истину.

Поведенческие, культурные и межличностные вопросы относятся к числу крупнейших убийц стартапов, но их редко обсуждают на публике. Эти вопросы очень личные.

Они могут быть настолько страшными, что основатели не обсуждают их с самим собой, не говоря уже о том, чтобы признаться в них миру. Тем не менее, это — ценнейшие истории, которые мы можем позаимствовать у большинства неудачных стартапов.

Ничего личного, просто бизнес

© Promdevelop.ru
© Promdevelop.ru

Анализирую стартапы и их основателей, Ташиан наткнулся на несколько поучительных историй. В них соучредители, которые не побоялись признать собственные ошибки, рассказывали о том, что привело к краху их бизнеса.

"У меня и Натана были серьезные проблемы с коммуникацией. Мы не были по-настоящему мотивированы новостями и журналистикой", — Паул Биггар, NewsTilt.
"Я начала чувствовать себя выжженной. Я была бесстрашным лидером Blurtt, но проблема с выгоранием заключается в том, что вы становитесь безнадежным и теряете каждый аспект своего творчества", — Жанетта Каджид, Blurtt.
"Мой энтузиазм и уверенность в себе уменьшились ..." — Майкл Томас, SkyRocket.

Эти сообщения прекрасно иллюстрируют, насколько уязвимым может оказаться человек, который уже прошел такой длинный путь к собственной финансовой независимости, но столкнулся с непреодолимыми препятствиями.

К сожалению, большинство основателей избегают проявления чувств при написании сообщений. Особенно это утверждение актуально для тех случаев, когда компания потратила много средств инвесторов и так и не пришла к успеху.

Основателей тоже можно понять в этой скрытности, они не хотят, чтобы потом их неудачи обсуждались как пример в какой-то бизнес-школе. Тем не менее, именно эти детали и важны при анализе ситуации.

Чем больше компания настроена на успех и рост любой ценой, тем больше страхов, сомнения, недоверия, обиды, беспокойства и стресса окружает его деятельность. Представьте, что вы вот-вот доберетесь до вершины, и чем выше вы поднимаетесь, тем больше паники порождает ваш разум.

Также и в бизнесе. Именно такая нерешительность и неуверенность может погубить компанию, которая только становится на ноги.

Чтобы достигнуть успеха, нужно четкое руководство, не слишком амбициозное, но поэтапное. Как Бретт Мартин написал в статье о своей компании Sonar: "Поскольку культура стартапа, в конечном счете, это его основатель, может быть самое лучшее, что вы можете сделать, это осознание того, кем вы являетесь".

© cuinsight.com
© cuinsight.com

Ташиан думает, что многие люди боятся того, кем они являются. Особенно видные, амбициозные люди, которые основывают стартапы — люди, которые могут иметь сложные внутренние мотивы. Вправду, гораздо проще полагаться исключительно на технические аспекты, но такой подход не всегда приносит свой результат.

Люди считают, что стартапы — это только бизнес, но по опыту автора они также являются очень личными. Они на самом деле настолько личны, что нам пришлось изобретать идею "строгого бизнеса", чтобы обеспечить безопасное расстояние между идеями, мыслями и взглядами конкретного человека-основателя стартапа и всем остальным человечеством.

Ошибочное убеждение состоит в том, что нам нужно абстрагироваться от чувств, чтобы запустить успешный стартап. Из-за этого понятие "только бизнес" затмевает все человеческие качества, заставляет мыслить только в финансовом ключе.

Так предприниматели лишаются других стимулов, которые, возможно, и помогли им прийти к идеи собственного бизнеса, остаются только деньги. Именно они будут дальше руководить всеми решениями.

Ташиану эти страхи, сомнения и неуверенность известны не понаслышке, ведь сам он является учредителем компании.

Yerdle, сервис для обмена подержанными вещами, основанный Карлом Ташианом © AngelList
Yerdle, сервис для обмена подержанными вещами, основанный Карлом Ташианом © AngelList

Автор предлагает открыться миру, с азартом работать, превозмогая пот и слезы, задерживаться до ночи в офисе, но не допускать эмоционального выгорания. Только так, по его мнению, появляется лидер, который сможет вести компанию дальше.

Иными словами, Ташиан считает, что большинство стартапов погибает из-за того, что их основатели слишком сильно разделяют личное и бизнес, в то время как для роста и развития эти понятия должны быть практически неразделимыми.