Робин Лагода
Редактор Hype.ru

Интервью с Евгением Щепетновым: о скитаниях вечных, и о литературе

Мэтр - начинается с метра? :)
Мэтр - начинается с метра? :)

Всегда любил фантастику и фэнтези. Нередко фантазии авторов воплощаются в реальность технологическим прогрессом, а фэнтези-образы прочно оседают в голове, что дает возможность легче воспринимать суровый окружающий мир. А что происходит в голове у создателей таких образов?


Я спрошу у писателя-фантаста Евгения Щепетнова, написавшего 57 книг в жанрах фэнтези и фантастики – что он думает, и как он думает? Посмотрим, что ответит.

– Я не буду спрашивать, как вы начали писать, для чего, и всякую такую ерунду. Во-первых, вы уже не раз отвечали на эти вопросы, во-вторых, да кому какое дело, как начал писать писатель, и для чего пишет? Ясное дело, что пишут писатели для того, чтобы жить, и живут, для того, чтобы писать. По крайней мере так говорят многие писатели. Которым дай десять лимонов баксов, и скажи: «Согласны ли вы не написать больше ни строчки? За десять лимонов?». И что они ответят? Вот вы, что бы вы ответили?

– А я что, рыжий? Седой, да. Но не рыжий. Взял бы, конечно. Ну да, какое-то время была бы ломка, а потом… потом я бы увяз в домашней рутине — яхту содержать, за виллой присматривать — труды, труды, труды… не до писательства!

– Ясно. Вы такой же стяжатель, как и все ваши коллеги! Ха ха ха! Вас можно назвать ремесленником от литературы!

– Да это я так себя и называю. Лучше быть ремесленником от литературы, а не раскрученным пустышкой. «Вершина современной литературы! Путешествие в…!» Тьфу!

– Не любите раскрученных авторов?

– Не люблю незаслуженно раскрученных. Если писателю повезло, он попал в струю, его подняли и понесли — это одно дело. Хороший, среднего уровня писатель просто выиграл в подобие лотереи. Ну, повезло! Стрельнуло! Да, завидно, что так вышло. Но неприязни к нему нет. А вот другой, рекламой книжки которого были обклеены все вагоны метро, рекламу которого крутили по всем радиостанциям — вот этот просто неприятен. Шесть сотен тысяч баксов на рекламу средненького писателя — это слишком. А ведь ничего из себя не представляет. Вернее — его книги. Не гениальны. И вообще — средний и ниже среднего уровень. Пустышка.

– Залог успеха писателя — что? Что может помочь ему раскрутиться? Как попасть в струю? Экранизация? Это главное?

– Иногда — да. Экранизация. Сняли фильм, и вдруг — он понравился народу. И понеслось! И вот — родился Мэтр. Но замечу — книга его сама по себе была вполне неплоха. Не без смешных ляпов, но неплоха. Но тут есть одно «НО» — некоторых писателей вообще невозможно экранизировать. Не знаю почему. Даже Кинга, и то, многие книги не пошли в экранизации. Не смотрятся! Не собирают кассы! И наоборот — слабая на мой взгляд книга Мартина в экранизации выиграла, засияла, поднялась! На порядок стала лучше!

Но что касается нашей страны, как однажды сказал мне самый наш мэтровый Мэтр: «Этот поезд для одного!». То есть, наши продюсеры не желают рисковать, и снимают фильмы только по книгам тех авторов, которые уже раскручены, чтобы наверняка. И то, вот однажды сняли сериал по книге одного известного автора, так когда я смотрел этот сериал — плевался, матерился, и решил для себя: я ЭТО читать не буду. Антиреклама получилась. Дерьмовый фильм губит книгу, по которой он снят, и снижает рейтинг писателя.

Писательское дело простое - наливай, да пей! Главред "Яузы" Махров наливает, писатели Лукьяненко и Иванович ждут. (Здесь и далее фото из личного архива Евгения)
Писательское дело простое - наливай, да пей! Главред "Яузы" Махров наливает, писатели Лукьяненко и Иванович ждут. (Здесь и далее фото из личного архива Евгения)

У меня есть приличное количество книг, которые просто напрашиваются на экранизацию — минимум вложений при максимуме интриги, боевики, просто интересный сюжет. Но увы, пробиться практически невозможно. Повторюсь, напомню: «Этот поезд для одного!».

