Евгений Васильев
Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Что такое «хороший звук» и существует ли он объективно

Хороший звук - какой он? © The Verge
Хороший звук - какой он? © The Verge

Чтобы слушать музыку в хорошем качестве, необходимо соответствующее оборудование. Но требования к нему у многих людей отличается. Кто-то доволен плеером за $100 и такими же наушниками, считая свою конфигурацию близкой к идеалу, а кому-то подавай «теплый ламповый звук» за много тысяч долларов.

При попытках выяснить, что же такое хороший звук, в спорах было сломано много копий, но консенсуса человечество так и не достигло. С верхней границей все более-менее понятно: если оборудование дорогое, имеет выдающиеся выходные параметры, которые можно выразить в цифрах, то оно звучит хорошо.

Гораздо сложнее все с нижним порогом. Где заканчивается «хороший» звук и начинается плохой – мнения расходятся. Критерии, считающиеся приемлемыми в одних кругах, в других поднимут на смех. Некоторые перфекционисты заходят так далеко, что не воспринимают всерьез даже дорогостоящее оборудование, пригодное для профессионального применения.

Что такое «хороший звук»: природа, параметры и цифры

Звук как явление природы представляет собой колебания окружающей среды, воздействующие на органы слуха живых существ. То, что мы слышим, как звук, по форме своей является акустическими волнами – колебаниями атмосферы определенной частоты. Воздействуя на внутреннее ухо, волны возбуждают чувствительные слуховые клетки. В зависимости от частоты и интенсивности колебаний, мы слышим высокий или низкий, громкий или тихий звук.

Схематическое изображение звуковых волн © Daniel Palacios
Схематическое изображение звуковых волн © Daniel Palacios

В природе источниками звуковых частот становятся голосовые связки, порождающие колебания с помощью вибраций. В музыкальных инструментах аналогичную функцию выполняют струны, мембраны или язычки, колебания от которых передаются резонирующим частям (деки, трубы, корпуса), усиливающим их интенсивность.

В электрических источниках звука колебания окружающей атмосферы порождаются динамиками, возбуждающимися поступающим на них током. Чтобы звучание было чистым и естественным, параметры этого тока должны обеспечивать колебания, идентичные встречающимся в нашем аналоговом мире. А для этого акустическое оборудование должно соответствовать определенным критериям.

  • Широкий спектр частот. Среднестатистический человек способен слышать звуковые волны с частотой от 16 до 20000 Гц, соответственно, и акустическое оборудование должно уметь порождать звуки такой частоты.
  • Равномерная АЧХ (амплитудно-частотная характеристика). Помимо частоты колебаний, важна также их равномерность. Максимальная амплитуда звуков любой высоты должна быть примерно равной во всем диапазоне, чтобы и глубокий бас, и пронзительный визг были слышны с одинаковой силой.
АЧХ наушников Sennheiser HD 650 © Personal Audio
АЧХ наушников Sennheiser HD 650 © Personal Audio
  • Отсутствие помех и шумов. Электрический сигнал, порождающий колебания динамика, должен быть чистым и не содержать посторонних помех, шумов, вызывающих искажения звука. Динамик тоже должен быть неустойчив к воздействию шумов, но при этом качественно воспроизводить нужные звуки.
  • Высокая чувствительность акустики. Чтобы воспроизводить даже звуки слабой интенсивности, акустическая система должна быть чувствительной. Если сигнал слабый, а колонка «тугая», то она попросту не сможет создать колебание малой амплитуды, и этот звук вообще не будет воспроизведен. Как итог, нарушается целостность произведения: тихая нота скрипки, которая в филармонии слышна даже на фоне виолончели или духовых, на колонках или наушниках просто «тонет».
  • Разрешающая способность. Цифровой источник звука должен выдавать как можно более «гладкий» электрический сигнал на динамики, а те, в свою очередь, уметь столь же гладко превращать его в колебания. Для этого нужна высокая разрешающая способность (битность и частота) сигнала, записанного в память устройства. Все как с разрешением экрана: чем выше плотность пикселей – тем более гладкой выглядит картинка. Как глаз после определенного показателя PPI (точек на дюйм) уже воспринимает картинку однородной, не замечая отдельных пикселей, так и ухо начинает воспринимать достаточно гладкие дискретные колебания как целостный и реалистичный звук.
Звук высокого разрешения (красный график) менее ступенчатый и более точный © solid.graphikworks.co
Звук высокого разрешения (красный график) менее ступенчатый и более точный © solid.graphikworks.co

Таким образом, «хороший» звук с точки зрения науки – это звук, который соответствует ряду требований. Оборудование должно воспроизводить все слышимые частоты, причем воспроизводить равномерно, быть стойким к шумам и помехам, достаточно чувствительным к слабым сигналам, и порождать акустические колебания в формате плавного и гладкого (а не ступенчатого) графика.

