Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Почему рынок планшетных компьютеров сдает позиции

Фото: Consumer Reports
Фото: Consumer Reports

Аналитическая компания IDC опубликовала годовой отчет о положении на рынке планшетных ПК в 2017 году. Специалисты в очередной раз отметили уменьшение объемов сбыта этих устройств. Всего за 2017 год производители реализовали 163,5 млн планшетов. В 2016 году этот показатель достигал почти 175 млн, в 2015 – 206 млн, а в 2014 – около 230 млн. Таким образом, объем рынка планшетов снижается уже четвертый год подряд. До этого, с момента выхода первого iPad в 2010 году, продажи планшетных ПК стабильно росли.

Спад на рынке обычно сигнализирует о проблемах и необходимости поиска новых решений для привлечения покупательской аудитории. Но в случае с планшетами он является закономерным и легко объясняется. Существует ряд факторов, которые привели к тому, что поставки планшетов сокращаются четвертый год подряд.

Насыщение рынка

Главная причина того, что продажи планшетов стабильно падают, кроется в насыщении рынка. По этой же причине застой наблюдался и на рынке компьютерных комплектующих, до того, как на волне популярности майнинга продажи железа снова пошли вверх. Все, кто хотел себе планшет, давно его купили, но обновлять гаджет эти люди не торопятся.

В отличие от смартфонов, которые большинство меняет примерно раз в 1,5 года, средний срок использования планшета заметно длиннее. Причина этого кроется в том, что многие не выдвигают к нему таких строгих требований, как к мобильнику. Планшетный компьютер – это гаджет, который используется большинством не постоянно, а главными задачами для него являются веб-серфинг, просмотр видео, чтение. Для исполнения этих функций не требуется очень мощное железо, а потому срочно идти за новым планшетом явного повода нет.

Так как средняя интенсивность использования планшетного ПК несколько ниже, то и заряжать его приходится реже. Из-за этого естественная деградация батареи тоже происходит медленнее, чем в смартфоне. А для тех, кто пользуется планшетом преимущественно дома, даже снижение автономности не является критичным. Как следствие, у людей меньше поводов задуматься о приобретении нового планшета.

Рост диагоналей экранов смартфонов

В 2010 году, когда представили первый iPad, средняя диагональ экрана смартфона составляла около 4 дюймов (у iPhone было 3,5"). После выхода первого Samsung Galaxy Note в 2012 все производители начали двигаться в сторону увеличения дисплеев. Примерно в 2014 экраны на 5" стали нормой, стали набирать популярность фаблеты на 5,5" и больше. В итоге компактные планшеты на 7-8" уже не так разительно выигрывали у них по площади экрана, но проигрывали по массе и габаритам.

iPhone 5S (4"), iPhone 6 (4,7"), iPhone 6 Plus (5,5"), iPad Mini (7,9"). Фото: Лайфхакер
iPhone 5S (4"), iPhone 6 (4,7"), iPhone 6 Plus (5,5"), iPad Mini (7,9"). Фото: Лайфхакер

Минимизация рамок вокруг экрана и начало перехода на дисплеи со сторонами 18:9 лишь усилили тенденцию вытеснения планшетов. Если раньше часть покупателей нуждалась в двух гаджетах, то сейчас смартфон с дисплеем на 6+ дюймов способен справиться и с функциями планшета, заменив его.

iPad Mini 4 (7,9"), Mi Maxx 2 (6,44"), Huawei P10 Plus (5,5") и iPhone 7 Plus (5,5"). Фото: Tech4 Gadget
iPad Mini 4 (7,9"), Mi Maxx 2 (6,44"), Huawei P10 Plus (5,5") и iPhone 7 Plus (5,5"). Фото: Tech4 Gadget
Лично я отношусь как раз к той части аудитории, для которой распространение больших фаблетов сделало планшеты неинтересными. В 2015, когда я пользовался смартфоном с экраном 4,5", у меня был планшет на 8", и я периодически использовал его. Но после покупки фаблета с 5,5" очевидная потребность в планшете пропала, а с нынешними 6,44" – я и вовсе не вижу надобности в нем.

Застой на рынке чипсетов

Производители чипсетов не торопятся выпускать новые SoC, ориентированные специально на планшеты, и предлагающие больше возможностей, чем их «собратья» для смартфонов. Intel сейчас совсем не делает чипов Atom со сверхнизким потреблением, так как сочла этот рынок не перспективным. MediaTek тоже ушла из ниши высокопроизводительных SoC и сконцентрировалась на производстве бюджетных и среднеуровневых чипов для смартфонов.

