Евгений Щепетнов
Писатель-фантаст.

Самураи, катаны, кино и глупые мифы, которые внедряют в массы

Нас оглупляют. Из нас пытаются сделать идиотов. И как сказал товарищ Ленин: «Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино».

Искусство оглупления масс – оно родилось не на пустом месте. Всегда власть старалась сделать из человека тупую, не рассуждающую скотину. И когда появилось такое искусство оглупления как кино – за него тут же уцепились власть предержащие.

Но речь идет совсем не о политизации кинофильмов, нет! Хотя и это имеет место быть – Голливуд переполнен фильмами, в которых бравые американские парни спасают мир от подлых террористов с русскими и сербскими именами. Речь идет о банальной тупости и фантазиях сценаристов, когда людям подсовывают такую киножвачку, которая не выдерживает ни малейшей критики.

Я не собираюсь заниматься конспирологией. Не собираюсь развивать теорию заговора. Хотя и не отрицаю возможность существования такового («Есть многое на светедруг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам»). Я собираюсь рассмотреть пример того, как на потребу толпе кинодеятели буквально извращают логику, и тем самым вольно, или невольно переписывают историю.

И грянет «катаносрач»! Ооо… этот эпический батл катанолюбов с профессионалами!

Первых – великое множество. Они вездесущи и всезнающи. Они воспитаны на фильмах о самураях, на японских мультфильмах, и потому знают о Японии, и о японских воинских искусствах все, что можно об этом узнать. Особенно из аниме.

Вы помните, как делали катаны? Ага! Все знают! Японский кузнец девять лет (!!!) выдерживал сталь для катаны в японском болоте (видимо посередине Токио), а потом ковал ее год, и только тогда получалась настоящая, великая катана, которая разрубала европейского рыцаря до самого…хмм…ну вам по пояс будет. Хотя нет, в то время рыцари были мелкие, как наши подростки. Я знаю подростка 14 лет, у него вес 100 кг и рост 180.

Но речь не об акселерации. Речь о катанах. Ну так вот, к сведению любителей аниме и голливудских фильмов о героических самураях: в то время у японцев тупо не было хорошей стали. И катаны делались из того, что было («Я тебя слепила, из того, что было! А потом что было – то и полюбила!»). И то, что получалось, было фактически одноразовым изделием. Одной схватки достаточно, чтобы этот большой ножик, именуемый катаной, вышел из строя. Или сломался, если он перекален, сделан из слишком уж высокоуглеродистой стали, или просто согнулся, если кузнец его как следует не закалил.

К сведению не знающих, в это время в Европе делалась великолепнейшая сталь, например – в Испании. И японцы отставали от Европы очень, очень и очень.

Есть зафиксированный в исторических документах факт, когда полсотни испанских морских пехотинцев разогнали 600 самураев, пиратствующих на Филиппинах.

Приплыли, понимаете ли, паскудники, и решили пограбить базу испанцев на Филиппинах. Ну испанцы и дали им прикурить. Катаны крошились и разлетались при ударах о толедскую сталь доспехов испанцев. А вот рапиры испанцев легко находили уязвимые места в доспехах самураев, и полегло тех просто немеряно.

Испанцы тогда довели до сведения сегуна, решившего заняться пиратством, что если он, паскудник эдакий, продолжит пакостить благочестивым католикам, то они соберут аж тысячу человек (вместо полсотни), и наведут в Японии, и самое главное во владениях этого сегуна – большое замирение, после чего не будет ни сегуна, ни Японии. Как ни странно, сегун им поверил, и больше не хулиганил. Они же ему доказали!

И кстати – доспехи тогда на самураях были ПОРТУГАЛЬСКИЕ. Своих у них практически не было. А если и были – японский классический доспех, это многослойная ткань, на которую нашили пластинки и кольца. Если у кого-то из самураев был настоящий стальной доспех, так он надевался только на битву, и передавался из поколения в поколение.  Оно и понятно – он стоил как сейчас наверное порш-кайен. А то и дороже. Его лучше в шкафчике подержать! Для потомков.

Катана, если рассмотреть ее острую режущую кромку под увеличением – суть пилы. Да, именно пила – зубчатый клинок которой великолепно располосовывает тканевый доспех и живое тело. Замечали, как фильмовые самураи пользуются своими катанами? Сколько у них режущих, читай – «пилящих» ударов? Вот - это именно потому имеет место быть. Большинство ударов катаной – пилюще-режущие, и никогда просто ударные. Ну, попробуйте врезать пилой по подушке! Только пыль полетит. А вот если эту пилу еще и потянуть к себе, типа попилить… тогда все перья наружу!

