Katerina Key
Автор Hype.ru, перфекционист и зануда

6 способов научить детей ответственности

Мы любим своих детей и готовы ради них на всё. Нам хочется защищать их, во всём им помогать. Но иногда в своих устремлениях родители забывают, что нужно позволять детям получать собственный жизненный опыт. Они не дают им испытать на себе последствия их поступков. И, что еще хуже, лишают детей умения брать на себя ответственность за свои действия.

6 способов научить детей ответственности
© thecareeredge.biz

Ответственность — это умение отдавать отчет своим действиям и отвечать за свои поступки. Когда мы не даем нашим детям брать на себя ответственность за их действия, мы должны помнить о последствиях, которые могут очень сильно повлиять на их жизнь, когда они станут взрослыми.

Когда вы занимаетесь со своими детьми, всегда старайтесь смотреть в будущее, где они уже не малыши, а взрослые люди, живущие в обществе таких же взрослых людей. Даже если они сейчас очень маленькие, когда-нибудь они вырастут и столкнутся с реальными проблемами. Поэтому не стоит приукрашивать для них жизнь.

Существует много способов приучить детей к ответственности, и вот некоторые из них.

Поощряйте детей преодолевать препятствия

Как родители мы хорошо понимаем, какие у наших детей есть сильные и слабые стороны. Чтобы повысить детскую самооценку, мы обычно подталкиваем ребенка делать то, что у него получается хорошо.

Конечно, это правильно, но также стоит побуждать детей заниматься теми вещами, которые заставляют их выходить из зоны комфорта. Ведь в жизни мы часто должны решать проблемы в тех областях, которые нам не обязательно по душе и в которых мы не очень-то разбираемся.

© educare.lv
© educare.lv

Если вы сейчас научите детей преодолевать препятствия, это поможет им развить мужество, необходимое для решения проблем, и не пасовать перед ситуациями, которые находятся за пределами их зоны комфорта. А лишая ребенка возможности бросить вызов самому себе, мы оказываем ему медвежью услугу, потому что так он никогда не научится преодолевать сложности.

Разрешите детям совершать ошибки

Наблюдая за жизнью детей, мы часто испытываем искушение защитить их от ошибок. Если мы видим, что ребенок вот-вот упадет, мы хотим поймать его, прежде чем он упадет на землю. Если мы понимаем, что дети принимают неправильное решение, у нас возникает соблазн вмешаться и подсказать им, как нужно поступить, а то и вовсе решить ситуацию самостоятельно.

Проблема в том, что так дети никогда не смогут понять связь между действиями и их последствиями. Хуже того, такого рода поведением мы на подсознательном уровне даем понять ребенку, что он не способен самостоятельно принять решение. Это заставляет его постоянно менять свое мнение, и вместо того, чтобы самому решать проблему, ждать, что кто-то ее решит за него.

А еще ребенок начинает думать, что совершать ошибки — это плохо. Стоит показывать малышу, что все совершают ошибки, даже мама. Но при этом важно научить брать ответственность за эти ошибки, извлекать из них уроки и применять этот опыт в дальнейшей жизни.

Разрешите детям переживать последствия своих действий

У каждого ребенка есть способность проводить причинно-следственные связи между событиями. Например, Джуди Сарден, бизнес-тренер и мама двоих детей, говорит, что ее дочь в 2-летнем возрасте поняла, что из-за истерики и валяния на полу мама может уйти и оставить ее в комнате в одиночестве. Поскольку это была явно не та мамина реакция, на которую рассчитывала девочка, истерики закончились примерно через две недели. Точно так же ее сын понял, что три часа занятий на скрипке в неделю позволяют ему не переживать, когда учитель начинает вызывать учеников по одному, и слушать, как они играют, чтобы узнать, кто не попадает в ноты.

Когда мы говорим детям, что все их действия имеют определенные последствия, крайне важно, чтобы мы позволяли им самим справиться с последствиями, какими бы они ни были.

Так, Джуди Сарден поделилась опытом и рассказала, что ее сын иногда решал, что ему не интересно заниматься на скрипке по три часа в неделю. Однажды она поняла, что надо просто позволить ему этого не делать, чтобы он осознал последствия. И, когда он перестал заниматься, он сам должен был сказать учителю, сколько минут тренировался. Он доложил, что занимался только 30 минут, и ему пришлось столкнуться с неодобрением учителя — это заставило его вернуться к занятиям быстрее, чем если бы мама на него давила.

