Робин Лагода

Как Россия «роняет» Запад используя социальные сети

В последние месяцы западные СМИ в Интернете пестрят заголовками о том, что Россия повлияла на выборы в США посредством информационной атаки через Facebook, Twitter и даже Youtube. Причем это пишет не желтая пресса, а такие авторитетные издания, как Bloomberg, Reuters, The Washington Post, The New York Times и другие.

Позже, в сентябре 2017 года, Facebook подтвердили сумму в $100 000, которая была задействована на расходы политической рекламы в период выборов в США с июня 2015 года по май 2017 года, что связано примерно с 3 тыс. рекламными объявлениями, которые были связаны с примерно 470 недостоверными учетными записями и страницами, нарушающими политику социальной сети. Их анализ показывает, что эти счета и страницы были связаны друг с другом и, вероятно, действовали из России. Объявления были привязаны к счетам, большая часть которых имела отношение к России, а именно предприятию под названием Агентство интернет-исследований (Санкт-Петербург).

По сегодняшний день хайп вокруг этой темы не утихает. 14 ноября 2017 года издание techcrunch.com, ссылаясь на BuzzFeed, пишет о некоторых российских аккаунтах, которые возможно были использованы для вмешательства в голосование по "брекситу" Великобритании в 2016 году (выход из Евросоюза).

Это означает, что российские агенты использовали Facebook не только для того, чтобы вмешиваться в президентские выборы в США в 2016 году, но и чтобы повлиять на ряд других выборов на Западе.

Выборы — это серьезное мероприятие, а окончательный результат избирателя может быть изменен непосредственно перед урной для голосования. "Брексит" Великобритании не относится к стандартной процедуре выборов, и реверсирование результата властями был маловероятен.

На сегодняшний день мы не можем с уверенностью сказать, что российские структуры использовали социальную сеть для того, чтобы распространять политическую дезинформацию, дабы повлиять на "брексит" Великобритании, — пишут в BuzzFeed, ссылаясь на слова представителя Facebook.

Однако, интересным остается вопрос, насколько активной была Россия в стремлении повлиять на решение граждан страны. На информацию по поводу того, сколько рекламных (пропагандирующих) постов опубликовала Россия в преддверии "брексита", Facebook не дала никаких комментариев.

Тем временем Россия продолжает троллить британского премьер-министра.

После президентских выборов в США, генеральный директор социальной сети Марк Цукерберг заявил, что фиктивные новости в социальной сети со стороны России вряд ли могли существенным образом повлиять на результат голосования и назвал эту идею "сумасшедшей".

Почти полгода спустя, после проведения внутрикорпоративного расследования, Facebook признала, что во время выборов в США со стороны России проводилась кампания по дезинформации. Однако, ее масштабы были довольно малы, чтобы оказать существенное влияние.

Наконец, в конце прошлого месяца примерно через 1 год после отказа Марка Цукерберга комментировать довольно пикантную ситуацию, он все же признал, что Россия провела масштабную кампанию, чтобы повлиять на президентские выборы в США. Речь идет о 126 млн пользователей соцсети в США, которые увидели пропаганду.

На данный момент Facebook оценивает масштабы влияния России в соцсети на уровне 80 000 публикаций. Данная информация была предоставлена поле того, как соцсеть вынудили предоставить не только информацию о рекламных кампаниях, но и личную переписку пользователей, фото и видео.

Исходя из этого, есть основания полагать, что Россия точно таким же образом попыталась повлиять на "брексит" Великобритании.

По словам Times, Россия задействовала и ряд других социальных сетей для распространения информация, например, Twitter. При поддержке вышеупомянутого Агентства интернет-исследований было опубликовано множество постов, которые предшествовали выборам в США и референдуму Великобритании.

Издание Wired поделилось своими сведениями о политике ведения активных действий в Twitter со стороны России. По словам издания, было опубликовано множество постов, направленных на разжигание конфликта между гражданами страны, а также на распространение расовых оскорблений.

Пользователь с ником Southlonestar, обвинивший мусульманскую женщину в игнорировании теракта на Вестминстерском мосту в Лондоне, писал:

Российская учетная запись Twitter @SouthLoneStar насчитывала более 30 000 подписчиков.

«Я надеюсь, что Великобритания после #BrexitVote начнет очищать свою землю от мусульманского вторжения!» 
«Великобритания проголосовала за то, чтобы покинуть будущий европейский халифат! #BrexitVote»

Эти сообщения были написаны после референдума. Сейчас аккаунт удален.

@Jihadist2ndWife была пародией на ISIS, управляемой русскими троллями, по мнению Wired.co.uk:

Аккаунт @TEN_GOP насчитывал более 22 000 подписчиков:

В общей сложности социальной сетью Twitter было закрыто около 4500 аккаунтов в рамках своего внутреннего расследования по вмешательству России в их платформу. Полный список аккаунтов опубликован здесь разведывательным комитетом США (SSCI).

Парламентский комитет Великобритании, который расследует поддельные новости в соцсетях, ранее запрашивал данные из Twitter и Facebook касательно причастия России к результату референдума. Компании Twitter был задан вопрос о том, сколько постов было опубликовано со стороны России в преддверии референдума, на что социальная сеть ответила молчанием.

Дамиан Коллинз, депутат Великобритании, который занимается вопросом расследования причастия России к референдуму, сказал изданию Wired следующее:

Текущая ситуация демонстрирует то, что Россия таки имеет причастие к результатам референдума. Подконтрольные России счета были использованы для оплаты рекламных кампаний как в Великобритании, так и в США. Это может быть только верхушкой айсберга, так как мы только начали разбираться в данном вопросе.

Такой результат вызвал большое политическое потрясение в стране, которое закончилось уходом премьер-министра в отставку. Кроме того, упал курс фунта: на 11% по соотношению к доллару, и на 15% по соотношению к евро.

Целью России было провести кампанию, направленную на дезинформацию в целях склонить граждан Великобритании проголосовать "ЗА" выход из ЕС. Ведь неустойчивое положение ослабляет противников.

Масштабы влияния России на "брексите" Великобритании были не столь существенными, как на выборах в США. Там использовались не только аккаунты в Facebook и Twitter, но и Youtube, что официально подтвердила компания Google в своем блоге. В период выборов было создано 18 каналов YouTube и загружено 1 108 англоязычных видеороликов, некоторые из которых были политическими и набрали более 300 000 просмотров в течение избирательного цикла.

Если официальные сообщения интернет-компаний подтверждают участие России в дезинформации народов других стран, то, скорее всего, так оно и есть. Напомним, что «Евромайдан» на Украине начался именно с социальной сети Facebook. Впоследствии разогрелась настоящая информационная борьба с фейковыми новостями, предположительно исходящими от так называемых российских «кремле-ботов».

Бывший заместитель министра обороны США Майкл Карпентер недавно заявил, что Американским социальным сетям Facebook и Twitter следует внимательно изучить опыт Украины в борьбе с фейковыми новостями и пропагандой.

В этом году Google, Facebook, Twitter начали создавать алгоритмы по борьбе с фейковыми новостями.