Евгений Щепетнов
Писатель-фантаст.

Отзыв автора об издательстве ЭКСМО

Отзыв автора об издательстве ЭКСМО

Сегодня мы поговорим о том, без кого писательская жизнь России просто невозможна. Об ЭКСМО.

Не секрет, что ЭСМО самое крупное издательство в России, конгломерат нескольких издательств, гармонично влившихся в его структуру. АСТ, Яуза, Ленинград, и собственно Эксмо – это все огромное, раскинувшее свои руки по всей стране издательство. Основная его деятельность – это все-таки печать учебной литературы, на долю художественной литературы отдается не так уж и много места. Увы. Увы для меня, увы для множества писателей, которые издаются или пытаются издаться в этом крупнейшем холдинге.

В этой статье я не буду касаться всей деятельности ЭКСМО – ну что я могу знать о всей работе гигантского предприятия? Кто я такой, чтобы утверждать, что знаю все тонкости его работы? Коснусь лишь той части работы ЭКСМО, к которой я лично приложил руку и голову, и что вижу со стороны, как активно печатающийся автор. А именно – работы ЭКСМО в области фантастики.

Я начинал печататься в «Альфа-Книге», и к тому времени, как меня пригласили работать для ЭКСМО, был если и не известным писателем, то уже достаточно востребованным. Это, кстати, практика ЭКСМО – знающие специалисты, такие, как Дмитрий Малкин, начальник отдела фантастики ЭКСМО, мониторят книжный рынок и «отлавливают» успешных авторов. И с благословления руководства приглашают их работать для ЭКСМО.

Кстати сказать, это и есть главный способ – как молодому-начинающему автору попасть в список писателей ЭКСМО – вы напечатайте свою книгу в любом издательстве (если только ЭКСМО не заинтересовалось вашей книгой сразу после ее присылки), и если ваша книга достойна, если ее читают – ЭКСМО точно ее заметит. Я прекрасно знаю Малкина, знаю, как он работает, знаю его высочайший профессиональный уровень и будьте уверены – ваша книга не останется без внимания.

Слева Малкин, справа Лукьяненко.
Слева Малкин, справа Лукьяненко.

За те годы, что я работал для ЭКСМО, ни разу не пожалел, что перешел в это издательство – хотя всегда уважал и уважаю руководство Альфа-Книги и до сих пор в высшей степени благодарен им за то, что заметили, за то, что «подняли».

Чем же работа в ЭКСМО лучше, чем в любом другом издательстве? Ну, во-первых, гонорары ЭКСМО выше. Это - без всякого сомнения. Хмм… можно было бы остановиться и на первом пункте, но я все-таки продолжу.

Второе: тебе не навязывают ни сюжета, ни каких-то пунктов, которые нужно включить в текст. Просто пиши, чтобы читали, чтобы покупали – и будет тебе счастье.

И третье – у меня лично сложились замечательные, можно сказать дружеские отношение с коллективом ЭКСМО. Профессиональные, порядочные люди, с которыми можно и дело делать, и просто поговорить за жизнь. У меня были моменты в жизни, когда мне срочно требовались деньги – я просил ускорить оплату, и мне всегда шли навстречу. Думаете, это просто? В наше-то капиталистическое, жестокое время? И я это ценю. Очень.


Нет, ЭКСМО – не благотворительная организация. И я не строю себе иллюзий. Пока умею писать так, чтобы мои книги покупали – издаюсь. И только так. Многие из авторов, которые сейчас плачут по сетям о том, что их не хотят издавать, просто не умеют писать. Как бы ни были для них обидны мои слова. Я пытался продраться через их опусы, но не смог. И памятник при жизни надо ставить Малкину и его помощникам-рецензентам, которые вынуждены прорываться через мутный поток графоманского бреда, захлестывающего издательство ежедневно, ежечасно – месяцами и годами. С полной ответственностью могу сказать: 95 процентов рукописей, приходящих в издательство, годны только на подтирание задницы! Да и то опасно – заразишься безграмотностью и тупизной.

Одно время я на своем личном сайте развернул программу «Путевка в жизнь». Собирал рукописи претендентов на издание, и достойных (на мой взгляд, и на взгляд моих бета-ридеров) отсылал с соответствующими рекомендациями тому же Малкину. Делал я это совершенно безвозмездно, движимый лишь желанием помочь молодым авторам, а своему издательству – обрести приличные книги. Фактически служил литературным агентом. С моей подачи были изданы полтора десятка новых авторов. Как сложилась их судьба в дальнейшем - я не знаю. Издаться один раз достаточно просто. Но вот продолжить, закрепить успех...это гораздо сложнее. Надеюсь, у них все хорошо.

