Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки и путешествий.

Дизайн жив: современные смартфоны неодинаковые

Дизайн жив: современные смартфоны неодинаковые
Дмитрий Новиченков для Hype.ru

С тех пор, как смартфоны приобрели современный вид, то и дело встречаются на просторах сети комментарии, будто сейчас мобильный дизайн мертв, все телефоны выглядят одинаково, а оригинальные решения остались в прошлом. Сторонники таких взглядов аргументируют свою позицию тем, что раньше у каждой фирмы была уникальность, аппараты одного бренда нельзя было перепутать с кем-то другим, а сейчас вся дизайнерская работа сводится к «один держит Айфон, а второй его обводит».

Разнообразие действительно имело место в прошлом десятилетии. В поисках нового и борьбе за клиента создатели телефонов придавали им самые разнообразные формы. Менялись расположение камер, размер, форма и позиция кнопок, диагональ и ориентация экрана. Также кочевали с места на место динамики, разъемы, вспомогательные кнопки появлялись и исчезали.

Чего стоит, например, один Siemens SX1. У этого смартфона под экраном находились только функциональные и навигационные клавиши, а цифровые кнопки располагались по бокам. Удобства в наборе текста эта конструкция, надо сказать, не давала никакого, зато выглядело эффектно. Такой аппарат четко идентифицировался даже с десятка метров, ни с чем другим перепутать его было нельзя.

Фото: Livius

Сейчас такого практически нет, альтернативные форм-факторы вроде слайдера или раскладушки почти исчезли, принципиальная конструкция всех сенсорных смартфонов одинакова. Все они спереди оснащены большим экраном, занимающим почти всю поверхность, сзади имеют объективы камер, а по торцам – разъемы и функциональные кнопки.

Сложившаяся ситуация вовсе не означает, что никакого разнообразия в дизайне смартфонов сейчас нет. Напротив, унификация форм побуждает разработчиков заниматься именно дизайном, а не изобретением велосипеда и каким-то постмодерном, понятным только единицам. Почему так – сейчас объясню.

Содержание определяет форму

Из двух философских тезисов, «содержание определяет форму» и «форма определяет содержание» применительно к смартфонам верен первый. Внешний облик мобильных устройств сформировался не просто так, он продиктован требованиями рынка к функциональности телефонов. Невозможно сделать маленький смартфон, оборудованный большим экраном, не получится (пока что) установить мощное железо и емкую батарею в корпус, толщиной 2 мм и массой 50 грамм, и еще много чего невозможно.

Все эти «нельзя» заставляют конструкторов искать, а что же все-таки можно. Из таких «можно» и складывается облик современного мобильника. Если есть способ реализовать какую-то функциональность, сохранив удобство использования устройства, этот способ непременно будет использован, а идея – воплощена в жизнь. Стив Джобс показал, что экран на 3,5" (огромный по меркам телефонов 2007 года) можно поместить в относительно маленький корпус – и идея ушла в массы, экраны начали рост по диагонали. Аналогично и с другими функциями.

Фото: Wired

При анализе конструкции смартфонов современности можно провести параллели с автомобилями. В начале 20 века никто не представлял, как должна выглядеть идеальная машина, конструкторы много экспериментировали с дизайном и компоновкой транспортных средств. Рама, положение двигателя, органы управления, форма кузова – все это менялось. Например, у бестселлера начала века, Ford модели T, были педали сцепления, тормоза и заднего хода, газ находился на руле, а ручник – у левой двери.

Фото: ActiveHistory.ca

К середине столетия общий облик авто сформировался, но тяга к разнообразию сохранилась. В это время дизайнеры прибегали к использованию различных вычурных форм и решений, чтобы уникализировать свои творения. Больше всего это характерно для американского автопрома тех лет.

Условный Mercury или Edsel года выглядит стильно и внушительно. Но его параметры – это же страшный сон современных экологов и инженеров, ищущих способы экономить топливо. Судите сами: 5,5-метровый 2-дверный (!) автомобиль имел массу 2 тонны и оснащался 6-литровым мотором V8, расходующим 30+ литров горючего на сотню километров. Это же немыслимое расточительство! Если бы кто-то из современных инженеров предложил руководству автозавода реализовать нечто подобное в среднем классе – начальство бы разве пальцем у виска покрутило.

Фото: www.wallpaperup.com

Современные же легковые авто все, как на подбор, похожи между собой. Уберите распознавательные знаки, логотипы – и человек, не вникающий в тему, не отличит Мерседес от Тойоты точно так же, как не отличит он Xiaomi от OnePlus или Huawei. А все потому, что содержание определило форму.

