Евгений Васильев
Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Смогут ли смартфоны снимать лучше, чем фотокамеры

Смогут ли смартфоны снимать лучше, чем фотокамеры
Смогут ли смартфоны сравниться с зеркалками © Inside Catholic

В бытовом сегменте смартфоны уже практически вытеснили компактные «мыльницы» в роли основного устройства для съемки фото. Ведь зачем носить с собой фотоаппарат, если с поставленными задачами справляется и телефон. Но камеры посерьезнее, зеркальные и беззеркальные, все еще твердо стоят на ногах в своей нише.

Фотографические возможности смартфонов постоянно улучшаются. То, что несколько лет назад было под силу только флагманам, уже доступно бюджетным устройствам. Флагманы вплотную приближаются к крупным фотокамерам. Многие уверены, что уже скоро смартфон сможет снимать на уровне с зеркалкой. Но так ли это на самом деле?

Физику не обманешь

Главным фактором, ограничивающим прогресс камер смартфонов, являются законы оптики. Сколько ни наращивай мегапиксели, не увеличивай их чувствительность, но если объектив физически не способен уловить много света, он не сможет сделать очень детальный снимок.

Сравнительные размеры матриц (смартфоны - нижний ряд) © New Atlas
Сравнительные размеры матриц (смартфоны - нижний ряд) © New Atlas

Учитывая, что при производстве как больших фотокамер, так и смартфонов, используются одни и те же технологии, фотоаппараты всегда будут на шаг впереди. Ведь если инженерам удастся сделать маленькую матрицу для смартфона, которая по своим возможностям сравнится с полноформатной матрицей прошлого поколения – ничто не мешает, используя те же технологии, создать полноформатную матрицу нового поколения. А она, за счет больших размеров и лучшей оптической системы объектива, опять окажется на голову лучше мобильной камеры.

Из-за того, что законы физики не обойти, чисто по технической части зеркальная или беззеркальная фотокамера всегда будет превосходить камеру смартфона. Все как с авто: сколь бы мощными не были кузов и двигатель пикапа – все равно, самосвал перевезет намного больше груза за один рейс.

Снимает не камера, а фотограф

Казалось бы, если ограничения носят физический характер – обойти их не выйдет. Но никто не отменял золотого правила фотографии: снимает не камера, а фотограф. Каким бы хорошим ни был инструмент, для эффективного его применения нужен квалифицированный пользователь.

Взяв в руки скальпель, среднестатистический человек не становится хирургом, а взяв камеру – не превращается в профессионального фотографа. Индивидуальные навыки и мастерство имеют решающее значение. Этот нюанс открывает перед создателями фотокамер немало перспектив.

Качество фото на зеркалку сильно зависит от навыков фотографа © Bored Panda
Качество фото на зеркалку сильно зависит от навыков фотографа © Bored Panda

Электроника не может полностью заменить человека, если речь о фотографии. Именно за ним остается решение: когда снимать, что снимать и как снимать. Техника лишь фиксирует то, что находится в кадре. Качество снимка в итоге зависит не только от технических возможностей камеры, но и верности принятия решений человеком.

Если в части возможностей матрицы и оптики инженерам сложно «прыгнуть выше головы», то в части компенсации нехватки навыков оператора (фотографа) им есть над чем работать. Задействовав алгоритмы искусственного интеллекта и машинного обучения, можно научить камеру смартфона делать снимки лучшего качества, компенсируя тем самым нехватку навыков фотографа.

Зеркальные фотоаппараты, как правило, рассчитаны на пользователей с уровнем подготовки выше среднего. Автоматический режим настроек у них занимает вторичное положение, весь потенциал камеры раскрывается только при грамотной ручной настройке параметров съемки.

Настройки зеркалки требуют подготовки © ePHOTOzine
Настройки зеркалки требуют подготовки © ePHOTOzine

У смартфонов все в точности наоборот: авторежим – главный режим съемки, используемый большинством. Ручные настройки экспозиции, выдержки, ISO и т.д. востребованы меньшинством юзеров. Из-за этого создатели смартфонов уделяют автонастройкам гораздо больше внимания, чем создатели зеркалок. В итоге уже сейчас снимки одной и той же сцены, сделанные условным таксистом, бухгалтером или слесарем (в общем, человеком, далеким от профессиональной фотографии) на смартфон и на зеркалку, в первом случае могут смотреться лучше.

Как оценить качество фото

Оценивать качество фотографий можно по ряду параметров, часть которых объективна (абсолютна), а часть – субъективна (относительна). К объективным параметрам относятся детализация, уровень шума, динамический диапазон, четкость фокуса. К субъективным – композиционная составляющая, цветовой баланс, итоговый вид при просмотре и т.д.

Электроника может частично компенсировать нехватку объективных характеристик, обусловленных законами физики. Алгоритмы ИИ позволяют повысить детализацию и снизить уровень шума, механизм HDR расширяет динамический диапазон, а гибридный автофокус (фазовый+лазерный+контрастный) и вспомогательные матрицы для замера глубины – улучшают фокусировку.

Увеличение числа камер компенсирует нехватку их физических возможностей © ZDNet
Увеличение числа камер компенсирует нехватку их физических возможностей © ZDNet

Баланс цвета, яркость и контрастность, как и композиция, еще больше подвержены коррекции в процессе постобработки кадра. Поправить их – вообще не проблема для современного ПО. В итоге камера флагманского смартфона (вроде Huawei P20 Pro) на автоматических настройках уже сейчас способна сделать снимок, который на экране смотрится не хуже, чем снимок с зеркалки, сделанный на автонастройках.

Фотограф, оценивающий фотографию с технической стороны, сразу же заметит моменты, в которых смартфон проигрывает. То есть, технически снимок с зеркалки будет лучше. Но это не имеет значения, если с точки зрения субъективного восприятия красоты обычным человеком (не фотографом) лучшим кажется снимок со смартфона. Ведь, кушая какое-то блюдо в ресторане, мы смотрим не на то, насколько ровно повар нарезал ингредиенты, а оцениваем качество готовки и вкус.

С фотографией все точно так же: одинаковые и ровные кусочки ингредиентов (детализация), правильно подобранное количество специй (уровень шума), красивое оформление на тарелке (экспозиция) отходят на второй план, если блюдо приготовлено неправильно (недочеты программной обработки снимка).


Используя современные технологии, разработчики камер смартфонов уже сейчас способны компенсировать нехватку навыков фотографа, путем обработки снимка делая его таким, каким задумывал фотограф. По мере увеличения числа камер, данные которых можно комбинировать, повышения мощности процессоров обработки изображений, задействования новых программных механизмов, смартфоны запросто смогут снимать лучше, чем фотокамеры, если речь об автоматических настройках.

Неправильно снятое фото © Blake Andrews
Неправильно снятое фото © Blake Andrews

Единственное, чему не быть никогда – это физическому превосходству мобильных матриц над полнокадровыми, APS-C или APS-H. Про прочих равных (аппаратное и программное обеспечение), большая матрица всегда будет лучше маленькой. Но из-за разного подхода к разработке и разных требований пользователей (никто не ждет от профессиональной камеры такой проработки авторежима, как в смартфоне), использование новых технологий в смартфонах позволит им сравниться с зеркалками уже в скором времени.