Katerina Key
Автор Hype.ru, перфекционист и зануда

Разница поколений: почему они не такие, как мы?

Миллениалы, бэби-бумеры, "молчуны", поколения X, Y, Z... Кто они, и чем различаются? Почему конфликтуют между собой? Ведь жизненный уклад одного поколения вызывает в лучшем случае недоумение, а то и неприятие у другого, а о конфликте "отцов и детей" и вовсе сказано уже немало.

Разница между поколениями обусловлена различием жизненных ценностей, которые формируются, когда человек просто приспосабливается к тем условиям и обстоятельствам, в которых живет. Времена меняются, а вместе с ними меняются и ценности. У каждого из поколений есть свои интересы и свои страхи, причем со сменой эпох меняются даже болезни, присущие поколениям, что уж говорить о привычках и отношении к окружающим. Конечно, в приведенном ниже сравнении поколений есть и доля шутки, но, как известно, в каждой шутке...

"Величайшее" и "молчаливое" поколения

Термин «Величайшее Поколение» был создан для обозначения американцев, которые жили еще во времена Великой Депрессии и участвовали во Второй мировой войне, но потом он распространился на всех, кто родился с 1900 по 1923 годы. Томас Брокау, придумавший этот термин, говорил, что это поколение — величайшее из когда-либо живших, отсюда и название. У нас эти люди пережили немало: они захватили несколько революций, Гражданскую войну, коллективизацию и репрессии, Великую Отечественную Войну… Это и сформировало их жизненные ценности.

© worldpics.pro
© worldpics.pro

Что касается «молчаливого» поколения — это бабушки и дедушки большинства из нынешних 30-летних, люди, родившиеся с 1923 до 1945 года. На них тоже наложила свой отпечаток Вторая Мировая война, не обошлось и без сталинский репрессий. Почему поколение "молчаливое"? Потому что они прекрасно умеют себя контролировать и молчать о чём угодно — обстоятельства складывались так, что нужно было вести себя скромно, а любой опрометчивый шаг мог серьезно повлиять на их жизнь и жизнь их семьи.

Оба поколения терпеливы, законопослушны и очень консервативны. Больше всего они любят читать, с цифровой эпохой им не по пути — ведь этим людям уже больше 73 лет, а кому-то и перевалило за 90. Общаться они предпочитают по "олдскульной" переписке, компьютер нужен максимум для связи с родственниками.

© Timetracker
© Timetracker

Годы рождения: 1900–1945 гг.

Возраст: старше 73 лет.

Количество в мире (% от мирового населения): 0,3 млрд чел. (5%).

Мировые события, оказавшие влияние на ценности: Первая и Вторая Мировая Война, Великая депрессия (США), электрификация, коллективизация, Гражданская война в России, открытие антибиотиков.

Способ общения: бумажная переписка.

Любимая технология: автомобиль.

Хобби: чтение.

Уровень владения цифровыми технологиями: дети доцифровой эпохи.

Любимая музыка: джаз и свинг, ретро.

Способ передвижения: старое авто или общественный транспорт.

Место проживания: своя городская квартира, дом в деревне или дом престарелых.

Социальная сеть: предпочитают личное общение.

Самый большой страх: мир вокруг меняется.

Основной вопрос по жизни: "Куда катится страна?"

Обычная проблема: постоянно на всех обижены.

Бэби-бумеры

Люди, родившиеся в 1946–1964 годах, кому сейчас 54–72 года, стали так называться из-за послевоенного бума рождаемости. Психология победителей — это про них, они верили в свою страну, как никто и никогда больше, и именно они покоряли космос и строили БАМ.

© stuttgarter-zeitung.de
© stuttgarter-zeitung.de

Считается, что это поколение оптимистов, которые больше всего ценят в других любознательность. Они предпочитают путешествовать по другим странам, ну и не против посмотреть телевизор — именно он для них является знаковой технологией. Предпочитают общаться звонками, а не перепиской, и больше всего боятся перестать быть в центре внимания. Любят заниматься самолечением, предпочитают натуральные продукты, стараются до старости оставаться активными и любознательными, часто религиозны, а еще, именно среди них велик процент трудоголиков.

Годы рождения: 1946–1964 гг.

Возраст: 54–72 года.

Количество в мире (% от мирового населения): 1,1 млрд чел. (15%).

Мировые события, оказавшие влияние на ценности: Холодная война, изобретение транзисторов и появление телевизора, полет человека в космос, сексуальная революция.

Способ общения: телефон.

Любимая технология: телевидение.

Хобби: просмотр телевизора.

Уровень владения цифровыми технологиями: цифровое поколение.

Любимая музыка: "Биттлз".

Способ передвижения: недорогое авто.

Место проживания: своя городская квартира или дом.

Социальная сеть: "Одноклассники".

Самый большой страх: перестать быть центром внимания.

Основной вопрос по жизни: "Где моя Виагра?"

Обычная проблема: эректильная дисфункция.

Поколение Х

Люди из 1965–1980 годов, нынешние 38–52-летние, называются еще неизвестным поколением. На них сильно повлияла эпоха изменений в обществе и политике: социум узнал о наркомании и СПИДе, стали популярными разводы, в мире продолжалась холодная война и началась война в Афганистане, захватили они и эпоху застоя. Непростые и нестабильные времена, которые наложили на поколение Х свой отпечаток, — они рано становились самостоятельными, прагматичными, стремились к независимости.

© marketingovaldymas.lt
© marketingovaldymas.lt

Их родители считали, что ребенок должен быть максимально самостоятельным, отсюда и еще одно название поколения — "дети с ключом на шее". Это индивидуалисты, которые очень ценят свое время. Они не очень-то патриотичны, много заботятся о своем здоровье, говорят о равноправии полов и технически грамотны.