Фото: dinaris.org

Если нужно экономить горючее – следует делать обтекаемые формы с минимальным коэффициентом сопротивления, избегать тяжелых элементов конструкции. Поэтому никаких вычурных радиаторных решеток, повышающих сопротивление воздуха, никаких тяжелых бамперов, покрытых килограммами хрома и способных разбить в хлам какой-нибудь Matiz при столкновении на скорости 40 км/ч, и т.д. Если важно сохранять окружающую среду, моторы больше 2-3 литров в бюджетном и среднем классе – тоже явно не вариант. То же самое касается и салона: много места для двоих – это удел люкса, в среднем классе такое не купят, так что даешь 4 двери, мягкие кресла для всех пассажиров и т.д.

Угадайте марку авто. Фото: masmotors.ru

Эволюция, которую прошли автомобили за 100 лет, со смартфонами произошла гораздо быстрее. Различные «кирпичи» с антеннами и первые попытки экспериментировать с формами в 90-х – это как эпоха Ford T и Ford A, устоявшиеся конструкции. Но с обилием оригинальных решений в 2000-х – это «золотые» 50-е эпохи FFE в автомобилях США, а современные смартфоны – это уже как авто наших дней. Все, что оказалось излишним, избыточным, ненужным, неудобным, пускай и красивым, уникальным – осталось в прошлом, а сейчас наступила эра прагматизма.

Однотипные смартфоны – это здорово

Хоть современные смартфоны, по описанным причинам, и отличаются однотипностью конструкции, но это прекрасно. Стандартизация форм указывает на то, что эти устройства достаточно приблизились к обретению оптимального облика, наиболее удобного и функционального одновременно. В дальнейшем дизайнерам и инженерам предстоит лишь двигаться к идеалу, сохраняя при этом уникальные черты во внешнем виде телефонов.

Ничто не мешает даже сейчас сделать аппарат узнаваемым с десяти метров, прибегнув к каким-то дополнительным элементам. Однако не все из этих элементов будут одинаково удобны и полезны.

Вырез в экране, вспомогательный дисплей над основным или сзади, подчеркнутые стереодинамики, выразительная противоударная окантовка или выступающий островок с камерами – это решения, одновременно придающие уникальность и пользу. А вот спойлер сзади (вспоминаем Sony-Ericsson), рельеф на корпусе, массивные металлические вставки для красоты (а не защиты) или дополнительное обрамление экрана – это элементы, делающие современный смартфон уникальным, но менее удобным.

SE J300i - такой не перепутаешь ни с кем. Фото: Limundo

Костюм, расшитый стразами и сияющий всеми цветами радуги, как и шляпа с торчащими на метр павлиньими перьями – это может быть интересно Филиппу Киркорову для концертных выступлений. Но такой «прикид» точно не является оптимальным выбором для повседневного ношения. Вот и смартфон, как бы красив он ни был, не нужен каждый день, если он неудобен. И это доказал печальный опыт Vertu. Элитные устройства данной фирмы явно выделялись на фоне моделей для «простых смертных» своим видом, но уступали им в эргономике. В итоге богатые люди решили, что такой гаджет им не нужен, Айфон или флагман Samsung Galaxy будет удобнее, и компания разорилась.

Vertu's Signature Touch – дорого, роскошно, уникально, но не очень удобно. Фото: Digital Spy

Самая прелесть заключается в том, что дизайнеры, находясь под диктатом идей эргономики, стремятся сделать аппарат узнаваемым без потери удобства, и им это удается. Мелкие, но метко выраженные черты дизайна, придают смартфону уникальность не меньшую, чем попугайская раскраска или торчащие украшательства. Уникальный переливающийся цвет, фаски и вставки на алюминии, формы кнопок, элементы оформления камер и другие небольшие особенности – этого достаточно, чтобы сделать девайс самобытным без ущерба эргономике.

Они явно не одинаковые. Фото: techiedrone.in

Конечно, на фоне былого обилия идей, современные смартфоны могут казаться одинаковыми. Но думать так – это то же самое, что сказать, будто рубашка Lacoste и фуфайка-ватник выглядят одинаково. Ну а что: два рукава, воротник, ряд пуговиц спереди, пошиты из ткани – все почти 1 в 1, разница в незначительных мелочах. А ведь, при этом, большинство людей почему-то предпочитает пойти на мероприятие в брендовой рубашке, а не ватной фуфайке.

Найди 10 отличий)

Со смартфонами все аналогично: они не одинаковы, просто разница – в мелочах. И несмотря на то, что какие-то детали могут казаться незначительными, они важны. Подобно тому, как дизайнеры разрабатывают модели одежды, которые будут стильными и удобными для повседневного ношения, тем же самым занимаются создатели смартфонов.

Мы же не считаем стильной и оригинальной только одежду, расшитую чем только можно, изобилующую дополнительными украшательствами и лишними элементами. Напротив, некоторым такие наряды кажутся излишне пижонскими, даже клоунскими. Тогда почему с дизайном смартфонов все должно быть иначе?

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки и путешествий.
Комментарии