Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Что означает автономный Рунет и чем грозит реализация закона

Что означает автономный Рунет и чем грозит реализация закона
© The Independent

В феврале 2019 Госдума РФ приняла в первом чтении законопроект № 608767-7, прозванный в народе «закон об автономном интернете». Текст документа предусматривает обеспечение функционирования российского сегмента интернета в условиях внешнего воздействия на него. Он предписывает провайдерам информационных услуг разработку и реализацию средств, предназначенных для защиты сети. Естественно, за казенные денежки.

Автономный рунет, в теории, не обязательно полностью изолированный российский сегмент интернета. Это компьютерная сеть, способная функционировать без подключения к зарубежным точкам обмена трафиком, целиком опираясь на внутреннюю инфраструктуру, развернутую в пределах РФ. Именно ее реализацию и предусматривает законопроект № 608767-7.

В федеральный бюджет на эти цели уже заложено около 1,8 млрд рублей, в дальнейшем предполагается выделить еще около 20 млрд. Провайдеры должны будут использовать в своих сетях оборудование, обеспечивающее защиту от внешних угроз. Предоставлять его должен Роскомнадзор, то есть, по факту, государство.

Можно ли сделать Рунет автономным

Сделать российскую сетевую инфраструктуру независимой, «отрезать» ее от остального мира, более чем реально. Вопрос только в качестве конечного продукта, в том, насколько сильно оно пострадает. Возможны два сценария отключения связи с миром: по внутренней и по внешней инициативе.

Интырнет © Вася Ложкин
Интырнет © Вася Ложкин

Законопроект 608767-7 номинально декларирует своей целью именно защиту от внешнего воздействия. То есть, предусматривает сценарий, при котором Запад, с целью нанести вред России, каким-то образом ограничит доступ абонентов из РФ к ключевым компонентам сети (таким, как система доменных имен, или какие-то всемирно популярные интернет-сервисы).

Технически реализовать это не так уж сложно: точек обмена трафиком между РФ и другими странами не очень много, и при желании можно вообще отрубить россиянам выход во всемирную паутину. Но, если углубиться в историю, становится ясно, что делать этого точно никто не станет.

Запад вовсе не заинтересован в том, чтобы через некоторое время получить Россию, целиком населенную живущими за железным занавесом и с пеленок вскормленными официальной пропагандой «гражданами самой лучшей и процветающей страны» (как в КНДР). Напротив, еще во времена противостояния США и СССР, Запад всеми силами старался донести до советского населения альтернативную информацию, противоречащую той, что писали в «Правде» и «Известиях», говорили по радио и ТВ.

Именно Запад стремился развернуть вещание над территорией СССР, доставить каким-то образом диссидентскую литературу, а КГБ – глушил «вражьи голоса» и строго следил за распространением «идеологически вредной» печатной продукции. Учитывая, что история движется по спирали, несложно предугадать: появись изолированный Рунет – Запад постарается не допустить информационной изоляции РФ. Поэтому реалистичен только второй сценарий: внутренний.

При внутреннем сценарии Россия осознанно откажется от использования зарубежных интернет-сервисов, заменив их внутренними аналогами. Таковыми могут быть любые компоненты сетевой инфраструктуры, начиная ключевыми компонентами, вроде автономной системы DNS, и заканчивая конечными продуктами (ПО) для серверных и клиентских машин. Учитывая относительно хороший уровень развития Рунета, это не выглядит нереально, хоть и влетит в копеечку.

Чем грозит реализация автономного Рунета

В случае реального отключения Рунета от мира россиян ждет ряд как прямых, так и косвенных неудобств. В первую очередь, это может быть накладно. Хоть Андрей Клишас, один из авторов «закона об автономном Рунете», и называет цифру в 20 млрд рублей (около $300 млн), некоторые эксперты не столь оптимистичны. Согласно данным правительственной рабочей группы «Связь и IT», только на начальном этапе понадобится около 25 млрд рублей, а в дальнейшем расходы могут вырасти до 134 млрд в год.

Конечно, в пересчете на количество населения РФ, даже 134 млрд – это всего около 1000 рублей с человека. Это меньше, чем нужно на реализацию «пакета Яровой». Такая сумма хоть и не ударит сильно по карману, но годовые расходы на доступ к сети, прямо (в виде повышения тарифов) или косвенно (за счет экономии на других бюджетных расходах) приведут к удорожанию услуг связи примерно на 1000 рублей в год.

Вторым неудобством автономизации сетевой инфраструктуры для россиян может стать отсутствие доступа к популярным и качественным сервисам. Если в случае с соцсетями и развлекательными сервисами можно найти/создать/развивать отечественный аналог, то с некоторыми неудобствами, такими как невозможность коммуникации с зарубежными пользователями, отсутствие доступа к международным платежным системам, играм, иным сервисам, придется смириться.

Законопроект предусматривает возможность регулирования подключения провайдеров к точкам обмена трафиком, и именно это – главная угроза автономного Рунета. Роскомнадзор может получить возможность блокировать неугодные ресурсы даже при отсутствии угроз, а если какой-то оператора откажется выполнять решение, или не обеспечит инфраструктуру для автономной работы (как это велит закон) – ему просто закроют доступ к внешнему миру.

Помимо прочего, маршрутизация через внутренние точки обмена (они должны быть внесены в специальный реестр) способна снизить качество связи, ее скорость. На эти узлы ляжет высокая нагрузка, которую сейчас нормально выдерживают межоператорские магистрали, создаваемые и развиваемые годами. Новые точки обмена должны быть, как минимум, не хуже.

Контроль над трафиком – вовсе не новость, но с новым законодательством РКН получит больше возможностей для контроля. Ведь закон предусматривает возможность регулирования маршрутизации трафика таким образом, чтобы он не покидал пределы РФ (не использовал зарубежные узлы). В сочетание с действием «пакета Яровой», такой шаг предоставляет дополнительные возможности для контроля над гражданами.

Конечно, блокировать нежелательные сайты РКН может и сейчас. Но пока это сложно, а с реализацией закона технически возможно будет создавать не только «черные», но и «белые» списки, закрыв доступ ко всем зарубежным элементам интернета, кроме одобренных властями. Можно вспомнить, как при попытках заблокировать Telegram в 2018 году «ложилось» что угодно, но не «Телеграм».

В случае развертывания дублирующей инфраструктуры блокировка одних элементов сети не должна затрагивать ключевые компоненты Рунета. То есть, даже если вместе с условным «Телеграмом» окажутся заблокированы и все сервисы какой-нибудь Google, автономный российский сегмент сети сохранит функциональность.


Именно ужесточение контроля за сетью и цензурой является главной угрозой, порождаемой реализацией закона. Конечно, отключать все и сразу никто не собирается. Первое время пользователи могут никоим образом не ощущать на себе действие новых норм. Текст закона не выглядит дискриминационным или угрожающим свободе слова в большей степени, чем уже существующие нормы, направленные на ее ограничение.

Сами законотворцы уверяют, что идти по китайскому, а тем более, северокорейскому пути, никто не будет, и цель законопроекта 608767-7 – повышение информационной безопасности России. Но если все нормы, предусмотренные им, таки будут воплощены на практике – изолированный от остального мира Рунет, с цензурой и жестким контролем всего и вся, вполне может воплотиться в реальность.