Годы рождения: 1965–1980 гг.

Возраст: 38–52 года.

Количество в мире (% от мирового населения): 1,5 млрд чел. (20%).

Мировые события, оказавшие влияние на ценности: окончание холодной войны, появление ПК, война в Афганистане, бум разводов, распространение информации о наркотиках и СПИДе.

Способ общения: e-mail/SMS.

Любимая технология: ПК.

Хобби: серфинг в Интернете.

Уровень владения цифровыми технологиями: любители технических новинок.

Любимая музыка: Nirvana и Мадонна.

Способ передвижения: авто или велосипед.

Место проживания: небольшая собственная квартира.

Социальная сеть: LinkedIn.

Самый большой страх: "Что творится с моим поколением?".

Основной вопрос по жизни: "А в чем смысл?"

Обычная проблема: неврологические болезни.

Миллениалы

Поколение Y или миллениалы — люди, которые родились в 1981–1997 годах. Это поколение смартфонов, предпочитающее живому общению переписку в мессенджерах (не зря их называют еще "поколением большого пальца") и видеоигры.

© Orange Website
© Orange Website

На их жизненные ценности повлияли такие мировые события, как катастрофа 11 сентября и угроза терроризма в целом, распространение эпидемий, распад СССР, бум коммуникаций и цифровых технологий, а также наступление "эпохи брендов".

Они очень категоричные, их интересуют свобода и развлечения, а также результат и вознаграждение — долго идти к цели они не любят. Работать 10 лет на одном месте ради получения стажа и чтобы зарекомендовать себя — это не для них. Это не значит, что они ленивы и вообще безнадежны — всё объясняется тем, что окружающая действительность вокруг миллениалов менялась безумными темпами, и они просто не уверены в том, что ждет их дальше.

Они открыты и общительны, совсем не приучены к самостоятельности, зато уверены в собственной ценности, падки на моду и бренды. Многие даже спортом занимаются из-за того, что это в тренде, не говоря уже о том, что именно это поколение чаще всего следует модным направлениям питания.

Годы рождения: 1981–1997 гг.

Возраст: 21–37 лет.

Количество в мире (% от мирового населения): 2 млрд чел. (27%).

Мировые события, оказавшие влияние на ценности: террористическая атака 9/11, война в Ираке, наступление эпохи социальных медиа и "эпохи брендов", распад СССР, Перестройка.

Способ общения: мессенджеры.

Любимая технология: смартфон.

Хобби: видеоигры.

Уровень владения цифровыми технологиями: цифровое поколение.

Любимая музыка: Бритни Спирз и Джастин Тимберлейк.

Способ передвижения: Uber.

Место проживания: съемное жилье, часто вскладчину.

Социальная сеть: Tinder, Facebook и Twitter.

Самый большой страх: не расплатиться с кредитами.

Основной вопрос по жизни: "Какая еще карьера?"

Обычная проблема: непереносимость глютена.

Поколение Z

"Дети Индиго", родившиеся после 1998 года, — самое загадочное пока поколение, старшим представителям которого едва минуло 20 лет. Их ценности еще в процессе формирования, поэтому о них известно не так много.

© Ahyari Network
© Ahyari Network

Поколение Z делает выводы, основываясь на сведениях, полученных из Интернета, и предпочитают виртуальное общение реальному, притом очень уважают эмодзи. Именно они по достоинству оценивают стриминговые музыкальные сервисы и виртуальную/дополненную реальность, интересуются высокими технологиями и искусством.

То, что для миллениалов было будущим, для поколения Z — уже настоящее, и они искренне удивляются тому, что когда мы пользовались проводными телефонами и подключались к Интернету через кабель, а не Wi-Fi. "Цифровое поколение" очень осторожно, потому что общество уделяет много внимания детской безопасности. Они быстро развиваются и обучаются, умеют делать несколько дел одновременно, но, к сожалению, им свойственно плохое запоминание и так называемое "клиповое" мышление.

Годы рождения: 1998—2018 гг.

Возраст: младше 20 лет.

Количество в мире (% от мирового населения): 2,4 млрд чел. (32%).

Мировые события, оказавшие влияние на ценности: Арабская весна, развитие искусственного интеллекта и мировой финансовый кризис, развитие бизнеса, появление крупных торговых сетей.

Способ общения: эмодзи.

Любимая технология: AR/VR.

Хобби: потоковая музыка.

Уровень владения цифровыми технологиями: "цифровые люди".

Любимая музыка: Джастин Бибер и Тэйлор Свифт.

Способ передвижения: родительское авто.

Место проживания: родительский дом.

Социальная сеть: Snapchat, Instagram и "ВКонтакте".

Самый большой страх: севший аккумулятор.

Основной вопрос по жизни: "Проводные технологии? О чем вы?"

Обычная проблема: аллергия на орехи.


Говорят, что поколения меняются примерно каждые 20 лет и они цикличны: кто знает, может быть, поколение Z будет похоже по своим качествам на "Величайшее" поколение, это предсказывают некоторые социологи. Но в любом случае хорошо, если мы перестанем заламывать руки и причитать на тему "Они не такие, как мы" и задумаемся о том, что все они просто другие — дети своего поколения.

© psichologies.ru
© psichologies.ru

Приведенные даты могут меняться в зависимости от территорий и условий проживания. Теория поколений изначально строилась на изучении только американского общества, но благодаря ее принципам поколения постоянно исследуются и в других странах.