Александр Навагин
Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Почему деление искусства на «низкое» и «высокое» нелепо

Почему деление искусства на «низкое» и «высокое» нелепо
© GoldVoice.club

Искусство разнообразно. Разница между симфонией Моцарта, статуей Микеланджело, картиной Дали и хитом Deep Purple огромна, но это все – искусство. Дать ему лаконичное и четкое определение тяжело, но если все же попытаться, то:

Искусство – это процесс или результат выражения творцом своих эмоций в объекте (материальном или нематериальном), способном побуждать эмоции и переживания в сознании других людей.

Объектом может быть песня, картина, скульптура или танец, но общий принцип всегда един: человек А (творец) выражает в этом объекте некие эмоции, а человек Б (наблюдатель/слушатель) – под впечатлением начинает испытывать свои эмоции. И эмоции эти могут быть разными, не совпадать у персон А и Б. Художник писал картину в состоянии разочарования, но наблюдателей она умиротворяет.

Форма передачи эмоций может отличаться, как и сами эмоции. И многие склонны, на основе анализа этих эмоций или формы их передачи, разграничивать искусство на «высокое» и «низкое». Такие люди относят одни виды или жанры к «высоким», пренебрежительно относясь к другим. Однако подобный подход нередко является результатом снобизма, ханжества и высокомерия. Деление искусства на низкое и высокое нелепо.

Каждый человек – самобытен. Мировоззрение, внутренняя система морали, чувство прекрасного и особенности эмоционального восприятия у всех отличаются. Относя тот или иной жанр к низкому/высокому искусству – каждый оценивает по своим критериям, сформированным на основе внешних и внутренних факторов. Но все они – субъективны.

Относить хип-хоп в музыке или примитивизм в изобразительном искусстве к низким жанрам, и пренебрежительно относиться к их ценителям потому, что они (жанры) не нравятся – нелепо. Это то же самое, что обозвать дураками всех, кто не любит яичницу, ибо вам она не по вкусу. Или сказать, что кроссовки носят только спортсмены и плебеи, а приличные люди в повседневности ходят в туфлях.

Разделять искусство на высокое и низкое не по жанрам, а по форме выражения – тоже нелепо, пусть и в меньшей степени. Потому что восприятие разное, и в любом произведении каждый видит свое. Один находит в статуе Давида воспевание естественной мужской красоты, а другой – похабщину с голым членом.

Давид. Микеланджело, 1504 © GetYourGuide
Давид. Микеланджело, 1504 © GetYourGuide

Некоторые супрематисты боготворят «Черный квадрат» Малевича. Но как по мне – примитивная мазня, к тому же, он не совсем квадрат, и не совсем черный. Но если в этой картине я не вижу ничего, кроме желания придраться к формальности – это вовсе не значит, что его не видят другие. Поэтому я не считаю супрематизм низким искусством.

Черный супрематический квадрат. К. Малевич, 1915 © Wikipedia
Черный супрематический квадрат. К. Малевич, 1915 © Wikipedia

Или, прости господи, возьмем «Кольщик» Михаила Круга. Простая музыка, простые слова, грусть тюремной «романтики» – ну чем не низкое искусство? Но, если вникнуть и попытаться понять – появляются поводы задуматься.

Тут вам и сочетание показной набожности с душой человека, который явно нарушил заповедь «не укради» или «не убей», но не желает раскаяния, и общечеловеческие желания, и тоска, явно указывающие на наличие внутренних противоречий у поющего, которых он не видит. Много пищи для раздумий, анализа чужих эмоций и порождения собственных.

Да, такое искусство создается представителями маргинальной группы населения для других представителей этой группы. Но оно не становится низким лишь потому, что создано низкими слоями социума. Его можно игнорировать, можно критиковать за отдельные аспекты, можно видеть там что-то свое. Но так как это вещь субъективная, «сферический в вакууме» Круг – это такое же искусство, как и Моцарт. Не высокое, и не низкое.


Можно было бы попытаться сортировать произведения по «качеству композиции», но и этот параметр может быть важным компонентом, внесенным умышленно.

Является ли легкая асимметрия в «Черном квадрате» результатом небрежности художника (мог бы хоть линейку-уголок взять), его «халтурой», или Малевич специально так задумал?

Свидетельствует ли вокалист, орущий и не попадающий в ноты, что группа не смогла найти нормального певца? Или это задумка, дополняющая смысл песен о несовершенстве этого мира?

Являются ли признаком некачественного искусства простая мелодия песни, плюс примитивный текст? А может, так надо? Вдруг цель – не погрузить слушателя в ноты и лирику, а вызвать индивидуальные переживания, или даже просто побудить его расслабиться и потанцевать?

Дать ответы на эти вопросы нереально. Даже сам творец, спустя некоторое время, может не ответить.


Очень разные произведения находят поклонников среди разных людей. Что-то близко именно вам, а что-то абсолютно чуждо. Но считать низким искусством какие-то его проявления потому, что их форма или содержимое не соответствуют индивидуальным предпочтениям – признак непонимания сути искусства. Выпускник консерватории, рассуждающий о низости рэпа или панка, выглядит столь же нелепо, как авиаконструктор, уверенный в никчемности автомобиля потому, что он не летает.