Евгений Щепетнов
Писатель-фантаст.

Что нам нравится в фэнтези и фантастике, что там должно быть

Что нам нравится в фэнтези и фантастике, что там должно быть

За что мы любим фантастику и фэнтези? Что нам в них нравится, и что хотел бы видеть в книге читатель? Как завоевать его внимание? Попробуем разобраться.

Вообще, это главная задача писателя – угадать, и написать такой сюжет, который понравится большинству читателей. Именно большинству – не всем, потому что всем милым не будешь. Как говорится, «я не червонец, чтобы всем нравиться!»

Я как-то читал статью одной дамы, фамилию честно сказать, не помню, так вот там она писала о том, что нравится зарубежному читателю фантастики. Основными сюжетными линиями были указаны такие:

"Героя никто не понимает. Родители, одноклассники, соседи – все считают его ничтожным, никудышным, ни на что не способным. И вот он уходит в мир, совершает массу головокружительных приключений, и… ДОБИВАЕТСЯ. И все ахают, все восхищаются, и… становятся на колени, кланяясь герою под сладкую музыку. Даже король".

А в процессе юзания приключений – разгадывает загадки. Нет, загадки не такие: «Сидит девица в темнице, а коса на улице – кто это такая?». Загадки по типу игр-«бродилок» – секреты, тайники, и все такое прочее.

Ну и само собой – интриги между кланами дворян, политические игры сильных мира сего. Не зря же так популярна «Игра престолов».

А что же у нас? О чем любят читать в фантастике наши, русскоязычные читатели?

Как ни странно – почти то же самое. Герой в нашем мире - маленький человек, особо ничем не выдающийся. И вот он вдруг оказывается параллельном мире, в тех условиях, которые помогают ему раскрыть свои способности, о которых он и не подозревал. Например – магические способности. Или способности бойца.

Тут есть еще маленький нюанс: человек должен отождествлять себя с героем книги. Подсознательно это ОН – герой книги! Он ХОЧЕТ быть таким как герой книги!

И потому герой-читатель должен побеждать. Всегда! Пусть будут частные, маленькие проигрыши, пусть будут черные полосы в жизни героя книги, но в конце концов он всегда побеждает. Вот за это мы любим фэнтези и фантастику!

Ну и само собой – экзотический антураж, средневековье, космолеты, инопланетяне – погружаясь в книгу простой читатель уходит от скуки повседневного бытия. Он устал быть самим собой. Его заел быт, и он хочет уйти в иные миры.

И так было всегда. С незапамятных времен. Что такое фантастика, фэнтези? Это сказка. Это просто сказка! Для взрослых, и для детей. Все мы немного дети, просто одни это забыли, другие – помнят.


задолбала братцы

сложность бытия

дайте жизнь другую

эта не моя

©


Но да ладно. Речь по большому счету не о том. Фактически мне хотелось дать начинающим авторам некий стержень, гарантирующий, что его гениальный (ну само собой!) опус будут более-менее читать.

Мой вам совет, будущие коллеги: во-первых, читайте книги других авторов. Много читайте, каждый день читайте! Тех авторов, которых издают. Тех авторов, что востребованы. Накапливайте материал, как критическую массу. И когда-то вы, возможно, взорветесь, зафонтанируете книгами! И возможно (и это серьезно!) превзойдете тех авторов, которых читали.

Еще раз – это не шутка. Уровень нынешних авторов на порядок выше уровня советских, и даже постсоветских писателей. При жесточайшей конкуренции нам, писателям, ничего не остается, кроме как писать хорошо. Так что с течением времени новые писатели объективно превосходят предыдущих. (интересно, когда все писатели станут гениальными?)

Волей-неволей, при прочтении книги вы накапливаете информацию. Волей-неволей, эта информация в конце концов складывается в вашем мозге в сюжеты. Без чтения книг вы никогда не сможете написать что-то более-менее интересное.

И речь совсем не о плагиате! Не о воровстве идей других авторов! Все сюжеты давным-давно написаны и сыграны. Их, собственно, всего тридцать шесть, как это некогда утверждал (и совершенно справедливо!) французский театровед Жорж Польти еще в 1895 году (!!!). Итак, вот они, эти сюжеты:

  • Мольба
  • Спасение
  • Месть, преследующая преступление
  • Месть, близкому за близкого
  • Затравленный
  • Внезапное несчастье
  • Жертва кого-нибудь
  • Бунт
  • Отважная попытка
  • Похищение
  • Загадка
  • Достижение
  • Ненависть между близкими
  • Соперничество между близкими
  • Адъюлтер, сопровождающийся убийством
  • Безумие
  • Фатальная неосторожность
  • Невольное кровосмешение
  • Невольное убийство близкого
  • Самопожертвование во имя идеала
  • Самопожертвование ради близких
  • Жертва безмерной радости
  • Жертва близким во имя долга
  • Соперничество неравных
  • Адъюлтер
  • Преступление любви
  • Бесчестие любимого существа
  • Любовь, встречающая препятствия
  • Любовь к врагу
  • Честолюбие
  • Борьба против бога
  • Неосновательная ревность
  • Судебная ошибка
  • Угрызения совести
  • Вновь найденный
  • Потеря близких

Узнаете? Все это есть в наших книгах. Ничего не изменилось и не изменится – кроме «декораций» спектакля!

Я всегда говорил, говорю, и буду говорить: книга, это что-то вроде картинки на пляже – видели, наверное, такие – на картинке нарисован джигит в черкеске, увозящий прочь томную красавицу. Только вот лица нет у джигита и у красавицы на картинке. Вместо них – отверстия. Сунул голову в дырку – вот ты и джигит. А фотограф запечатлел тебя на долгую память.

Вот так и мы, писатели – пишем эдакие «картинки», в которые каждый читатель может сунуть свою голову, пожить чужой жизнью. Красочной, яркой, НЕ ТАКОЙ, какой он сейчас живет. И если вы угадаете, что надо читателю, какую картинку изобразить – будете на белом коне. Победителем!