Издатель с писателем. Смычка города и деревни.
Издатель с писателем. Смычка города и деревни.

Что касается попадания в струю — эта штука вообще непредсказуема. Вы вспомните какие книги за последние годы «выстреливали»? «50 оттенков…» — кто мог предположить, что эта тупая дрянь станет мировым бестселлером? Что ее издадут во всех странах мира? Мне кажется, сама автор этой книги просто обалдела, глядя на то, как ее слабенький опус победно шествует по миру. Я бы мог привести еще примеры, но не хочу. Сами можете найти подобное, или уже знаете.

– Писатели богаты?

– Только не российские. Вернее, среди российских писателей богаты единицы. Остальные — просто нищеброды, для которых или конвейер по выдаче текстов (не напишешь — будешь голодать!), или просто приятная добавка к основной зарплате. И вторых большинство. Профессиональные писатели, такие как я — вымирают как класс, как последние из динозавров. Мы получаем гроши, и с каждым годом ситуация становится все хуже и хуже, гонорары все меньше и меньше. Потому те, кто мечтает о карьере писателя — забудьте о ней, если хотите жить безбедно, и даже богато. Обычный программист зарабатывает гораздо больше профессионального писателя. Это в начале 90-х писателей искали днем с огнем и тиражи исчислялись десятками, а то и сотнями тысяч. Теперь приличный тираж 2.5-3 тысячи. И докатились уже до тиража в тысячу экземпляров. «Так, сынок, мы и до мышей дойдем!».

– А почему так? Перестали читать? Только фильмы смотрят и ролики на ютубе?

– Как ни странно — нет. Читают, и много читают! Но только ворованное. Интернет убил все. Пиратство. А еще — полное отсутствие системы сбыта бумажных книг. И кроме всего прочего абсолютный монополизм на книжном рынке. Государственных издательств, занимающихся изданием художественной литературы, больше нет. Все отдано частникам. А частникам невыгодно заниматься художественной литературой.

– Как так невыгодно?!

– Да вот так. Доля художественной литературы в перечне изданной «бумаги» крупных издательств — жалкие проценты от общей массы. Основное — учебники. Вот где золотое дно! Вот где деньги! Огромная цена тоненькой книжки. И гарантированная покупка — учиться-то надо! Учебник нужен! Значит и по 400 купишь! И по 600! А с книжкой фантастики можно и погодить. В интернете прочитать. На халяву! Вот и исчезает художественная литература с прилавков.

– Ну и как вы оцениваете перспективу? Каково будущее художественной литературы? И в частности, раз вы фантаст — фантастической.

– Плохо. Очень плохо! Фактически, художественную литературу практически полностью вытеснили в интернет, на порталы художественной литературы. И предваряя вопросы о заработках в сети, скажу: жалкие копейки. В сети зарабатывают немногие.

Почему что-то все-таки продается в сети, что именно продается – я уже как-то писал в статье о писательстве, но подробнее расскажу в другом посте, если будет интерес, конечно. Расскажу о том, что продается, как продвигать книги, что вообще нужно людям и что происходит в писательском сообществе.

Только вот сомневаюсь, что это нужно. Писательская тусовка и так все это прекрасно знает, а сторонним наблюдателям — ну не наплевать ли им, что происходит на Самиздате, или как протолкнуть свою книжку в издательство? Не знаю…

– Обязательно пишите! Мы делаем Hype.ru, где каждый может писать свободно писать свои мысли.

Познакомившись с вашими произведениями поближе кажется, что главных героев вы пишете по своему подобию. Это так потому что легче?

– Это не совсем так. Не все герои похожи на меня, но естественно, как и каждый автор, я вкладываю в героя и часть себя.

– Как родился псевдоним Иван Казаков и зачем?

