Руки у меня золотые, да вот только растут они не из того места

Ученые приблизились к излечению ВИЧ

© The Conversation

Согласно публикации известного научного журнала Nature, ученым из Великобритании удалось достичь ремиссии (отсутствия всяких проявлений) ВИЧ уже у второго пациента. Из материала следует, что организм инфицированного человек спустя 16 месяцев после отказа от применения АРТ (антиретровирусной терапии) не демонстрирует никаких признаков наличия вируса.

Это второй случай, когда медики зафиксировали ремиссию у человека, отказавшегося от АРТ. Первым был так называемый «берлинский пациент» по имени Тимоти Браун. У него излечение от ВИЧ было зафиксировано в 2007 году. Этот человек до сих пор жив, и у него не наблюдается никаких признаков болезни спустя годы после прекращения АРТ.

Тимоти Рей Браун – первый человек, вылеченный от ВИЧ © Science
Медицинские приборы

Методика лечения

Положительные результаты в борьбе с вирусом иммунодефицита были достигнуты при использовании донорских стволовых клеток, содержащих мутацию гена CCR5, известную как CCR5-Δ32. Люди, геном которых содержит 2 таких мутации (гомозиготные), имеют иммунитет к разновидности вируса ВИЧ-1. Оба больных подвергались трансплантации кроветворных стволовых клеток от людей, чей геном имеет гомозиготную мутацию CCR5-Δ32.

Белок CCR5 (оранжевый) © Wikipedia

В обоих случаях лечение стволовыми клетками производилось не в рамках борьбы с ВИЧ. И берлинский, и лондонский пациент страдали от онкологических заболеваний, процесс борьбы с которыми предусматривает трансплантацию кроветворных органов. У Брауна была обнаружена лейкемия, а у второго больного – лимфогранулематоз (злокачественное заболевание лимфоидной ткани). Медики лишь подобрали в качестве доноров людей с мутацией CCR5-Δ32 для повышения вероятности успеха лечения.

Помимо пересадки стволовых клеток, пациенты подвергались воздействию химиотерапии, а берлинский пациент также прошел курс радиационного облучения. Они необходимы при операциях такого рода, чтобы «расчистить» организм перед пересадкой донорской ткани. Спустя 1,5 года после лечения было выявлено, что их иммунные клетки все еще не вырабатывают рецептор CCR5 – белок, благодаря которому ВИЧ проникает в них. То есть больные приобрели иммунитет от ВИЧ-1.

Радоваться рано

Несмотря на то, что уже у второго пациента было зафиксировано излечение после трансплантации стволовых клеток, говорить о скором одолении ВИЧ, к сожалению, преждевременно. Врачи лишь зафиксировали факты ремиссии, но полученной информации пока недостаточно для создания методики исцеления. Медики не могут однозначно сказать, какой из компонентов лечения стал ключевым.

Возможно, помочь обрести иммунитет позволила именно пересадка кроветворных клеток, содержащих «хорошую» мутацию гена CCR5. Однако нельзя однозначно сказать, какую роль тут сыграла лучевая и химическая терапия, способствовала она изгнанию вируса из организма, или нет.

Еще одной общей чертой двух пациентов было наличие РТПХ (реакции трансплантата против хозяина), характерного для большинства пересаженных кроветворных органов. Реакция возникает, если стволовые клетки донора не полностью совместимы с организмом реципиента. В таких случаях они хоть и приживаются в новом теле, но воспринимают его враждебно, борются с ним.

Симптомы РТПХ © JAMA Network

Помимо того, что сама процедура кондиционирования (уничтожения больного костного мозга перед пересадкой здоровых клеток), которая обычно требуется при лечении онкозаболеваний кроветворной системы, является очень опасной, большие риски связаны и с возникновением хронической (постоянной) РТПХ. В таких случаях, даже если заменить ВИЧ-инфицированному кроветворные клетки на содержащие мутацию CCR5-Δ32, ему все равно придется жить на таблетках. Разница только в том, что это будет не АРТ, а препараты для борьбы с РТПХ. А они тоже подавляют иммунитет, хоть и не так жестоко, как ВИЧ.

Описанные риски, трудности и побочные эффекты не позволяют использовать пересадку кроветворных клеток для лечения всех случаев ВИЧ. Ведь и перед берлинским, и лондонским пациентом выбор был невелик: или помирать от онкозаболевания, или рискнуть и пойти на пересадку (от «обычного» донора), получив шанс одолеть рак, или то же самое, но еще и с маленьким шансом убить ВИЧ (пересадка от донора с CCR5-Δ32).

Естественно, третий вариант оказался наиболее перспективным, поэтому выбрали именно его. Но людям, которые не болеют онкологическими заболеваниями кроветворных органов, этот метод не очень подходит. Ведь с АРТ можно полноценно жить десятилетиями, а при пересадке кроветворных клеток риск летального исхода для молодых пациентов достигает 5-10%, а для людей в возрасте – и 25%.

1. Стволовые клетки берутся у донора 2. Пациент получает препараты для уничтожения кроветворных клеток 3. Пациент получает донорские клетки © National Cancer Institute

Прогнозы и перспективы

Протокол лечения, использованный в описанных случаях, не подходит для всех ВИЧ-инфицированных. Процедуры слишком опасны, сложны, требуют много ресурсов, а потому применимы только в случае высокого риска смерти пациента от заболеваний кроветворной системы. Но прогресс в случае лондонского пациента, в сравнение с берлинским, заключается в том, что врачам удалось ограничиться более щадящими методами воздействия на организм.

Процесс лечения второго больного сопровождался использованием менее токсичных средств, не столь агрессивным кондиционированием, а также не потребовал лучевой терапии. Риск, что он не выживет, был намного ниже, чем в случае берлинского пациента. Это значит, что медики стали на шаг ближе к излечению ВИЧ хотя бы у тех людей, которые страдают от гемобластозов (онкологических болезней кроветворных тканей).

витамины

Учитывая, что среди людей, не принимающих АРТ, онкозаболевания очень распространены (ослабление иммунитета способствует развитию), свой шанс на исцеление могут получить немало зараженных ВИЧ людей. В рамках экспериментальной медицины врачи, испытывающие и совершенствующие технологию лечения на пациентах, которым нечего терять, смогут со временем сделать ее совершеннее, безопаснее и доступнее. Но, к сожалению, на это уйдет не год и не два.

Что же касается носителей ВИЧ, поддерживающих организм за счет АРТ, то для них наиболее перспективным методом является модификация генома по методике CRISPR-Cas. Но это, к сожалению, еще более сложная технология. Поэтому хоть ученые и приблизились к излечению ВИЧ, но это лишь один шаг большого пути.