Nataliya Kurbatova

Организационные расстановки — мистика для выхода из кризиса.

Приготовьтесь к мистическому разговору. Расстановки – это достаточно новое, модное направление в психологии, которое постепенно переходит в бизнес-консультирование. Многие психологические направления пытаются попасть в бизнес в основном потому, что это всегда более интересные бюджеты, есть даже идея психоаналитического коучинга. На самом деле мало какие психологические методики уместны для работы с бизнесом. У расстановок есть две серьезные причины для того, чтобы остаться в этом браке. Во-первых, это системный метод. Во-вторых, это метод быстрый.

Расстановки это что?

Системный подход предполагает, что компания или бизнес - это система, которая состоит из элементов и связей между ними. Все, что происходит в бизнесе, включая кризисы, является следствием работы системных законов. Как элементы, так и связи могут быть явными или скрытыми. Пример скрытых элементов: учредитель, которого когда-то исключили из бизнеса, и теперь про это не принято вспоминать. Пример скрытых связей: сотрудники, которые одновременно являются любовниками или соперниками.

Каждая система живет по своим законам, но есть общие законы, которые работают во всех организационных системах. Изначально метод расстановок был создан для работы с семейными системами, поэтому законы работы систем перетекают оттуда. Однако есть существенная разница между неформальными (созданными спонтанно) и формальными (созданными произвольно) группами. Поэтому я позволю себе дать свою интерпретацию законов, которые актуальны для формальных систем.

1. Бизнес всегда лоялен тем, благодаря кому он рожден и жив. Тем, кто вкладывал в него деньги или что-то большее, чем деньги. Но чаще речь все же идет о деньгах.

2. Скрытые связи и элементы сильнее явных.

3. Нарушенный порядок в распределении власти, полномочий и ответственности будет тормозить достижение декларируемой целей и вести к достижению личных целей тех или иных элементов.

4. Изменения внизу не могут произойти без изменений наверху.

5. Баланс брать–давать должен быть соблюден в любой системе.

Иррациональность метода заключается в способности людей, занимая место заместителя той или иной фигуры (элемента) в расстановке, считывать не только видимые, но и невидимые, скрытые связи между элементами, а также выявлять скрытые элементы, которые влияют на ситуацию. При этом речь идет не о каких-то специально обученных людях, а о любых людях, правильно запущенных в процесс. Таким образом, расстановка – это моделирование ситуации в реальности, с учетом явных и скрытых элементов и связей, которые влияют на сложившуюся ситуацию и ее дальнейшее развитие.

Почему расстановки актуальны для выхода из кризиса.

Конечно расстановщики, основная деятельность которых лежит все же в сфере личного консультирования, предлагают использовать свой метод в бизнесе практически для всего: для разработки маркетинговых стратегий, тестирования продуктов, принятия решений и даже для найма персонала. Я не сторонник такого экстремального подхода, но есть ситуации, когда расстановки трудно заменить. Одна из таких ситуаций – кризис.

Выход из кризиса для бизнеса сопровождают два важных момента.

1. Собственники находятся в плену своей картины мира, часто ходят по кругу и не могут преодолеть притяжение этого круга. Нужен кто-то, кто смотрит на ситуацию со стороны. Поэтому часто идет обращение к консультантам или посещение топ менеджментом учебных семинаров, тренингов.

2. Собственникам придется принять неизбежность того, что как раньше уже не будет. Любая компания, вышедшая из кризиса – это другая компания по отношения к той, которая в него вошла. И мало принять эту перемену, нужно еще угадать, в каком именно месте она должна произойти.

Когда с кризисом работают сторонние консультанты, основной проблемой обычно бывает разрыв между рекомендациями и их исполнением. Консультанты, проведя подробнейшие и часто дорогие исследования, предлагают варианты решений, которые могли бы вывести компанию из кризиса, будь они реализованы. Но собственники, поблагодарив консультантов, не смотря на серьезные для них бюджеты, выполняют эти решения частично или некорректно, что в результате сводит эффект от рекомендации к минимуму.

В расстановке заказчик имеет возможность сам посмотреть на ситуацию в своем бизнесе со стороны, при этом ему удается увидеть и ту часть реальности, которая до текущего момента была для него (и для многих в компании) невидимой. Часто только этого бывает достаточно, чтобы собственник увидел варианты выхода из кризиса, которые до этого момента отсутствовали. Второй важный момент заключается в том, что в результате проявления невидимой части и контактов с ней внутри собственника происходят изменения, которые позволяют ему не только принять решения о том, что делать, но и реализовать эти решения до конца.

Как договориться с расстановщиком.

Однако в использовании расстановок есть и существенная сложность. Мастера этого инструмента в абсолютном большинстве являются психологами, людьми, достаточно далекими от реальностей и энергий бизнеса. Даже если кто-то имеет опыт работы с бизнесом, это практически всегда опыт наемного сотрудника, но не собственника. Точно также как человек, никогда не состоявший в браке и не имеющий своих детей не вызывает доверия при работе с проблемами семьи, так и человек, никогда не имевший своего бизнеса, не всегда может понять собственников и быть понятым собственниками. Я могу дать несколько рекомендаций, чтобы такое общение все же дало желаемый результат.

1. Подумайте над запросом. Любой хороший расстановщик не начнет работу, пока не получит от вас внятный ответ на вопрос, что вы хотите получить от расстановки. Это не может звучать в формулировке «я хочу избавиться от…», именно получить. Это должен быть максимально конкретный ответ. Для того чтобы его дать, подумайте, как вы узнаете, что вышли из кризиса и чем вы не готовы пожертвовать ради выхода из него?

2. Не превышайте полномочий. Ваш запрос должен соответствовать вашей зоне ответственности.

3. Выбирайте группу, с которой будете работать. Будьте готовы к тому, что в процессе работы может выйти любая информация.

4. Расстановку должен заказывать тот, у кого есть запрос. Тот, кто инициировал эту работу. Если идею сделать расстановку инициирует и организует один партнер, а когда нужно формулировать запрос, он выставляет другого, расстановка может случиться очень правдивой, но пользы от нее не будет. Эффект от расстановки очень часто зависит не только от того, что показалось в реальности, но и от того, что из этого смог увидеть тот, для кого расстановку делали.

5. Не пренебрегайте аналитической частью. В обычных расстановках «поговорить» после работы не занимает много времени. Обычно это несколько реакций от участников и несколько ответных реплик от ведущего. В бизнес-расстановках аналитическая часть, предполагающая осознание и обсуждение случившегося, может занимать больше времени и трансформироваться в варианты решений, которые могут быть приняты.