© diasporaro.co.uk
© diasporaro.co.uk

Некоторые считают, что родительская роль как раз заключается в принятии решений, и что некоторые вещи слишком важны, чтобы оставлять их в руках ребенка. Конечно, мы как родители определяем время сна, готовим сбалансированную пищу и определяем рамки для обучения. Это важные решения, которые влияют на жизнь детей и динамику семьи.

Но родители могут и должны предоставить детям как можно больше возможностей для самостоятельности и принятия решений. И когда они становятся старше, им следует предоставить больше автономии. Гораздо лучше для них совершать ошибки, находясь дома с родителями, которые могут дать совет и направить их в нужное русло, чем когда они уже находятся во взрослом мире.

Научите детей самоанализу

У адвокатов принято, чтобы вся команда собиралась после крупного дела и обсуждала, что прошло хорошо, а что нет. Во многих компаниях проводят что-то наподобие утренней "летучки", чтобы разобрать ошибки прошедшего дня. И это как раз то, что следует поощрять у детей.

Анализ вместе с родителями

Важные ситуации нужно рассматривать совместно с родителями.

Например, если ребенок попал в беду в школе, или произошел серьезный конфликт во время игры, садитесь вместе с ним, просите его изложить факты, а затем рассказать, какова была его роль в событии, и считает ли он, что мог поступить иначе. Если да, то пусть расскажет как, а затем обсудите, какие можно сделать выводы из этого инцидента. На этом этапе вы можете обсудить любые последствия, которые вытекают из инцидента, а затем — и это ключевой момент — согласиться с тем, что инцидент окончен, и вы двигаетесь дальше.

Это действительно важная часть разбора. Если ситуация не требует дополнительного обсуждения или действий, то хорошее правило — не вспоминать прошлые ошибки. Это важно для поддержания открытого диалога с детьми. Каким бы болезненным ни был анализ произошедшего под руководством родителей, дети будут понимать: когда все закончилось — это действительно конец. Если ребенок боится повторять ошибки снова и снова, он не будет открыт с родителями.

Анализ в конце дня

Размышления о взлетах и ​​падениях, случившихся в течение дня, полезны любому человеку. Чудесное упражнение для развития ответственности — научить ребенка в качестве рутины перед сном уделять время размышлениям о важных и не очень событиях за день, обрабатывать то, что произошло, и решать, как сделать завтрашний день лучше.

Самоанализ и сознательное стремление сделать следующий день лучше помогает ребенку осознать свою роль в этом дне и понять, что он контролирует многие результаты своей жизни, а его действия могут повлиять на нее. Это хороший способ напомнить детям, что их локус контроля находится внутри них, а не навязывается им извне.

Не поощряйте осуждение, оправдания и выставление себя жертвой

Если вы включите новости, то увидите, что они как раз изобилуют осуждениями, оправданиями и излишней жертвенностью.

Выставление себя жертвой является огромной проблемой в современном обществе. У большинства людей есть множество причин, по которым с ними случается что-то плохое, или почему они не могут чего-то достичь. И иногда это действительно уважительные причины, но, увы, далеко не всегда.

Когда мы убираем самопожертвование, мы учим детей тому, как справляться с жизнью. Потому что в ней не всё пойдет так, как мы задумали. Если дети научатся самоанализу, они смогут лучше справляться с проблемами или обходить их стороной. Но если ребенку позволено погрязнуть в выставлении себя жертвой, это снимает с него всякую ответственность за произошедшее и возлагает ее на некую внешнюю силу.

Помогите детям поставить цели и вести графики самоконтроля

Начинать учить ребенка ответственности никогда не поздно. Хороший способ — помочь ему составить список своих целей. Для достижения каждой цели должно быть указано несколько шагов. Попросите ребенка сделать график достижения этих целей, а затем пусть он создаст отчетную таблицу, где ежедневно сможет отмечать, что он сделал, чтобы достигнуть цели.

© elearningindustry.com
© elearningindustry.com

В конце назначенного периода обязательно поощрите ребенка и поздравьте с успешно выполненными задачами и достигнутыми целями. Спросите, каково это — видеть, что он достиг цели самостоятельно благодаря своей изобретательности и тяжелой работе. Также разберите, почему не были достигнуты другие цели, и совместно разработайте план их достижения.

Такая отчетность может оказаться очень мощным инструментом для поощрения ответственности у детей старшего возраста.


Если вы научите своих детей ответственности, это поможет им во взрослой жизни — в отношениях, в работе, в управлении бизнесом. Увы, отсутствие ответственности за свои действия очень распространено в наши дни. Но в наших силах сейчас переломить ситуацию и воспитать ответственных и нравственно компетентных детей, которые завтра будут вершить судьбы этого мира.

По материалам Medium