От хирургии к социальным сетям и обратно: как компания-первопроходец создания Instagram масок движется к цели применения AR-технологий в медицине

В ноябре 2018 года команда Instafilter запустила первую AR – маску для аккаунта @dodopizza, а за минувший год успели поработать с топовыми брендами, корпорациями и блогерами-миллионниками. Почему дополненная реальность это не маски с ушками и не виртуальные патчи, можно ли маски назвать прикладным инструментом и какое отношение Instafilter имеет к медицине – обо всем этом в нашей статье.

Была ли жизнь до Instagram?

В 2015 году Рустам окончил Тюменский Государственный Университет по специальности «Менеджмент», параллельно работая системным инженером в интеграторе «Белтел». В свободное время он углубился в разработку и стал реализовывать и запускать игры на площадке Oculus Store. В какой-то момент сторонних заказов стало так много, что Рустам ушел из офиса и вместе с партнером Ильей основал стартап Beagle.plus. Она специализировалась на технологии VR\AR, проверке гипотез и быстрых стартах. 2018 год стал поворотным в жизни компании. Ребята запустили VisionPick – программа по сборке заказов на складе с использованием очков AR. Проект принял участие в многочисленных конкурсах и питчах, вышел в финал MTS Startup Hub и Yandex NewRetail. В итоге его не реализовали из-за отсутствия Market Fit – внедрение технологий гораздо дороже и трудозатратнее, чем привлечение рабочей силы. Следующий стартап VRDent решал проблемы беспокойства во время приема у пациентов стоматологий. Команда подготовила сильнейшую стратегию, проверила гипотезы – в расчетах все было идеально. Проект был протестирован в нескольких клиниках и VRDent не показал желаемой эффективности и также был заморожен. Самым сильным проектом первой половины года стала медицина. Команда реализовала метод визуализации инородных тел, кист, опухолей при помощи очков AR, впервые в России были проведены две сложные операции совместно с челюстно-лицевыми хирургами. Но проект опять был заморожен ребятами из-за отсутствия инвестирования. В этот момент ребята стали искать новые рынки, которые позволили бы оперативно заработать деньги на продолжение работы в медицинском секторе.

От хирургии к социальным сетям и обратно: как компания-первопроходец создания Instagram масок движется к цели применения AR-технологий в медицине
Команда Instafilter

Он сказал: «Поехали!». Как Instafilter выпустил первую маску в российском сегменте Instagram

Параллельно с технологичными стартапами Рустам и Илья занимались разработкой для бизнеса. Одним из постоянных клиентов был ресторан «Додо пицца» в Петергофе. Осенью 2018 года Beagle.plus планировали выпустить приложение для клиентов пиццерии, которое позволяло бы найти «Додо» с помощью специальных кодов, размещенных по всему городу, и скоротать время в очереди. Но после релиза Facebook, который сообщил о возможности для пользователей выпустить собственную маску, ребята поняли, что нашли выход на новый рынок. Beagle.plus связались с головным офисом «Додо», перенесли все наработки на новую платформу, заполнили заявку и стали ждать. В ноябре фильтр был опубликован, в аккаунт заказчика за неделю пришло более 8000 подписчиков, а компания стала называться Instafilter.

Первый 3D-фильтр с дополненной реальностью в Instagram. Проект для "Додо пицца"
Первый 3D-фильтр с дополненной реальностью в Instagram. Проект для "Додо пицца"

Первый год: итоги. Как развивается сектор AR эффектов в российском сегменте

Сразу стало понятно, что для поддержки хорошего старта нужно сделать несколько охватных работ. Instafilter выпустил AR-маску для шоумена и блогера Сергея Мезенцева, которую тот опубликовал в своем официальном аккаунте. С этого момента проект стал монетизироваться, пошли заказы. За год команда успела поработать с крупнейшими корпорациями – Coca–Cola, Mirinda, Toyota, S7; банками – Тинькофф и Райффайзенбанк; телекомом – вся «большая четверка»; блогерами – #FollowMeTo и другими. И, конечно, за это время рынок AR в Instagram начал развиваться стремительно. Если в кейсе «Додо» птица была изображена достаточно примитивно и совершала простые действия, то сейчас в фильтрах применяется сложная графика, присутствует сценарий и даже драматургия. В апреле Instafilter реализовал первую AR–игру в российском сегменте Instagram. Концепция – пользователю было необходимо удержать во рту на виртуальной ложке виртуальное куриное яйцо. Маска получилась очень реалистичной, проект принес 450 тысяч подписчиков в аккаунт компании и получил охват более 250 миллионов. Осенью для travel-проекта #FollowMeTo ребята выпустили первый фильтр, который меняется в зависимости от времени суток – утром летящий самолет парит врывается в розовое восходное небо, вечером парит в романтичном закате, а ночью подсвечивается луной и планетами. Такие технологии позволяют внедрять игровые и конкурсные механики для брендов – например, делать акции «счастливые часы» и сбор коллекций. Если в начале заказчик просто хотел сделать собственную маску, то теперь он приходит со стратегией и конкретной задачей и запуск маски чаще всего связан с активацией рекламной кампании или релизом продукта.

Фильтр для Followmeto
Фильтр для Followmeto

Какие сториз мы будем смотреть в ближайшем будущем

Поговорим об эволюции. Сектор развивается стремительно, но уже сейчас можно прогнозировать некоторые тенденции и релизы. Сейчас у Instagram, как платформы, есть пара существенных недостатков. Она не распознает маркеры, отсутствует трекинг рук. Но если обратиться к Snapchat, а эта платформа предвосхищает все релизы Facebook, можно заметить, что там эти направления уже развиваются. Одним словом, скоро AR в Instagram будет представлен эффектами не только для лица, но и для всего корпуса пользователя. Также можно предположить, что платформа начнет распознавать архитектурные шедевры и объекты всемирного значения. Так что будем ждать бесконечное народное творчество (в сфере маркетинга и разработки это называется UGС, user generated content) по мотивам путешествий – контент с Эйфелевой башней, статуей Свободы и Кремлем.

AR как важнейший прикладной инструмент. Когда дополненная реальность сможет реально облегчить жизнь

AR уже облегчила жизнь бьюти-гикам, когда Кайли Дженнер выпустила фильтр, который позволял подписчику примерить тон помады из фирменной линейки звезды. А, если серьезно, индустрия развивается настолько стремительно, что прикладные механики не заставят себя долго ждать. Instagram точно поможет horeca, event–отрасли, ритейлу и бьюти-сегменту.