Вообще, с катаной все интересно – сплошные мифы и фантазирование. Ну, например – фехтование на катанах, которого просто нет. Вы скажете – как это нет фехтования на катанах?! Да ты что?! А великие фехтовальщики, например – Миямото Мусаси?! Который всю жизнь посвятил фехтованию на катанах, и даже книжку написал об искусстве мечного боя?!

Миямото Мусаси
Миямото Мусаси

И что? Ну – написал. У нас были святые, которые оставили после себя хорошие книжки. Это сделало всех людей святыми подвижниками?

Мусаси, как ни смешно, вообще предпочитал долбить людей обычной деревянной палкой, тренировочным мечом, именуемым боккэном. Считал его самым грозным оружием, и побеждал противников, вышедших против него с настоящими катанами. После него боккэн стали считать боевым оружием, и при входе в самолет в наше время заставляют спортсменов-кендоистов сдавать боккэны в багаж. Ибо – оружие!

Но Мусаси прославился не только тем, что бил противников палками и рассуждал о стратегии, и о том, как правильно служить господину. Он один из немногих, кто на самом деле умел фехтовать, а не тупо пер вперед, подставляясь под удар. И это он развил школу фехтования ДВУМЯ мечами одновременно – один меч отбивает удар, второй нападает. Остальные его современники просто неслись на противника, желая зарубить его и сдохнуть с честью от встречного удара. Хитрый же Мусаси хоть и провозглашал идею того, как хорошо самураю подыхать на поле боя, и как тот должен радоваться смерти, однако истово защищал свое бренное тело и не допускал до него острое железо. Оно ведь может испортить цвет кожи!

Миямото Мусаси - автопортрет. Ну так он себя видел, чего уж там!
Миямото Мусаси - автопортрет. Ну так он себя видел, чего уж там!

Ну так вот: все фехтование того времени заключалось именно в решимости убить противника, не обращая внимания на то, что он убивает тебя. Кстати, это полностью укладывается в сентенцию о том, что самурай всю жизнь должен готовиться к смерти, чтобы радостно ее принять в тот момент, когда этого потребует господин. Что они и делали, массово удобряя поля сражений по воле властолюбивого сегуна. И зачем им фехтование?

Вспомните, какое значение фехтованию уделялось в той же Европе. Были открыты школы фехтования, в которые для обучения ездили простолюдины со всей, всей Европы! Именно простолюдины, благородные господа-рыцари если и посещали такие заведения, то – тайно, чтобы не узнали. Ибо стремно благородному господину учиться рядом с чернью. Да и зачем рыцарю фехтование?

Из европейского учебника фехтования 1626 года. Заметьте, то, что у японцев было открытием, фехтование двумя мечами одновременно, у европейцев - давным-давно в ранге положенности.
Из европейского учебника фехтования 1626 года. Заметьте, то, что у японцев было открытием, фехтование двумя мечами одновременно, у европейцев - давным-давно в ранге положенности.

Почему чернь училась фехтованию? Зачем им это было нужно? Да любили вот они подраться! А тело свое любили еще больше. И чтобы не достал до него злой металл – нужно было уметь как следует защищаться. Времена-то неспокойные! Так и норовят сунуть в брюхо острую железку всякие поганцы! По улице пройти стало невозможно, всякие там…хмм…нехорошие люди могут взять, и проткнуть! Это рыцарям хорошо – им фехтования не надо. Обвешался железом, попробуй, пробей его броню – пока пробуешь, он тебе по башке полэксом жахнет, и сразу дурные мысли все повыскочат. Вместе с мозгами.

Полэкс. Ну ооочень хорошая штука! Не для мозгов противника, конечно. И он был основным оружием рыцарей - если не считать копья.
Полэкс. Ну ооочень хорошая штука! Не для мозгов противника, конечно. И он был основным оружием рыцарей - если не считать копья.

Итак, бой катаной очень напоминает бой рапирой, когда все построено не на фехтовании, а на скорости удара и контратаке, то есть – пока противник пытается тебя убить, ты норовишь убить его быстрее. Чтобы он не успел. И получается, что 50 на 50 в оконцовке дохнут оба.

Итак, что мы имеем: железяка из плохого металла для одноразовой драки, и человек, все помыслы которого направлены на то, чтобы убить противника и умереть самому. Отличается это от общепризнанного облика самурая с лучшим в мире мечом, передаваемым по наследству?

Вот так, если начать анализировать то, что нам подают в кинофильмах, в большинстве своем поданное не выдерживает ни малейшей критики.

Уверен, катанолюбы и анимешники поднимут на вилы такого ниспровергателя их основ. Ну так не привыкать. «Эта музыка будет вечной – если я заменю батарейки!».

Я еще не прошелся по казацкому «супероружию» - шашке, аналогу катаны. «Шашкосрач» менее эпичный, чем «катаносрач», но тоже достоин внимания. Но это уже тема другой статьи. :)

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Евгений Щепетнов Писатель-фантаст.
Комментарии