Nакие компании, как Rockchip, Spreadtrum или Alwinner вовсе никогда не были законодателями мод на рынке SoC, поэтому у них нет действительно привлекательных чипов. «Держат марку» только Qualcomm, Samsung и Huawei, но и у них нет ничего революционного. Корейская и китайская компания не спешат радовать новыми топовыми планшетами на базе процессоров серий Exynos 8хxх и Kirin 9хх, которые были бы интересны для игрового и профессионального применения.

Из всех чипмейкеров наиболее очевидными выглядят перспективы Qualcomm. Компания активно работает над внедрением поддержки x86-инструкций во флагманские ARM чипы (Snapdragon серии 8хх). Если ей удастся реализовать планы, то появление планшетов с подключаемой клавиатурой, способных работать с полноценной ОС Windows, вполне может взбодрить рынок.

Фото: The Verge
Фото: The Verge

Появление новых ультрабуков-трансформеров

Компания Intel ушла с массового рынка чипсетов для планшетных ПК, прекратив развитие SoC сериий Atom x3, x5 и x7, но зато активизировалась в области чипов для ноутбуков, на базе архитектуры Core. Это ограничило производителей планшетных ПК на базе Windows или с двумя ОС на борту, но дало больше возможностей разработчикам ноутов. Процессоры стали мощнее, энергоэффективнее, доступнее, что позволило создавать более компактные ноутбуки, оснащать их сенсорными экранами и хорошими батареями.

Современный ультрабук с сенсорным экраном на 10-12 дюймов, способным поворачиваться на 360 градусов, не сильно габаритнее крупного планшета. Но при этом такие портативные ПК оснащаются полноценными инструментами ввода-вывода, имеют больше разъемов, а благодаря ОС Windows умеют работать с профессиональным софтом.

Фото: Notebook Reviews
Фото: Notebook Reviews

В итоге, для профессионального применения, планшетам предпочитают ультрабуки-трансформеры, а для мультимедия и развлечений – или используют старый планшет, или покупают новую «таблетку» бюджетного уровня. Ведь продажи планшетов хоть и стабильно подают, но просадки рынка не назвать катастрофическими. Просто часть их аудитории увидела альтернативы в гаджетах других классов.

Политика Apple

Компания Apple является лидером рынка планшетов, на ее долю в последние годы стабильно приходится около четверти мировых продаж этих устройств. Корпорация стала первопроходцем рынка (планшеты производились и до того, но были интересны очень малой аудитории), породила бум на «таблетки». Именно на Apple часто ориентируются другие фирмы, а потому ее влияние на рынок очень значительное.

Примерно года так с 2012-2013, когда появились iPad с Retina, прогресс в яблочных гаджетах может казаться не очень заметным. Сейчас в плане выпуска новых моделей компания придерживается довольно консервативной позиции. Ее новые устройства очень похожи на предшественников внешне, и прогресс для многих не очевиден.

iPad 9,7" 2017. Фото: CNET
iPad 9,7" 2017. Фото: CNET
iPad Air 9,7" 2013. Фото: CNET
iPad Air 9,7" 2013. Фото: CNET

Не вникающему в специфику технологий человеку сложно понять, чем новый девайс 2017 года отличается от iPad Air 2013 года (который до сих пор нормально работает). В итоге нет какого-то повода «встряхнуть» рынок, чтобы снова привлечь интерес массовой аудитории к планшетным компьютерам. А если этого не может сделать Apple, то у других тем более вряд ли получится.

Заключение

На рынке планшетных компьютеров сложилась ситуация, которую можно охарактеризовать как «замкнутый круг». Производители видят спад продаж, а потому не спешат тратить ресурсы на разработку и производство инновационных устройств, но так как они не делают этого – продажи и дальше снижаются.

Насыщение рынка, замедление прогресса, появление больших смартфонов и компактных сенсорных ультрабуков, наряду с отсутствием громких инноваций, вызвали снижение объемов продаже планшетных ПК. Однако о том, что эти устройства отмирают как класс, говорить все же нельзя. Ведь 163,5 млн – весьма солидная цифра.

Фото: TrendForce
Фото: TrendForce

Для сравнения, компания TrendForce сообщает о продажах в 2017 году почти такого же числа ноутбуков (164,7 млн). А о потере актуальности лэптопами говорить точно не приходится.