Евгений Васильев
Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Топ-5 фильмов, которые произвели на меня впечатление

© getfunded.co.nz
© getfunded.co.nz

Являюсь ли я кинолюбителем? Скорее нет, чем да, так как с момента просмотра последнего фильма прошло примерно полгода. Погружаться в миры на экране мне особо некогда, а при наличии нескольких альтернатив для проведения свободного времени вариант «посмотреть фильм» окажется где-то в конце их списка. Но, тем не менее, за свою жизнь сотню-другую полнометражных лент, а также несколько десятков сезонов сериалов я видел.

Некоторые из фильмов не могут чем-то зацепить и очень быстро воспоминания о них улетают из головы. Потом, лет через десять, видишь где-то на экране знакомую картинку и понимаешь, что уже видел это. Но в других случаях о самом факте просмотра так и не вспомнить. Однако есть и противоположная категория кинолент, которые навсегда остаются в памяти и заставляют неоднократно пересматривать их. О таких фильмах и пойдет речь.

На случай, если кто-то еще не видел этих лент (хотя мне кажется, что если их видел я – их видели все), постараюсь избегать лишних спойлеров, но гарантировать их отсутствие не могу!

Шестиструнный самурай / Six-String Samurai (США, 1998, IMDB рейтинг 6,7)

Начну подборку с довольно «трэшевой» ленты, снятой начинающим режиссером Лэнсом Манджиа. Фильм довольно необычный, низкобюджетный, но весьма захватывающий, если воплощенные на экране идеи вам хоть немного близки. С целью экономии ленту снимали на пленку с истекшим сроком годности, декорации и костюмы использовались соответствующие, поэтому красивой картинки в высоком качестве от этого произведения синематографа явно ждать не стоит.

«Шестиструнный самурай» по своему антуражу весьма близок к советской ленте «Кин-Дза-Дза!», тоже снятой в пустыне с помощью «палок и веревок», но в плане сюжетной концепции это совсем не то. Фильм относится к жанру альтернативной истории и описывает события в мире, в котором между США и СССР развязалась ядерная война. Постапокаллиптические США оказались предоставлены сами себе, а на пустошах запада страны образовалось государство с королем в лице Элвиса Пресли во главе, правившим до 1997 года.

Король умер, время выбирать нового, и стать им должен тот, кто лучше всех играет рок-н-ролл. Главный герой Бадди, зная об этом, желает попытать счастья и направляется в Лас-Вегас, преодолевая на пути многочисленные опасности и преграды. Но главный посыл ленты заключается не в борьбе Бадди с дикарями или таинственными ветрянщиками, а в противостоянии музыкальных жанров. Режиссер очень удачно наглядно продемонстрировал, как новые направления убили классический рок-н-ролл.

Нельзя не вспомнить и про авторов саундтрека к «Шестиструнному самураю» – группе Red Elvises, созданной выходцами из СССР. Музыка в жанре рок-н-ролл, исполняемая с нарочито русским акцентом, отлично вписывается в общую атмосферу. Благодаря такой манере подачи фильм не смог заставить меня на полном серьезе воспринимать все происходящее, но он отлично передает идею «рок-н-ролл» мертв, заставив задуматься о том, как же меняются музыкальные вкусы общества с течением времени.

Пес-призрак: путь самурая / Ghost Dog: The Way of the Samurai (США, Германия, Франция, Япония, 1999, IMDB 7,5)

© TV Guide
© TV Guide

Я не являюсь большим поклонником самурайского кодекса бусидо, считаю некоторые правила в нем архаичными и нелепыми. Жить, следуя кодексу японских воинов – это явно не про меня. Однако фильм Джима Джармуша, одного из самых необычных режиссеров современности, смог произвести на меня большое впечатление.

Верность слову, данному когда-то давным-давно, является основным посылом ленты. Слову, данному не кому-то, а в первую очередь самому себе. И не имеет значения, к каким последствиям это приведет. Одним из моих жизненных кредо является идея, что слово, данное самому себе, стоит гораздо больше слова, данного миллионам. Поэтому лента про героя, который даже в смертельно-опасной ситуации продолжает следовать своим принципам, просто не могла остаться незамеченной мною.

Благодаря талантливой игре Фореста Уитакера и фирменным режиссерским приемам Джима Джармуша «Пес-призрак: путь самурая» воспринимается легко, несмотря на то, что сама по себе картина достаточно «тяжелая». Режиссер смог добиться этого, сдобрив ленту достаточным количеством пауз для того, чтобы зритель мог усвоить происходящее на экране.

Также в фильме интересно передана тема стареющей мафии, потерявшей былое могущество. Все это сдобрено привычными всем элементами боевика, «ниггерским» саундтреком, вступающим в контраст с поведением главного героя (который хоть и черный, но совсем не такой, какими мы привыкли видеть гангстеров из гетто), а также обилием философских идей.