Так вот – меня от некоторых текстов просто тошнило – настолько они были убоги, безграмотны и тупы. Самое интересное, что их авторы были в полной уверенности – написанное ими гениально, и только дурак этого может не понимать! Доходило до ругани…

Кстати, наверное - это и есть признак самой настоящей графомании, болезни, при которой автор не может не писать, а все написанное им считает гениальным откровением. Вот я никогда не считал свои книги гениальными – я пишу развлекательные, «коммерческие» книги. Одни получаются лучше, другие хуже, первые мои книги так откровенно слабы - я не очень тогда владел словом, хотя фантазия всегда работала как надо. Теперь у меня отточен стиль, и тексты я вижу насквозь, и вот когда мне попадается убогий, похожий на помойку текст – меня просто от него корежит. И хочется автора этой литературной помойки вытянуть вдоль спину плетью, и крикнуть, брызгая слюнями: «Учись, сука! Какие, нахрен, «спускайся вниз»?! Графоман проклятый!».

Шучу, конечно. Но в каждой шутке есть… доля шутки.

Хотя моя жизнь давно связана с этим издательством, и надеюсь - будет связана и в дальнейшем. Теперь я хочу сказать о том, как вижу отношения писателей и издательства, что бы хотел получать от издательства ЭКСМО, как писатель.

Ну, во-первых, все писатели мечтают о том, чтобы ЭКСМО больше уделяло внимание продвижению книг на рынок. На мой взгляд, и на взгляд большинства писателей – рекламе наших книг уделяется очень мало внимания. Нужно больше использовать всевозможных методов рекламы – размещая статьи на сетевых ресурсах, используя копирайтеров - и не добровольных помощников, а настоящих, оплаченных, профессиональных. Я вот лично продвигаю свои книги самостоятельно – в Фейсбуке, в Одноклассниках, где только могу. Веду свой блог на ФБ. То же самое делают и другие писатели.

Во-вторых, каждый из нас, писателей, мечтает, чтобы его книги издали за рубежом. Чтобы их перевел хороший переводчик, носитель языка. Мы не можем себе позволить потратить такие деньги – их просто нет. Хороший перевод стоит сотни тысяч рублей. А вот издательство, громадный концерн, может себе это позволить. И если автор «выстрелит» за рубежом – эти деньги отобьются многократно! Честно скажу – я не понимаю, почему издательство этого не делает. Почему не пытается выйти на зарубежный рынок, не занимается планомерной работой по продвижению на зарубеж! Любой из нас, писателей, готов подписать контракт, отдав большую часть будущих доходов – лишь бы его издали в разных странах, лишь бы его заметили ТАМ.

Мне кажется, издательство, упуская эту возможность заработать, продвигая книги на зарубежный рынок, упускает огромный кусок доходов. Да, существует риск, что не «выстрелит». Так что же? Если не рисковать – разве же заработаешь? В ЭКСМО есть прекрасные аналитики, они могут рассчитать – что может пойти за рубежом, а что – нет! Вот я лично (опять о себе, любимом!) – написал несколько книжных серий СПЕЦИАЛЬНО для перевода за рубеж! Никакого упоминания о Земле, никаких политических игр – чистое фэнтези, которое будет воспринято западным читателем на-ура! И что? А ничего. Хороший перевод стоит 10 тысяч евро. А гонорары все ниже и ниже. На какие деньги переводить? Увы…

В-третьих: я знаю, что у ЭКСМО есть своя сеть книжных магазинов. Но увы, как мне представляется, работает она плохо. Очень плохо. Книжные магазины по всей стране закрываются, и магазины ЭКСМО не исключение. Здесь есть объективные причины, но и субъективных – выше крыши. Я сужу по своему городу, Саратову – книжных магазинов все меньше, а персонал в них все тупее и тупее. Они вульгарно не разбираются в своем товаре. Не знают, что сейчас читают, не знают книжного рынка, и только лишь отбывают рабочее время. Увы. Спросите, как я вижу будущее книжной торговли? Как поправить дело?

