Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Компьютеры и смартфоны делают нас глупее? Почему некоторые убеждены в этом

Компьютеры и смартфоны делают нас глупее? Почему некоторые убеждены в этом

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с заявлениями представителей старшего поколения о том, что современная молодежь деградирует, компьютеры и смартфоны – зло, так как люди от них тупеют. Чтобы узнать, что СССР был самой читающей страной в мире, советское образование – лучшее, и «вот мы в детстве разными способами развлекались и развивались, а нынешние дети только пялятся в свои смартфоны», достаточно немного послушать старушек, восседающих возле подъезда.

Никого не смущает, что эти «самые читающие и самые образованные» люди в перестройку и первые постсоветские годы принялись посещать всяких Чумаков с Кашпировскими, заряжать воду у телевизора, ходить к разного рода экстрасенсам и нести последние деньги в МММ. Этого никто не вспоминает, зато некоторые свято уверенны, что они воспитывались правильно и были готовы к любым трудностям, а нынешняя молодежь – «уже не торт», и без своих смартфонов шагу не может ступить.

В защиту своей идеи о том, что люди становятся глупее, консервативно настроенные личности приводят самые разнообразные аргументы. Но почти всегда они опираются на тезис о том, что виноваты именно компьютеры, смартфоны и интернет. Якобы из-за доступности различных электронных развлечений, а также облегчающих жизнь технологий, молодое поколение не развивается. Поэтому сейчас попробуем разобраться, так ли это на самом деле.

Что нам говорит наука

Чтобы сделать анализ, стоит для начала ознакомиться с материалами на тему изменений уровня человеческого интеллекта, публикуемых в научных изданиях. А они выступают явно не на стороне скептиков. Исследования изменений среднего значения IQ, проводимые с 50-х гг прошлого века, говорят об увеличении среднего коэффициента интеллекта примерно на 20%. Такая информация получена на основе анализа выборки, включающей около 200 тыс. жителей ЕС и США, принадлежащих к разным социальным и возрастным категориям. Данный феномен заинтересовал ученых еще в 80-х гг, и ему было дано название «эффект Флинна».

Согласно данным исследований, прирост среднего IQ составляет примерно 2% каждые 10 лет. Очевидно, эта информация противоречит заявлениям о том, что люди становятся глупее. Напротив, молодое поколение превосходит по показателям интеллекта своих отцов и дедов. Можно возразить, будто IQ – это не показатель, но игнорировать эти данные однозначно нельзя. И если наука опровергает теорию о «глупой молодежи», нужно разобраться, куда уходит корнями это заблуждение.

Что такое глупость и где грань между «умным» и «дураком»

Чтобы понять, откуда возникает теория о снижении умственных способностей молодого поколения, стоит посмотреть, как меняется восприятие человеком окружающего мира в зависимости от окружающих условий. И для примера можно рассмотреть человеческое общество, живущее в условиях, сильно отличных от западного мира. На роль такового вполне подходят племена аборигенов Австралии и Океании или бушмены, живущие в относительной изоляции. Их уклад жизни не сильно изменился за несколько тысяч лет, а потому сохранился и древний образ мышления, со своими категориями «ума» и «глупости».

Бушмены. Фото: Peregrine Nutrition

В глазах аборигенов показаться глупцом может человек, который в Европе признан обладателем большого ума. Знание языков, дипломы и диссертации, ученые степени и множество важный открытий, изобретений – это вещи, которые для представителей общин с первобытным укладом жизни ничего не значат. Какому-нибудь бушмену сложно понять, почему человек, доживший до седин, не сможет найти воду в саванне или прийти в какое-то место, находящееся всего в паре десятков километров, если ему детально описали маршрут.

Очевидно, что человек, который не знает элементарных вещей – дурак, ведь найти воду или проложить маршрут по силам даже самому нерасторопному подростку в племени. Представители такого племени посмотрят на него снисходительно, с сочувствием. Ведь несчастный же человек, так как он явно не жилец, если окажется сам где-то посреди саванны.

Причиной снисходительного отношения является как раз то, что представитель европейской цивилизации ничего не смыслит в вещах, жизненно важных для членов аборигенных племен, живущих как в древности. Но не смыслит он в них не потому, что глупый, а потому что все это абсолютно не нужно в его жизни, и рос он в условиях, кардинально отличающихся от африканских.

Если смоделировать обратную ситуацию и поместить австралийского аборигена или бушмена в условия европейского мегаполиса, его участь тоже может оказаться очень печальной. Например, такой человек угодит под машину на первой же дороге, так как не имеет представления об организации дорожного движения в городах. Он не сразу поймет, как пользоваться газом, электричеством, ездить на общественном транспорте или ходить по магазинам.

Если бы по внешнему виду в аборигене нельзя было опознать представителя коренных народов Африки/Австралии, среднестатистический европеец наверняка бы подумал, что имеет дело с человеком с ограниченными возможностями, умственно отсталым. Естественно, это в корне неверно. Просто в данной ситуации бушмен точно так же не знаком с европейской цивилизацией, как европеец ничего не знает о жизни в саванне.

Развитие умений зависит от условий

Анализ умозрительного эксперимента с бушменом и европейцем показывает, что человек очень зависит от среды, в которой он рождается, растет и развивается. Вещи, являющиеся жизненно важными, запоминаются в первую очередь. Но список этих вещей и приоритеты сильно отличаются, в зависимости от того, с чем человеку приходится сталкиваться в повседневной жизни. А так как реалии окружающей действительности склонны меняться с течением времени, вещи, которые были важны 30 лет назад, сейчас могут быть абсолютно бесполезными.