– Время от времени я устраивал нечто подобное мистификации. Создается новый аккаунт на Самиздате, и начинаю выкладывать новую книгу под неизвестным ником. Зачем? Во-первых, проверить себя. Будут ли читать книгу от абсолютно незнакомого автора? Как отреагируют на нового автора? Всё с ноля. Никакого влияния уже известной фамилии. Новичок. На самом ли деле создаю приличные тексты? И второе – ну как же приятно, когда мои враги, вечно обгаживающие мои книги не за то, что они плохи, а за то, что не любят меня и завидуют мне – хвалят книгу неизвестного автора! Приглашают на форумы, на которых меня поливали грязью! Читаю, и хохочу в голос! Вот именно с ником Иван Казаков так и было. Потом были еще несколько ников, но эффект уже слабее. Если с Казаковым меня раскрыли только тогда, когда издательство поставило книгу в план печати, то с новыми никами, уже обжегшиеся завсегдатаи, ждущие подвоха, вычисляли меня к концу книги. Не все, но некоторые. И стало неинтересно. Да и вообще стало плевать на мнение каких-то там людей, считающих себя экспертами в литературе. Я давно уж перерос уровень, когда оглядываешься на мнение "критегов". Забава изжила себя.

– Вы создаете впечатление человека консервативных взглядов. Кто скрывается за вашим суровым образом?

– Мне всегда 16 лет. Я авантюрист и анархист. Я шутник и похабник. Я сентиментален и жесток. А вообще, как сказал писатель Никитин: «У писателя что-то должно быть не как у всех - или ширинка расстегнута, или рукав в говне. Главное - не быть как все!»

– Почему фэнтези?

– У меня не только фэнтези. 57 книг — среди них и фантастика. Но фэнтези больше. Просто люблю сказки для взрослых. Как уже говорил — писать нужно для себя. И тогда понравится многим.

– В конце хотелось все таки «передрать» Владимира Познера. Итак, блиц! :)

Три лучших российских писателя-фантаста.

– Ха ха ха! Я, я, и я! ))) А если серьезно… то нельзя так назвать. 1. Обижу многих из моих коллег. 2. У общепризнанных мэтров есть такая чушь, что глаза кровью текут. Нет лучших. Есть востребованные. А еще те, кого я читал (слушал, я в последние годы только слушаю аудиокниги, и много), и кто мне (чьи книги) понравились. За последнее время мне понравились несколько очень хороших российских авторов. Открытием для меня стал Валерьев, с его "Форпостом" и "Фарангом". Никогда раньше о нем не слышал, но считаю его на настоящий момент одним из лучших. Кулаков. Лысак. Повторюсь: я не беру на себя ответственность сказать, кто из авторов ЛУЧШИЙ, я могу только сказать, кто понравился мне больше других. Я их назвал. Кстати, если уж коснулись "лучших", среди зарубежных авторов "лучшие" это Аберкромби, Вегнер и Ротфусс.

Иванович, Махров, Щепетнов. На заднем плане "Интернациональный союз писателей" с его главой.
Иванович, Махров, Щепетнов. На заднем плане "Интернациональный союз писателей" с его главой.

– Не получается блиц, ну и Дудь с ним!) Насчет аудиокниг, влияет ли на вас чтец при выборе произведения и будете ли вы слушать, если он не нравится?

– Еще как влияет! Плохой чтец просто убивает книгу. Например, есть некий defon, который убил уже 17 книг. Это молодой человек, который просто неграмотен. Он не знает, где ставить паузу, не знает слов, и ставит неверные ударения. Накачивает эмоции там, где их не должно быть, и убирает там, где нужно читать эмоционально. Когда попадется такой чтец я просто бросаю книгу до лучших времен. Или насовсем. Лучшие чтецы – профессиональные актеры, вроде Литвинова. Или самородки вроде Головина.

– Оказавшись перед Сергеем Лукьяненко, что вы ему сказали?)

– Давайте вместе сфотаемся. )))

С Сергеем Лукьяненко.
С Сергеем Лукьяненко.

– Ну что же, посмотрим на реакцию людей на это интервью в комментариях. Читатели могут задавать свои вопросы прямо под этим материалом. Спасибо за интервью, Евгений Владимирович! Ждем еще ваших статей на нашем ресурсе.

- Спасибо и вам. Будем жить, писатели! Плохо, но недолго.

Иванович, Головачев, Щепетнов и Конторович
Иванович, Головачев, Щепетнов и Конторович
Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Робин Лагода Редактор Hype.ru
Комментарии