Ну, кое-какие шаги в этом направлении ЭКСМО уже сделало. Это очень верная идея: печатать маленькие дешевые книжки в суперобложке. Я когда узнал об этом – просто хлопал в ладоши! Молодцы! ЭТО – правильная идея! Просто замечательная! Эти книжки ДЕШЕВЫЕ! Ну представьте - 100-130 рублей книжка, в наше-то время!

НО! Как всегда тут – НО. Продажа. Эти книжки должны быть ВЕЗДЕ. Они должны расползаться по магазинам страны, как тараканы по овощебазе! В любые магазины! Не только книжные! Сетевые ритейлеры должны ломиться от этих книг! В любом киоске на ЖД вокзале – должен быть полный набор эти «книжек в дорогу»! Продуктовые сети – им все равно чем торговать, лишь бы прибыль была – почему ТАМ не устроить свои книги? Агрессивное продвижение в рынок! Должны быть специальные люди, которые это станут курировать, у них в подчинении сеть региональных представителей, которые следят за продажей продукции, и самое главное – В НЕЙ РАЗБИРАЮТСЯ!

Четвертое: странно, но почему-то ЭКСМО не занимается озвучкой своих книг! И это притом, что за аудиокнигами будущее! Я лично давно уже перешел с чтения книг на аудиоверсии. Ну сами представьте – надел наушники, и… обедаешь – «читаешь»! Занимаешься по хозяйству – «читаешь»! В спортзале – «читаешь»! А в пробках что делать?

Аудиокниги становятся все популярнее. И не признавать это просто глупо. И уж совсем неразумно игнорировать работу по озвучиванию книг. Что, денег не нужно, что ли? Почему отдали озвучку на откуп другим организациям? Литрес мне предложил озвучить мои книги – я с радостью согласился. И они клепают озвучки – только треск стоит! И ведь покупают люди, процесс идет! А ЭКСМО пока торомозит. ЭКСМО пока думает – надо, не надо…

У громадных организаций есть своя болезнь – инерция. Пока они раскачаются, пока надумают…а процесс-то идет! Ждать никто не будет! Нужен специальный отдел, который будет заниматься продвижением книг и мониторингом рынка. И он должен регулярно подавать отчеты с анализом книжного рынка наверх, руководству, и подавать идеи. И это было бы правильно. (Я не знаю – может такой отдел и есть. Но тогда он работает плохо).

Как я уже сказал - моя жизнь связана с ЭКСМО, и я хочу, чтобы это издательство было максимально успешно. Может мои замечания кому-нибудь покажутся наивными – тому же руководству ЭКСМО - но я руководствовался только лишь желанием хоть как-то помочь. И если мои предложения примут к сведению, они пойдут в жизнь – я буду только рад.

Увы, в последнее время гонорары становятся все меньше, ощущение такое, что ЭКСМО стало меньше внимания уделять «художке» и теперь профессиональных писателей, живущих на гонорары (таких как я) становится все меньше. Вернее – нас практически и не осталось. И не только ЭКСМО – все издательства серьезно «просели» в «художке», но я сужу по своему издательству, здесь мне виднее всего.

В этом году я не ездил на РОСКОН – издательство урезало расходы на спонсорство, так что организаторы не смогли пригласить «за бесплатно» многих и многих авторов. И это печально. Такие встречи, общение авторов с коллегами – это хорошее дело. И это сплачивает коллектив издательства. Увы, реалии нынешней жизни таковы, что даже такое успешное, огромное издательство как ЭКСМО вынуждено урезать свои расходы. Все это понятно, и…печально.

Щепетнов на РОСКОНе объясняет Русу как правильно писать книги. Рус переспрашивает и благодарит. :) Справа прячется Малкин – в засаде.
Щепетнов на РОСКОНе объясняет Русу как правильно писать книги. Рус переспрашивает и благодарит. :) Справа прячется Малкин – в засаде.

Но я не хочу заканчивать статью на печальной ноте. Как бы там ни было, но издательство ЭКСМО успешно преодолевает бурные воды Российского бизнеса. Надеюсь, что этот корабль под именем «ЭКСМО» еще долгие и долгие годы будет бороздить наше море! Ну а мы, его пассажиры, будем сидеть на палубе корабля, пить свой коктейль и наслаждаться жизнью.

Да штоб мы так жили!
Да штоб мы так жили!

Живи, ЭКСМО! Удачи тебе! И нам всем, твоим авторам. Ведь мы – это ТЫ!