Пастор секты свидетелей Xiaomi, любитель металла, футбола, рыбалки, истории. Почти инженер и историк по образованию, шут по призванию, чудак по жизни

Почему современные авто так похожи друг на друга

Почему современные авто так похожи друг на друга
© What Car?

Автомобильный дизайн, похоже, переживает не лучшие времена. Нет обилия форм, стилистических решений, все используют плюс-минус одинаковые приемы. Человек, не знакомый с автопромом очень тесно, с пары десятков метров рискует не отличить Lexus от Mercedes, а Toyota – от Hyundai. Китайцы – те, вообще, не стесняются подражать бестселлерам, вроде BMW X5.

Многим кажется, что сходство в дизайне вызвано исчерпанием идей, творческим кризисом. Некоторые и вовсе считают, что автокорпорации обленились, обнаглели, и продают одно и то же, дабы не тратиться на разработку и побольше зарабатывать. Но не все так плохо. Во-первых, однообразие имеет веские причины, во-вторых, проблема кажется большей, чем есть на самом деле.

А разогнаться-то и негде

В XXI веке на смену художественному подходу в конструировании автомобилей окончательно пришел сухой научный расчет. В старину ведущий дизайнер мог набросать внешность авто, кажущуюся ему революционной, а инженеры уже адаптировали ее под реалии производства, и разрабатывали чертежи для воплощения идеи в металле. Сейчас такой подход могут себе позволить только создатели мелкосерийного эксклюзива, но не массового транспорта.

Инженерам приходится работать в условиях большой всемирной конкуренции, царствующих идей об экономии и экологии. Также они сильно ограничены требованиями, выдвигаемыми законами к чистоте выхлопа и уровню безопасности. Малейший шаг в сторону рискует привести к серьезным последствиям, провалу новой машины.

Экономичность

Топливо в современном мире стоит немало, поэтому его нужно экономить. Кроме того, чем меньше сгорает бензина, и чем полнее этот процесс – тем меньше загрязнений в атмосферу выделяет автомобиль. Это значит, что ему будет проще пройти сертификацию на соответствие нормам ЕВРО-5 или 6.

Сделать машину, которая будет необычайно легкой, или разработать методы передачи энергии на колеса с минимальными потерями пока нельзя. Поэтому все, что остается разработчикам – это работы над кузовом и формой. Чем ниже коэффициент аэродинамического сопротивления, тем легче ехать автомобилю, и тем эффективнее он будет расходовать топливо.

Аэродинамика оказывает большое влияние © GM Media
Аэродинамика оказывает большое влияние © GM Media

Аэродинамика и является главной причиной однообразия. Этот раздел физики имеет свои законы, которых и нужно придерживаться дизайнерам. Нельзя сделать «кубик», вроде Gelandewagen, или длинный «сарай» с острыми углами, а-ля ВАЗ-2104, который будет эффективно преодолевать сопротивление воздуха. Обтекаемость, плавные линии, правильная с точки зрения аэродинамики форма – единственный вариант спасения. Поэтому современные авто просто вынуждены быть очень похожими в профиль.

Безопасность

Требования норм безопасности – еще один ограничитель для дизайнеров. Во-первых, машина должна быть максимально безопасна для пешеходов. Поэтому варианты со всякими массивными, острыми, и тому подобными бамперами отпадают. Только округлый пластик, разлетающийся в щепки от малейшего контакта при легком столкновении с бордюром.

Слишком короткий передок – нехорошо, он должен сминаться в серьезном ДТП, но мотор не должен при этом оказаться в салоне. Крыша с тонкими стойками – тоже нежелательно, потому что при опрокидывании люди сильно пострадают. Другой подход к созданию дверей, эксперименты с расположением мотора, принципиально новый подход к остеклению – все это или ухудшает аэродинамику, или безопасность, или просто нерационально.

Современный авто должен успешно проходить краш-тесты © AARP
Современный авто должен успешно проходить краш-тесты © AARP

Все не так плохо, как кажется

Помимо объективных причин, по которым современные автомобили не могут сильно отличаться друг от друга, имеет значение и субъективность восприятия. Сравнивая «современные» авто со «старыми», человек оперирует неравноценными категориями.

«Современный автомобиль» – это машина, выпущенная год, пять, максимум, лет десять назад. Но, при этом, понятие «старый» охватывает продукцию автопрома, выпущенную за целый век. Старая машина – это и фаэтон 30-х, и бизнес-седан 50-х, и дедушкин «Запорожец» 75-го года выпуска, и Toyota Century 95-го. Естественно, эта категория гораздо шире, чем совокупность авто наших дней. И вполне закономерно, что разнообразие дизайна среди автомобилей, выпущенных за 100 лет, в десяток раз больше, чем за 10.

Удерживая в памяти только самые известные и выделяющиеся модели авто прошлого, человек ставит в один ряд представителей разных поколений. Отличается ли Ford Mustang 1967 года от Honda NSX 1991? Безусловно. Есть ли у ЗАЗ-968 сходство с Plymouth Barracuda? Ну, у них обоих по 4 колеса и 2 двери… Есть ли сходство между BMW 7 F01 и Kia Quoris или Audi A8? Таки да, хоть и отдаленное.

BMW F01 © Wallpapers High Quality
BMW F01 © Wallpapers High Quality
KIA Quoris © KIA
KIA Quoris © KIA
Audi A8 © Automobile Magazine
Audi A8 © Automobile Magazine

Вот здесь и закрадывается логическая ошибка в умозаключениях. Противопоставлять однотипным представителям одной эпохи нужно тоже представителей одной эпохи, но из прошлого. Поставив рядом Ford Muatang, Chevrolet Camaro и Dodge Challenger 1970 года, вы увидите различий не больше, чем между современными представителями одного класса.

Точно так же можно проследить элементы сходства между советской «Волгой» ГАЗ-21, немецким Mercedes W120 и американским Chevrolet 210 или Ford Mainline, выпускавшимися в 50-х годах прошлого столетия. У популярного VW Golf ранних поколений найдется немало «дублеров», в лице тех же Opel Kadett D, Peugeot 205, Fiat Uno и еще дюжины машин. Того разнообразия, что представляется на первый взгляд, вовсе не было и в XX веке.

ГАЗ-21 1956 © Drive2
ГАЗ-21 1956 © Drive2
Chevrolet 210 1954 © Hemmings Motor News
Chevrolet 210 1954 © Hemmings Motor News
Ford Mainline 1954 © MOMENTcar
Ford Mainline 1954 © MOMENTcar

Безусловно, сходство между современными автомобилями прослеживается. Все производители сейчас подходят к конструированию моделей, используя строгий научных подход, руководствуясь требованиями по безопасности, экономичности и экологичности. Все это не позволяет никому создать массовую машину, которая будет внешне принципиально иной, отличающейся от всех конкурентов. Но не стоит думать, будто раньше было совсем иначе.

Представление об автомобильном мире прошлого, как идеальном и разнообразном, зачастую является следствием ошибок в рассуждениях. Конечно, старые машины выглядели не так, как новые. В истории можно найти самые различные творения инженеров и дизайнеров. Однако если говорить о конкретных эпохах, и сравнивать с современностью именно представителей одного времени – можно увидеть, что как и ныне, производители придерживались одних и тех же тенденций.