Евгений Васильев
Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Стоит ли дожидаться GeForce серии RTX 2000, или лучше купить сейчас GTX 1000

© Nvidia
© Nvidia

Компания Nvidia недавно представила новое семейство видеокарт GeForce RTX 2000. Они базируются на чипах с кодовым именем Turing, получивших обновленную архитектуру и новые вычислительные блоки. Главным изменением стало появление модулей RT Core и Tensor Core, ответственных за работу с искусственным интеллектом и новые алгоритмы трассировки лучей.

Поддержка функций ИИ должна оптимизировать вычислительные затраты на отрисовку и сглаживание объектов, тем самым повышая производительность. RT Core задействуется для трассировки лучей, с целью создания более реалистичных моделей освещения в виртуальном мире, обработки света и теней.

Нововведения звучат заманчиво, но не стоит забывать, что новые карты – удовольствие не из дешевых. За RTX 2070 просят от $500 ($600 за Founders Edition), RTX 2080 обойдется в $700 ($800), а флагман RTX 2080 Ti будет стоить $1000 ($1100). По предварительной информации (пока неофициальной), в России цены будут заметно выше, в районе 50, 65 и 100 тыс. рублей за модели Founders Edition. А это значит, что новые видеокарты явно не для всех.

В массовую продажу GeForce RTX 2000 поступят в конце сентября. Но о производительности и особенностях технологий уже имеется немало информации. Поэтому выяснить, стоит ли дожидаться и покупать карты нового поколения, или взять модель из серии GTX 1000, можно попытаться уже сейчас.

Нововведения в GeForce серии 2000: а есть ли куда спешить?

Нововведения в GeForce серии 2000 заметны на рентгеновском снимке кристалла, показанном самой Nvidia. Сразу бросается в глаза, что чип обзавелся двумя новыми модулями, его площадь выросла раза в 1,5. Транзисторов теперь не 11,8 млрд, а 18,6. Техпроцесс чипов стал тоньше, уменьшившись с 16 до 12 нм. На слайдах все это смотрится внушительно, но на практике есть нюансы.

© Nvidia
© Nvidia

Новые модули – это хорошо, но для их полноценного использования требуется адекватная поддержка со стороны софта. А с этим все не так гладко на первых порах, ведь разработчикам требуется время на реализацию новых инструментов в своем ПО.

Анонсированный Nvidia список игр, поддерживающих функции ИИ и трассировку лучей в реальном времени насчитывает два десятка изданий. Причем, большая их часть еще не вышла, существующие проекты можно пересчитать на пальцах одной руки. Нужно время, чтобы технологии стали массовыми, и это первый повод задуматься: а стоит ли торопиться?

© Nvidia
© Nvidia

По части основных вычислительных модулей прогресс не смотрится столь внушительно. Сам техпроцесс 12 нм – это не какая-то революция, а лишь эволюция уже давно ставшей массовой технологии 16 нм TSMC. Если сравнивать с Intel, то она примерно эквивалентна 14 нм в чипах Kaby Lake и Coffee Lake. То есть, заметного улучшения энергоэффективности (как это было при переходе с 28 нм на 16 нм) новые видеокарты не получили.

По части вычислительных ядер CUDA (а они – самое главное в играх) прогресс тоже постепенный. Бенчмарки свидетельствуют, что архитектура Turing не сильно изменилась в сравнение с Pascal, используемой в чипах 1000-й серии. Количество ядер в RTX 2080 составляет 2944, против 2560 в GTX 1080. При равных частотах прирост в играх, не использующих новые технологии, составит порядка 15%, что не особо впечатляет.

Обещают 2-кратный прирост, да вот только параметр не уточняют. Звучит подозрительно © Nvidia
Обещают 2-кратный прирост, да вот только параметр не уточняют. Звучит подозрительно © Nvidia

Учитывая, что большинство существующих игр не умеет использовать новые модули ИИ и трассировки лучей, прирост FPS будет пропорционален приросту ядер. То есть, отдав под тысячу долларов за RTX 2080 (а именно столько она будет стоить с учетом налогов и наценок), вы получите 10-20 процентов прироста на фоне GTX 1080.

Так как за подобную сумму уже сейчас можно взять примерно аналогичную GTX 1080 Ti, да еще и с большим объемом памяти (11 ГБ портив 8 ГБ), можно сделать вывод, что спешка не имеет особого смысла, если новые функции ИИ и трассировки лучей для вас не критичны, а играть планируется в уже существующие игры.

Впрочем, одно существенное улучшение в видеокартах GeForce RTX 2000, которое будет заметно и в старых играх, таки имеется. Мы хоть и не дождались памяти HBM2, но на смену GDDR5X пришли более скоростные чипы GDDR6. Пропускная способность памяти выросла примерно в 1,5 раза: до 448 ГБ/с у RTX 2070 и 2080 (у GTX 1070 было 256, у GTX 1080 – 320 ГБ/с), до 616 ГБ/с – у RTX 2080 Ti. Но опять же, по цене RTX 2080 еще есть GTX 1080 Ti, у которой 484 ГБ/с.

Сбрасывать со счетов GTX 1080 Ti еще очень рано © TrustedReviews
Сбрасывать со счетов GTX 1080 Ti еще очень рано © TrustedReviews

Ускорение памяти способно улучшить работу с большими объемами данных, что особо критично для любителей поиграть в 4К на высоких настройках. Они должны заметить разницу, и прирост составит даже больше теоретических 10-20%. Но в меньших разрешениях и старых играх, не слишком требовательных к памяти, чудо произойдет вряд ли.


Учитывая особенности главных нововведений в Nvidia Turing, бежать сломя голову в магазин за GeForce RTX 2000 нет особого смысла. Оказавшись в первых рядах покупателей, вы рискуете переплатить уже сейчас, а получить ощутимые выгоды только через полгода, год, а то и больше. А к тому моменту новые видеокарты успеют подешеветь.

Если нужна высокоуровневая игровая карта «здесь и сейчас», стоит присмотреться к GTX 1080 Ti. Она стоит наравне с RTX 2080, нор при этом кое в чем лучше (например, объем памяти), не является большим дефицитом и отлично справится со всеми играми. А так ли хороши новые блоки ядра Turing на практике – покажет время. К концу года и цены на RTX 2000 должны снизиться, и игры с поддержкой новых функций выйдут, и драйвера доработают, в общем, новые GPU станут более интересными.