Человек с Земли / The Man from Earth (США, 2007, IMDB 7,9)

© Radio Lemberg
© Radio Lemberg

Приходила ли вам когда-нибудь в голову идея, что было бы неплохо прожить сто, тысячу или десять тысяч лет, оставаясь всегда молодым? Мне приходила, причем неоднократно. Конечно, это весьма сложное испытание, так как при таком раскладе придется привыкать к регулярным сменам образа жизни и окружения, а также научиться воспринимать уход или смерть близких так же спокойно, как и смену дня и ночи. Но в остальном это весьма интересно и круто.

Узнав о существовании фильма, повествующего о жизни именно такого бессмертного человека, я просто не мог не посмотреть его. Лента Джерома Биксби «Человек с Земли» не может порадовать яркой картинкой, обилием действий, так как все события на экране разворачиваются в пределах небольшого домика. Но иллюстрация рассказов главного героя тут и не нужна, ведь она бы только отвлекала от слов, в то время как главный посыл фильма – именно философские размышления.

Авторы фильма попытались описать жизнь человека, которому много тысяч лет, передав его видение мира. Однозначно, у них это получилось, лента захватывает и после каждого просмотра (а я видел ее раз 5 точно) заставляет погрузиться в размышления. Тем более, что герой ленты – не просто бессмертный человек, а личность, оставившая огромный след в истории. Концовка фильма тоже имеет весьма неожиданный сюжетный поворот.

Форрест Гамп / Forrest Gump (США, 1994, IMDB 8,7)

© AllOfCinema.com
© AllOfCinema.com

«Форрест Гамп» в особом представлении не нуждается, так как это одна из самых известных кинолент в истории. Роберт Земекис смог поместить в 2,5 часа экранного времени целую автобиографию героя, и такой подход мне очень по душе. Жизнь Форреста, не блещущего интеллектуальными способностями, благодаря такой подаче воспринимается на лету, легко и непринужденно. Тем более, что она оказалась очень богатой на разные события, главному герою можно одновременно и посочувствовать, и позавидовать.

Просмотр ленты заставляет задуматься о том, что иногда глупому легче быть счастливым, чем человеку «семи пядей во лбу». Не зря ведь еще библейский царь Соломон в «Книге Экклезиаста» говорил: «Многие мудрости – многие печали, и умножающий знания умножает скорбь». После просмотра фильма начинаешь завидовать герою, его легкому и непринужденному восприятию окружающей реальности, понимая, что сам никогда так не сможешь.

Однако, несмотря на все различия в мировосприятии, даже я таки нашел одну общую черту между Форрестом и мной. Эпизод с бегом – это шедевр. Он прекрасно передает идею о том, что иногда сам процесс может быть целью, и не обязательно вершить дела во имя чего-то, если можно просто наслаждаться любимым занятием. Причем не просто наслаждаться им, но еще и мимоходом выступать мотиватором для других.

Я не люблю бегать, и в своей жизни никогда не пробегал за раз больше пары километров. Но сам посыл: «я просто захотел пробежаться», с подстановкой в фразу более подходящего действия, занимает очень важное место в моей жизни. Зачем искать какие-то поводы или создавать искусственные цели, если можно просто делать то, что хочется. Поэтому данный эпизод из фильма «Форрест Гамп» навсегда останется во мне.

Криминальное чтиво /Pulp Fiction (США, 1994, IMDB 8,9)

© Amazon UK
© Amazon UK

Квентин Тарантино – однозначно один из лучших режиссеров современности, если не лучший. Его фильмы всегда вызывают интерес, поэтому вместо одной ленты их тут могло быть три, пять или семь. Но я все же решил выбрать именно «Криминальное чтиво», как одно из ранних и самых известных произведений режиссера. Не зря этот фильм считается культовым, пользуется популярностью и входит в ТОП-10 лучших кинолент по версии аудитории IMDB, где находится на 8 месте.

Сюжет фильма кажется типичным для криминальной драмы с элементами боевика, но не все так просто. Во-первых, сюжет фильма нелинеен, его эпизоды следуют не в хронологическом порядке. Во-вторых, в ленте имеется несколько последовательных линий развития сюжета, связанных между собой, но очень разных.

Ну и, наконец, весьма неожиданные повороты событий. Не бывает в жизни так, чтобы все шло гладко как по маслу, ни на шаг не отклоняясь от планов. И Тарантино смог передать этот посыл зрителю, используя пусть и гротескные, кажущиеся откровенно нелепыми, но вполне реалистичные развязки событий.

Заключение

Так вышло, что в этой подборке оказались только известные картины с весьма приличным зрительским рейтингом. Конечно, это далеко не все фильмы, которые произвели на меня впечатление и очень понравились, список можно продолжать еще долго. Но сюда попали только 5 отобранных лент, которые пришли на ум практически сразу, а значит, именно они являются «самыми-самыми» для меня.