С точки зрения представителя старшего поколения, молодой человек, не способный в одиночку перебрать и починить мотор «Жигулей» в условиях гаража, может казаться глупым. Однако, это заблуждение: данный навык многим попросту не нужен, как и не нужно современному человеку умение запрягать коня в телегу. Условный дядя Вася с золотыми руками, знающий все о ремонте машин ВАЗ, может ничего не понимать в области IT. Однако он вовсе не считает себя дураком из-за этого и не находит никаких противоречий в том, чтобы сегодня попросить знакомого молодого «тыжпрограммиста» зарегистрировать его в «Одноклассниках», а завтра – ругать эту самую молодежь, которая только и умеет, что клацать на своих компьютерах.

Суть в том, что знать все и сразу невозможно, мозг – он не резиновый. Конечно, бывают гении, которые и по 10 языков осваивают, и овладевают тьмой навыков в самых разных областях, но на то они и гении. Среднестатистическому человеку такое не под силу, поэтому его умения и знания зависят от жизненных приоритетов. Если кто-то всю жизнь прожил в одних условиях, но они стали быстро меняться – к изменениям адаптироваться непросто.

Среди людей, родившихся примерно до 60-х годов 20 века, очень много тех, кто с компьютерной техникой на «вы». Это не обязательно деревенские бабушки, есть среди них и немало обладателей высшего образования. Все эти люди долгое время оставались в стороне от сферы IT, а когда пришлось знакомиться с ней, так как мир изменился, и теперь без этих технологий нельзя – постичь все и сразу оказалось очень трудно.

Фото: VideoBlocks

Начав пользоваться современной электроникой, некоторые представители старшего поколения так и останавливаются на стадии начинающего пользователя, если постигать больше им не очень интересно, или учиться не у кого. Все их навыки и накопленный опыт оказываются мало востребованными при освоении новых технологий. А отсюда вытекает следующий момент.

Психология – штука тонкая

Люди по-разному реагируют на трудности и негатив, с которыми сталкиваются в жизни. Одни сразу же оценивают уровень сложности проблемы, чтобы бросить все силы на ее скорейшее преодоление, другие – предпочитают сдаться, смириться с ней, не предпринимая никакого противодействия. Но также существует и третья категория, которая довольно болезненно воспринимает некоторые трудности и реагирует на них не лучшим образом.

Обнаружив, что они чего-то не знают, представители этих трех категорий проявляют разную реакцию. Если речь идет о трудностях с освоением компьютеров и смартфонов, то представители первой группы, для преодоления этих трудностей, начинают детальнее знакомиться с современными технологиями, чтобы идти в ногу со временем. Люди из второй группы обычно останавливаются на мыслях вроде «жили без этого как-то – значит и дальше проживем». А вот представители третьей категории часто и становятся носителями и распространителями идей, будто раньше было лучше, а сейчас не то, и нынешняя молодежь деградирует.

Не желая ни постигать новое, ни смириться с тем, что другие в чем-то намного превосходят их, люди переходят к аргументам из разряда «а у вас негров линчуют!». Вместо того, чтобы признать свою неправоту, они начинают обращать внимание других только на негативные моменты какого-то явления, игнорируя позитивные. В нашем случае все это выливается в умышленную недооценку значимости достижений в области IT, нарочное принижение важности компьютерной техники и занятий людей, работающих с нею.

«Подумаешь, программирует он с 10 лет! Сидит за своим компьютером, зрение только сажает. Делом бы полезным занялся!» – примерно такого рода заявления звучат из уст сторонников идеи «молодежь тупеет». Но очень часто за такими словами скрывается обычная зависть или нежелание уступать дорогу молодым.

Вместо заключения

Собрав воедино все вышеперечисленные мысли и идеи, можно понять, что современная молодежь не глупее представителей старшего поколения, наоборот, средний IQ человечества постепенно растет. Конечно, молодые могут казаться старшим глупыми из-за отличий в условиях, в которых они становились как личность. Вещь, которая кажется шестидесятилетнему элементарной, двадцатилетнему может быть неизвестна по причине ее ненадобности.

Не желая вникать в суть проблемы, некоторые начинают мыслить сквозь призму своих взглядов, оценивая новое поколение так, как европеец оценил бы бушмена, а бушмен – европейца. Также не все готовы смириться с тем, что молодежь в чем-то превосходит их. В результате те, кто не готов, в качестве защитной реакции игнорируют это превосходство молодых, акцентируя внимание на вещах, о которых они знают больше.

Люди, которые убеждены, будто молодежь нынче не та, а в их времена было лучше, существовали всегда. Даже античные источники содержат слова стариков о деградации нового поколения. Если бы это действительно было так – за тысячи лет человечество скатилось бы обратно к первобытному состоянию, а мы сейчас жили как в каменном веке. Поэтому очевидно, что проблема надумана, и никакие смартфоны, компьютеры, интернет и другие технологии не делают нас глупее.


Утрачивая какие-то навыки, мы усваиваем новые, более актуальные и полезные. В этом нет ничего плохого, ведь прогресс – это всегда изменения, в том числе, изменения в головах. Если тезисы о глупой молодежи отстаивает кто-то из ваших близких – подумайте, может человеку просто сложно с освоением новых технологий и это – защитная реакция? В таком случае можно попытаться аккуратно и ненавязчиво помочь ему погрузиться в этот мир. Если же это делает кто-то посторонний – лучше просто не обращать внимания. В конце концов, каждый имеет право на личное мнение, даже если оно в корне ошибочно.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни
Комментарии