Как правило, близкими к идеалу параметрами обладает дорогостоящая Hi-Res акустика, воспроизводящая LoseLess форматы (FLAC и т.п.). За пару тысяч у.е. можно рассчитывать на «все и сразу». Если же речь о смартфоне, плеере или наушниках за пару десятков-сотен долларов – там все неоднозначно, и нужно внимательно изучать параметры (график АЧХ, чувствительность и соотношение сигнал/шум в дБ, поддерживаемые параметры вывода в бит/Гц). Но нужно ли это всем?

Какой звук будет хорошим для всех

С точки зрения физики определение «хороший звук» предельно понятно. Но человеческий слух – это не электронное устройство, а восприятие музыки сильно зависит от индивидуальных особенностей человека. На него влияют как физиологические особенности органов слуха конкретного человека, так и психологические факторы.

Начать стоит с того, что идеальным слухом (и физиологическим, и музыкальным) обладает не так и много людей. Кроме того, с возрастом чувствительность ушей снижается. Высокие частоты в районе 15-20 кГц, которые хорошо слышит ребенок, воспринимает далеко не каждый индивид в 20-50 лет, а среди людей в возрасте таких и вовсе единицы.

Частотная чувствительность конкретного индивида может варьироваться, находясь на границе между нормой и легкой тугоухостью. То есть, к примеру, звук с частотой 500 Гц воспринимается человеком, как очень громкий, а 1,5 кГц – как просто громкий или умеренный, хотя человек с идеальным слухом слышит их с одинаковой громкостью. Из-за такого разброса, вызванного неидеальной чувствительностью ушей отдельного индивида к разным частотам, сбалансированный звук может восприниматься им как чересчур резкий, с преобладанием «верхов», или наоборот, недостаточно четкий.

Индивидуальные особенности восприятия приводят к тому, что хороший с технической точки зрения звук не кажется таковым. Высококачественное Hi-Fi оборудование, которое идеально на бумаге, для отдельных людей вовсе не кажется идеальным.

От того, какие музыкальные вкусы имеет человек, зависит и его восприятие акустического оборудования. Мониторная студийная акустика, которая имеет близкие к идеалу АЧХ, защищена от шумов и помех, выдает звук высокого разрешения, хоть и звучит хорошо с точки зрения физики, при прослушке музыки одним кажется «плоской», другим – недостаточно басовитой или просаживающей высокие тона, но по вкусу немногим.

Даже профессиональные наушники, имеющие хороший с технической точки зрения звук, могут восприниматься не идеально © Personal Audio
Даже профессиональные наушники, имеющие хороший с технической точки зрения звук, могут восприниматься не идеально © Personal Audio

Получается, что «хороший звук» с позиции науки вовсе не гарантирует «хороший звук» с позиции индивидуального восприятия. Каждый вкладывает в это определение свое. Один предпочитает басистые наушники, а другой любит приглушенные низы, и если эти люди обменяются наушниками, которые считают идеалом для себя, то могут услышать друг от друга реплики наподобие: «как ты это вообще слушаешь?».


Так как восприятие звука сопряжено с большой долей субъективности – «хороший звук» для конкретного человека не тот, который имеет идеальные электрические параметры, а тот, который нравится больше всего. Если вам совершенно «не зашли» какие-то наушники или плеер, не стоит спешить тратиться на дорогое оборудование.

Сначала убедитесь, что весь негатив идет именно от электрических недостатков (низкая чувствительность, шумы, проседание басов, середины или верхов), а не субъективного восприятия. В других случаях стоит поискать акустическое оборудование, которое больше соответствует вашим предпочтениям и особенностям восприятия.

Только даже если при оптимальных характеристиках звук все равно кажется недостаточно насыщенным, богатым, реалистичным – ищите более совершенную технику. Сказать при этом, с какого ценника начинается «хороший звук» для вас, нельзя, в силу индивидуальности и субъективности восприятия.