Katerina Key
Автор Hype.ru, перфекционист и зануда

Не только Facebook, но и тысячи других компаний следят за нами

Вслед за скандалом с Cambridge Analytica внимание общественности сосредоточилось на том, что же Facebook конкретно знает о нас. Оказывается, знает он немало. Социальная сеть собирает данные из наших постов, лайков, фотографий, тех сообщений, которые мы печатаем и потом удаляем без публикации, из наших действий, которые мы совершаем, не находясь в Facebook, даже когда работаем в автономном режиме. Он покупает информацию о нас у других. И может узнать ещё больше: нашу сексуальную ориентацию, политические убеждения, статус отношений, употребляем ли мы наркотики и наши черты характера. И это даже при том, что мы не проходили индивидуальный тест, разработанный Cambridge Analytica.

Не только Facebook, но и тысячи других компаний следят за нами

Но после каждой статьи о жутковатой слежке Facebook за своими пользователями тысячи других компаний издают коллективный вздох облегчения, что это Facebook, а не они сейчас в центре внимания. Брюс Шнайер (Bruce Schneier), американский специалист по компьютерной безопасности, считает, что, хоть Facebook и является одним из крупнейших игроков в этом пространстве, но существуют тысячи других компаний, которые следят за нами и манипулируют нами ради собственной прибыли.

Профессор Гарвардской бизнес-школы Шошана Зубофф (Shoshana Zuboff) называет это явление «капитализмом наблюдения». И, оказывается, индустрия не ограничивается слежкой в Facebook.

Это хранилось в тайне слишком долго, и сейчас законодатели должны обратить на такие компании внимание общественности, чтобы мы все могли сами решить, хотим ли мы, чтобы общество развивалось таким путём, а если нет — что тогда с этим делать, — считает Шнайер.

В Соединенных Штатах насчитывается от 2500 до 4000 информационных брокеров, чья работа — покупать и продавать наши персональные данные. В прошлом году в новостях засветилось американское бюро кредитных историй Equifax, когда хакеры украли личную информацию 150 млн людей, в том числе их номера социального страхования, водительских прав, даты рождения и адреса.

Конечно, вы не даёте разрешения на получение такой информации. Но Equifax – это один из тех нескольких тысяч информационных брокеров, о большинстве из которых вы никогда и не слышали, а они тем временем продают вашу персональную информацию без вашего ведома или согласия почти всем, кто может заплатить за неё, пишет Шнайер.

Капитализм наблюдения идёт ещё дальше. Такие компании, как Facebook и Google, предлагают бесплатные услуги в обмен на ваши данные. Слежка Google — это уже не новость, но она поразительно далеко зашла. Мы никогда не лжём поисковым системам. Наши интересы и то, что нам важно знать, наши надежды и страхи, желания и наклонности тщательно собираются и хранятся. Добавьте к этому сайты, которые мы посещаем и которые Google отслеживает через свою рекламную сеть, наши учетные записи на Gmail, передвижения, фиксируемые в Google Maps и то, что Google может узнать из наших смартфонов.

Смартфон, вероятно, является самым важным устройством для наблюдения, которое когда-либо было изобретено. Он постоянно отслеживает наше местоположение, поэтому он знает, где мы живём, где работаем и где проводим наше время. Мы проверяем смартфон в самом начале дня и перед сном, поэтому он знает, когда мы просыпаемся и ложимся спать. Он даже знает, с кем мы спим. Uber использовал только часть этой информации для отслеживания однодневных поездок пользователей, а ваш смартфон и любое приложение, которое собирает данные о местоположении, знают намного больше.

Капитализм наблюдения — это большая часть Интернета. Сюда относится и большинство бесплатных сервисов, и многие из платных. Его целью является психологическая манипуляция в виде персонализированной рекламы, чтобы убедить вас что-то купить или что-то сделать, например, голосовать за конкретного кандидата. И хотя персональная манипуляция через профиль, которой занималась Cambridge Analytica, кажется отвратительной, это ничем не отличается от того, чего хочет от вас каждая из компаний. Вот почему вся ваша личная информация собирается, и именно поэтому она так ценна. Компании, которые понимают её ценность, потом могут использовать это против вас.

Но тут нет ничего нового. Средства массовой информации уже много лет говорят о капитализме наблюдения. В 2015 году Брюс Шнайер написал книгу об этом. Еще в 2010 году Wall Street Journal опубликовала отмеченную наградами двухлетнюю серию «Что они знают» о том, как за людьми следят как онлайн, так и офлайн.

Капитализм наблюдения глубоко укореняется в нашем всё более компьютеризированном обществе, и, если бы его масштабы стали известны, то усилились бы требования к регулированию и ограничениям слежки. Но, поскольку эта отрасль может работать скрыто, только случайности вроде информации, вышедшей из-под контроля, или журналистского расследования могут пролить на неё свет. А по большей части не знаем ничего о её возможностях.

Всё может скоро измениться. В 2016 году Европейский союз принял Общий регламент по защите данных (GDPR). Некоторые из его положений говорят, что личные данные граждан ЕС могут собираться и храниться только для конкретных, явных и законных целей и только с явного согласия Пользователя. Согласие не может быть скрыто в условиях соглашения и пользователь имеет право его не давать. Этот регламент вступит в силу в мае, а компании во всём мире сейчас готовятся к его выполнению.

Так как почти все компании-наблюдатели собирают данные о европейцах, это продемонстрирует существование капитализма наблюдения как ничто другое. Вот один пример. В рамках подготовки этого регламента PayPal спокойно опубликовала список из более чем 600 компаний, с которыми она могла бы поделиться вашими персональными данными. Как это будет выглядеть, если каждая компания будет обязана публиковать такую ​​информацию и чётко объяснять, как она использует ваши личные данные?

После этого скандала даже Марк Цукерберг сказал, что эта отрасль, вероятно, должна регулироваться, хотя он, разумеется, не желает всеобъемлющего регулирования подобного рода, как то, которое GDPR введёт в Европе.

Он прав, – считает Брюс Шнайер. – Капитализм наблюдения действовал без ограничений слишком долго. И прогресс как в области Big data, так и в разработке искусственного интеллекта сделает будущие приложения гораздо более жёсткими, чем нынешние. Регулирование — единственный выход из ситуации.

Первым шагом к регулированию является прозрачность. У кого есть наши данные? Что они с ними делают? Кому они их продают? Как они защищают их? Можем ли мы удалить их? Шнайер не видит никакой надежды на то, что Конгресс США вскоре примет закон о защите данных, подобный GDPR. но американские граждане имеют право требовать законодательства, обязывающего эти компании вести более прозрачную деятельность.

В качестве ответной реакции на скандал с Cambridge Analytica многие люди удаляют свои аккаунты Facebook. Однако их сложно удалить правильно, да и ничего не сделать с теми данными, что Facebook собирает о людях, которые его не используют. И это только начало. Рынок может оказать давление на другие компании, чтобы они стали меньше за нами следить, но это может произойти только тогда, когда мы вынудим отрасль выйти из тени.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Katerina Key Автор Hype.ru, перфекционист и зануда
Комментарии