Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Ошибка выжившего или почему истории успеха богатых людей вам не помогут

© NBC News
© NBC News

Когда обезьяна вяла в руки палку, чтобы сбить плод с дерева, другая посмотрела на это, последовала ее примеру и осталась довольна. Когда косматый кроманьонец тер две щепки, пока они не воспламенились, он поведал об этом своим соплеменникам. Те тоже остались довольны, наверняка возвели своего сородича в ранг мудреца и начали следовать его примеру. И так на всем протяжении истории. Люди всегда следовали примеру самых умных, ловких, сильных и богатых, чтобы повторить их успех.

В наше время ничего принципиально не изменилось. Как и 10 тысяч лет назад, мы наблюдаем за самыми успешными членами общества, желая быть как они. Изучая биографию Стива Джобса или Билла Гейтса, многие не просто знакомятся с жизнью этих успешных предпринимателей, а надеются повторить их успех.

© profkrg.com
© profkrg.com

Книги, повествующие о достижениях знаменитостей, стабильно пользуются спросом. Их пишут как сами герои, так и те, кто занимается изучением их жизненного пути к успеху. Но вам они, скорее всего, не помогут! И вообще, лучший способ добиться успеха с помощью книги — написать книгу о том, как добиться успеха, и хорошо продать ее.

Лекция «Как заработать миллион за день». Стоимость билета — 1000 рублей. Спешите! Максимальное количество слушателей — 1000 человек.

Систематическая ошибка выжившего

Ну как не восторгаться, изучая биографию Стива Джобса. Бедный начинающий инженер с парой тысяч долларов в кармане, ради которых ему пришлось продать свой старенький автомобиль, сумел создать крутой и успешный стартап. Стартап, который через 40 лет стал самой дорогой корпорацией в мире. Всем так хочется, а потому люди с упоением читают об этом и мотают себе на ус какие-то моменты, желая повторить их на пути к своим миллионам и славе.

Стив Джобс и Стив Возняк, 1970-е © CNBC.com
Стив Джобс и Стив Возняк, 1970-е © CNBC.com

Но те, кто читает об успехе других, забывают о существовании «систематической ошибки выжившего». Джобс сумел сделать свой стартап успешным, и о нем теперь пишут книги. А сколько было тех, кто, имея даже больший стартовый капитал, и вовсе не будучи дураком, все равно «не взлетел» и разорился, история умалчивает. А было их очень много, немало и сейчас.

История Стива — всего лишь история о том, как человек создал мегакорпорацию, а не прямая инструкция к действию. То же самое касается и других богатых и успешных личностей. Написать: «продал яблоко — купил два, продал два — купил десять, продал десять — купил ящик, продал ящик — открыл магазин» легко, но на практике все сложнее.

Тот, кто добился успеха и делится опытом, рассказывает только о ситуации, которую он сам пережил. Но условия переменчивы. То, что работало вчера, не обязательно так же эффективно сработает завтра. Не все, что применимо к условиям США, актуально для Европы, и так далее. Петя в 2016 купил сто Биткоинов за $100 тыс., а через год продал их за $2 млн. Вася, Ваня, Коля и Маша купили в 2017 десять BTC по $17 тыс., а сейчас могут продать их только по $7 тыс. И такие истории сплошь и рядом.

Истории чужого успеха - это интересно, но не всегда эффективно © SHARK Belief
Истории чужого успеха - это интересно, но не всегда эффективно © SHARK Belief

Субъективность человеческих суждений

Любой, кто добился успеха, может поделиться своей историей. Он может просто рассказать ее биографу, а может сам проводить лекции и тренинги, делясь опытом. Но все его суждения и выводы — плоды одного ума, содержащие большую долю субъективности. Даже если человек уверен, что твердо знает причины своего успеха, это может быть вовсе не так.

Человек, уверенный в том, что секрет успеха его детища кроется в какой-то особенности или достоинстве, может глубоко заблуждаться. Не факт, что именно она способствовала популярности и доходам. Вполне возможно, что как раз это не имело значения для клиентов, или даже было для них недостатком, а реально помог продвижению случай. К примеру, своевременная реклама (не обязательно прямая) в удачном месте в удачный час, выход на нужных людей или вхождение в новую нишу, не очень занятую до этого.

© Medium
© Medium

Изменчивость и непредсказуемость рынка

Рынок — очень сложная структура, поддающаяся прогнозированию крайне плохо. Даже если какие-то из шагов, предпринятых успешным человеком, в свое время были действительно универсальными, есть одна проблема. Было это давно, ситуация на рынке уже сто раз изменилась. Эффективность инструкций, работоспособных в большинстве случаев 10, 20 или 50 лет назад, сейчас наверняка близка к нулевой.

Развивая свое дело, успешные люди попадали в струю, сумев своевременно предложить рынку нечто интересное и впоследствии востребованное. На этом основании можно сделать вывод, что нужно следить за рынком, смотреть, в чем он нуждается, и пытаться дать это. Вроде все просто, как дважды два. Если люди хотят копать золото, нужно продавать им кирки, и станешь богатым. Но нынешняя экономика — сложная структура, содержащая 7 млрд элементов.

Как говорил уже упомянутый Стив Джобс:

Невозможно создать хороший продукт, основываясь на опросах людей или пользуясь фокус-группами. Люди сами не знают, чего они хотят, пока им это не покажешь.

Даже если дело кажется стопроцентно выгодным, инструкции, полученные из книги о жизни и успехе миллионера, не помогут стать богачом. Что-то точно пойдет не так, и если желаемое таки будет достигнуто, то скорее вопреки, а не благодаря чему-то.


Значит ли все вышеизложенное, что книги про успех отдельных личностей или какие-то лекции и тренинги, посвященные достижению успеха и опирающиеся на частные примеры, не стоят внимания? Однозначно, нет. Любая информация в перспективе может стать ценной, а перенимать чужой опыт бывает весьма полезно. Просто не стоит рассматривать почерпнутые знания как прямую инструкцию к действию и пытаться действовать по ней. Просто узнавайте новое, анализируйте, делайте выводы, действуйте. И у вас получится.

Один хлопок? Или же бурные овации? Хлопая больше или меньше, вы показываете, какой пост действительно чего-то стоит.
Александр Навагин Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни
Комментарии