Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Почему аудиофилы слышат разницу там, где другие ее не ощущают

Почему аудиофилы слышат разницу там, где другие ее не ощущают
© Twitter

Большинство людей привыкло пользоваться относительно недорогим акустическим оборудованием. Львиная доля продаж в мире приходится на наушники и колонки стоимостью в несколько десятков долларов. Но есть также категория тех, кто с презрением смотрит на этот «ширпотреб». Эти люди готовы тратить сотни и тысячи долларов на наушники с «живым» звучанием, «правильные» колонки, усилители с «теплым ламповым звуком» и золоченые провода из бескислородной меди. Имя им – аудиофилы.

Кто-то воспринимает аудиофилов нейтрально (у каждого свои причуды и хобби). Кто-то – почтительно (о, у человека тонкие вкусы), а кто-то то и дело вспоминает анекдотичные случаи. Чего стоят истории о том, как человек не отличил живого музыканта от проигрываемой записи, а золоченый провод – от обычной вешалки. Но, вместе с тем, многим интересно: почему же, действительно, аудиофилы заявляют, что ощущают разницу в звучании там, где большинство ее не слышит? Давайте, разберемся.

На самом деле это детекторный (работающий без источника питания) радиоприемник © Demotivatori.info
На самом деле это детекторный (работающий без источника питания) радиоприемник © Demotivatori.info

Объективные причины

Начать стоит с объективных причин, виной которым индивидуальные особенности организма. Уши каждого человека имеют индивидуальную форму. Размеры и узор раковин, геометрия слухового прохода у всех отличаются. Из-за этого одни и те же звуки воспринимаются людьми немного по-разному. Кто-то более восприимчив к басовым частотам, кто-то – к верхам, а кто-то слышит минимальные отклонения в любом диапазоне.

Уши у разных людей немного отличаются анатомией © EarQ
Уши у разных людей немного отличаются анатомией © EarQ

Медики могут провести измерение остроты слуха с помощью аудиометрии. Но полученные данные лишь показывают способность распознавать ту или иную частоту акустических волн относительно нормы. К примеру, тест способен выяснить, что в одном диапазоне человек слышит нормально, в другом – даже лучше нормы, а в третьем – слегка тугоух (обычно это диапазон 10+ кГц, чувствительность к которому с возрастом падает).

В отличие от остроты слуха, более сложные особенности, вроде тонкостей восприятия на уровне мозга, ни прибором нормально не измерить, ни в цифрах описать. Более того, у ученых до сих пор нет единой общепринятой и всеобъемлющей теории слуха, которая позволила бы конкретно описать все, что происходит с нашим слухом на этапах от проникновения волны в слуховой проход до «дешифровки» сигнала мозгом.

Вот эта неуловимая разница в работе слуховой системы организма и заставляет одних слышать разницу там, где другие ее не слышат. Если говорить проще, то причины отличий в индивидуальном восприятии находятся где-то там же, где и причины, почему одни больше всего наслаждаются хип-хопом, другие – хард-роком, третьи – басистой электроникой, а четвертые – классическими симфониями Бетховена или Моцарта.

Отличия в чувствительности (не остроте) слуха тоже имеют место. Подобно тому, как зрение разных людей имеет разную остроту, или воспринимают разное количество оттенков (одному два очень близких оттенка красного, вроде 235-0-0 и 230-0-0, кажутся почти одинаковыми, другой хорошо видит разницу), так и уши одного человека могут уловить разницу в звучании одного и того же фрагмента песни в разных наушниках или колонках.

Оттенки 235-0-0 и 230-0-0. То, насколько большая разница между ними, зависит и от монитора, и от глаз. Со звуком аналогично
Оттенки 235-0-0 и 230-0-0. То, насколько большая разница между ними, зависит и от монитора, и от глаз. Со звуком аналогично

Субъективные причины

Помимо объективных причин, обусловленных индивидуальными особенностями слуха, есть и субъективные. Именно из-за них некоторые «обладатели тончайшего слуха» при слепом прослушивании не могли отличить живую скрипку от записи на колонках, а дорогую акустику – от бюджетной.

В первую очередь, речь идет о самовнушении. Человек, который слышит разницу между наушниками за $100 и $1000, может слышать ее только потому, что ему так хочется. Взяв дорогую аудиофильскую игрушку, ему хочется, чтобы она играла лучше бюджетной – и она играет. Тут вам и «воздушная середина», и «сочные тарелочки», и «глубокий эффект присутствия» проявляются.

© Headphone Zone
© Headphone Zone

Особо ярким примером эффекта самовнушения являются аудиофилы, которые слышат разницу между обычными и «аудиофильскими» проводами. Они любят говорить о бескислородной меди, не учитывая, что сейчас практически вся медь массового производства – бескислородная. Популярные марки М0, М1, и даже М3 содержат более 99% меди, и менее 0,05% кислорода. Поэтому хоть особый «акустический» кабель, хоть обычный ПВ3 из ближайшего строймага по 10 рублей за метр будут передавать звук одинаково.

Еще одна субъективная причина – элементарное желание выделиться. Хочет человек чем-то отличаться от толпы, показать, что он не такой – и встает на стезю аудиофилии. Мотивация такого поведения, в крайних случаях, примерно такая же, как мотивация «дошираковой диеты» ради покупки последнего Айфона, или приобретения еле живого Porsche Cayenne/Mercedes S-Klasse, при зарплате в 30 тысяч рублей. Дескать, вот вы все на «тазах» ездите/«китайцев» покупаете/слушаете музыку из 30-долларовых наушников, как плебеи, а я – как господин, с Мерседесом/iPhone XS/Sennheiser HD 820.


Индивидуальные особенности восприятия звука, а также влияние субъективных факторов усложняют процедуру выбора наушников или колонок. Поэтому, если вы всегда пользовались недорогим оборудованием, не спешите покупать технику Hi-Fi вслепую. Желательно ознакомиться с ней, оценить звучание, и только если все хорошо, разница чувствуется – приобретать ее. Ведь вполне возможно, что никаких волшебных изменений не произойдет, и лишние траты будут напрасными. Доверяйте, в первую очередь, своим ушам, а не чужим словам.